Борис Алмазов «Лицо не прячь!»
Герой цикла рассказов «Лицо не прячь!» — пятилетний Борис, живущий с мамой и бабушкой в городе, хранящем еще следы блокады. Отец и дед погибли на войне. Вместе с Борисом мы видим колонну марширующих немецких военнопленных («Немцы всегда пели. Почему? Теперь я думаю, что им было страшно идти по изуродованным улицам города, который они три года штурмовали, бомбили, расстреливали… Но скорее всего, срабатывала многолетняя неискоренимая привычка петь в строю. Пой, маршируй и не о чём не думай!»), наблюдаем за тем, как меняется город, что появляется в нем нового… Что замечает ребенок, от чего его сердце начинает сильнее биться, и от чего он может отказаться в возрасте пяти лет? В первом рассказе в витрине открывшегося магазина вдруг появляется… серебряный конь!
«Конь был прекрасен! Рядом с его золотой шёлковой гривой, с его лаковым крупом в серых яблоках, жарко открытыми розовыми ноздрями, красным седлом и золотыми копытами померк даже матросский бушлатик [мальчика-манекена]!»
Мальчик знает, что они бедные, то маленькой зарплаты мамы, работающей медсестрой, и бабушкиной пенсии, которую она получает за убитого сына, едва хватает на то, чтобы свести концы с концами, но он настолько потрясен видом этого великолепного коня, что не выдерживает и спрашивает маму, сможет ли она его купить.
«И мама, повернув моё лицо к себе и заглянув в самые мои глаза, сказала:
- Нет, сынок Я не смогу этого сделать…
… Мы шли домой, и я вдруг словно бы увидел впервые разбитыве дома на нашей улице, немцев, разбиравших развалины, я почувствовал мамину хромоту — след фронтовой контузии…
Но не подавленность, не растерянность появилась вомне, наоборот! Я почувствовал себя опорой и заступником двух маленьких и больных женщин: мамы и бабушки. Я почувствовал себя сыном этого многострадального города, который терпит разруху, как долгую болезнь, и ждет, когда я приду ему на помощь…
Я — вырос и потом стал достоин правды».
Об этом же — о взрослении и воспитании человека — и другие рассказы цикла. Вместе с Борисом и его родными мы едем на родной Дон — и находим там еще более голодных людей, чем в Ленинграде, вместе с ним мы идем поздним вечером просить прощения у человека, который привез им хлеб и которого он намеренно обидел, вместе с ним мы получаем первую премию в жизни из рук Виталия Бианки и проникаем на территорию детского садика на встречу с Чуковским. Из этих двух рассказов, кстати, узнаем, что и Бианки, и Чуковский терпеть не могли показушность и при возможности (думаю, что она была не всегда) общались с детьми, как хотелось им, а не работникам детского сада и руководителям пионерских организаций.
В последнем рассказе этого цикла — «Мой тренер» — Борису уже четырнадцать лет, он потомственный донской казак, и лошадь с детства присутствует в его жизни: в кино, в книгах, в снах. Мальчик попадает в конно-спортивную школу к старому тренеру, и повествование — о нем, мужественном и уже старом человеке, потерявшем в годы войны семью и родных, влюбленном в свое дело и в этих благородных животных, строгом наставнике и Учителе (не побоюсь этого слова).
Содержание (части, тома): по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— сборник «Самый красивый конь», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва