Тимур Максютов «Имя твоё»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Военное
- Место действия: Вне Земли (Меркурий | Марс, спутники Марса | Луна | Юпитер, спутники Юпитера | Открытый космос ) | Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— цикл «13-я фантЛабораторная работа» > цикл «Второй тур»
— цикл «13-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (13 конкурс)»
— антологию «Земля 2.0», 2017 г.
— сборник «Зеркальные числа», 2019 г.
— сборник «Пасынки