Станислав Карапапас «С одним крылом»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Опубликовано в сети в 2017 г.
Доступна аудиоверсия: https://www.youtube.com/watch?v=do8U50c2u0E
В 2019 году рассказ был номинирован на премию «Роскон».
Входит в:
— цикл «13-я фантЛабораторная работа» > цикл «Второй тур»
— журнал «Мю Цефея. Переломный момент. № 1, 2018», 2018 г.
— антологию «Аэлита/015», 2019 г.
— антологию «Ad bestias», 2022 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Графоманъ, 27 октября 2019 г.
Решил написать отзыв — поскольку интересный повод поговорить о разнице в оценках этого рассказа участниками ФЛР и «редакторской» оценкой, назовем ее так.
Средняя оценка — не очень высокая, с моей точки зрения — достаточно незаслуженная, но это, разумеется, мое кривое ИМХО. Рассказ — неплохая социальная фантастика, антивоенный — что всегда ставлю в плюс. Яркий образ главгера, отнюдь не «картонный», с кучей тараканов в голове. В плюс также «кинематографичность» повествования, когда при чтении в голове прокручивается «визуальный» ряд. Я поставил семерку, но я вообще оценки ставлю очень кисло, эта самая семерка — безусловное попадание в сборник «Аэлита/015». Да, есть, разумеется, некая «вторичность», но «все уже было в Симпсонах» (с)
Тут посмотрел — рассказ опубликован так же и в Мю-Цефея, а там тоже планка высоко стоит. (Тут следует легкий укор автору — предупреждать надо о публикациях).
Не поленился — полез смотреть, кто и какие оценки ставил на «Аэлите». А этот рассказ был в группе у Светланы Васильевой, а для меня ее вкус — почти эталонен. Она ему поставила очень выскоую оценку. А это значит, если бы автор рассказ еще и в «Полдень» бросил, то его с очень большой вероятность туда бы взяли.
Вот такая интересная загогулина — на ФЛР не самые высокие оценки, а «редакторская» оценка — сильно положительная.
Так к чему я это? Ну, собственно говоря, ни к чему. Просто — вот такой пейзаж. Этим нравится меньше, этим нравится больше. И более ничего...
tgubonyi, 6 ноября 2019 г.
Рассказ — доказательство теоремы «позитив рождается в борьбе» от противного. Прям черным-черна жизнь главного героя, одно светлое пятно — доводится отомстить по случаю. Читается как мейнстрим. Это сейчас модно.
пан Туман, 26 мая 2017 г.
Не история, а игра в поддавки, со всеми – с читателем, с героем. Первому скармливают шаблонного опустившегося инвалида под видом Рыцаря в ржавых доспехах, который бухает, дерется, тоскует по дочке и ненавидит тех, кто его таким сделал. Второму на блюдечке выдают его мечту – по сути, беспрецедентный случай, один на дохреналион, а он тупо сливается и идёт к проститутке. Серьезно? А, он разослал видео всем, кому смог. Ну да, выложился по полной. Подвиг длиной в целое предложение.
Ну, а поскольку автор с героем не перетрудились и даже не вылезли из груды расхожих штампов, критик в лице меня тоже надрываться не обязан.
A.Ram, 22 мая 2017 г.
Хорошо написанный рассказ про ранее хорошо и много написанные герои-потеряшки. Поскольку нам китайско-армянский друг постоянно блуждает по кругу и трындит об одном и том же (как его клоны-предшественники), то к середине рассказ читается уже как-то заунывно. Что новое он может сказать, герой этот негероический, рождённый небритым?
С учетом фобии героя и его увечья – название рассказа читается как весьма жёсткая издёвка автора над героем. Неужто дитятко настолько нелюбимо? Тогда зачем?
Финал – жуткая роялище. И что самое смешное? Герой ведь не любит птичек не просто так, он их подозревает – глобально, на уровне подставы во вселенских масштабах, злодейство над человечеством. А что ему выкатывают на рояле? Какой-то левый бармен, в каких-то левых декорациях, из-за какой-то левой ссоры получает пером в спину. Вау! Галактическое злодейство! А ещё они, гады, вчерашнюю жвачку из грязных джинсов тырят в прачечных!
Бармен-та… в начале – такой прям дурачок бородатый, а в конце – натуральная штирлица бондовна, за ним даже отдельные шаттлы гоняют, лишь бы уколбасить. Вот где второй смысл, третий слой и червёртый вкус рассказа!
видфара, 26 мая 2017 г.
Жёсткая история, немного похожая на раннего Лукьяненко. ГГ отталкивающе притягателен, за него переживаешь, ему сочувствуешь. И в то же время злость берёт от его общего настроения и пустоты, бушующей внутри таких Юэнов… Финал истории созвучен ГГ – он безнадёжно оборван, но выписан так, что хочется немного поаплодировать автору.
Shean, 23 мая 2017 г.
Очень средне исполненный рассказ о том, как нас завоевали инопланетяне. Тема не пристегнута никак, герой уныл чуть более, чем полностью. Особенно позабавило то, что в момент, когда любой осмысленный герой, получив информацию, начинает кипишиться — этот инвалид снимает шлюху. Ну... какой герой, такое и сочувствие.
Дед, 21 мая 2017 г.
Рассказ, отбивающий маршевым шагом состояние главного героя, терзания, трагедию и оформившиеся проблемы с психическим здоровьем.
Да, это больше про атмосферу, а не про сюжет. Сюжет здесь спрятался в деталях, а не в действии, которое диафильмом моргает перед читателем и только задаёт ритм. Ритм — в таких произведениях он очень важен. И тут он местами крут… А местами с него сбиваешься (ближе к концу), там где предложения совсем одинаковые по длине, марш сменяется монотонным бомканьем часов с кукушками и мешает восприятию.
Герой один, остальные — декорации, созданные, чтобы отразить его отношение или триггернуть его на агрессивную или иную реакцию. И авторская речь пропускается через призму его взглядов и тревог. Хорошо про парад, такая едкая горечь, жуть. И про рекламу, и сцены с клювомордыми. Не хватает их описания. Может быть, флэшбека. Он вообще с ними сражался? Или все сцены с ними вытурило из памяти?
Финальный поступок выглядит не очень сильным. Дескать, если уж у меня уже все пошло криво, пускай всё летит совсем в яму, и пофиг на всё. Действие не на результат, а чтобы выразить недовольство.
После перепрочтения всё ещё смотрится сильно.
zdraste, 21 мая 2017 г.
Начинается рассказ с описания маленького помещения, и типа того, что там все грязное, в каких то пятнах, о происхождении которых, жилец не догадывается... м-да... и кто же помешал этому несчастному постирать свою одежду, убрать свое жилище, вытереть те пятна, смыть мочу, и как то облагородить свое обиталище?
ну... а дальше... безнадежность... и во всем виноваты «клювомордые»...
Суицидальный, такой, рассказ.
Ga_Li, 21 мая 2017 г.
Опять поствоенный синдром. Написано хорошо о том как все безнадежно плохо. Атмосфера затягивает.
Хотелось бы больше узнать о клювомордых, в чем суть их коварства непонятно.
Рассказ оставил кислое послевкусие.
AntonAbramov, 23 мая 2017 г.
Полное отсутствие темы. Опять ветеран войны. Чем он отличается от сонма подобных в конкурсных рассказах?
Братство, Альянс. Враги, свои. Клювомордые, люди. Пересадочная станция. Как я понял, обслуживает и своих и побеждённых врагов. Но почему пропаганда последних превращает героя в антигероя? Очень напоминает наших афганцев и тех, что после них. Чужие у своих. А вот это передано хорошо – когда у тебя вымарывают твою жизнь. Твои бывшие враги. Не совсем я понял, почему Братству позволяют вести пропаганду, переманивать к себе?
Это моё непонимание делает странной борьбу героя. С кем – с ветряными мельницами? Или предателями? Почему пропаганда ведётся под крылом Альянса? (Поэтому – с одним крылом?)
По сути, Альянс призывает своих солдат раскаяться. Это опять про нас?
В общем, понял одно – всё плохо. Как и везде и всегда, наших опять предали.
Мне так не интересно.
djemka, 22 мая 2017 г.
Рассказ не понравился. Герой-инвалид, вернувшийся с проигранной войны, проживает серую, унылую жизнь среди грязи, грубости и равнодушия. Люди стали марионетками в руках бывших врагов. Те, кто становится членом секты, получает доступ к благам. Остальные борются за возможность хоть где-то и как-то работать ради бессмысленного существования. Автор хорошо передаёт атмосферу безнадёжности, но герой почему-то не вызывает сочувствия. Возможно, потому что и героя-то не осталось, а остались лишь его воспоминания о войне и ненависть. Действительно, отнять у него уже больше нечего.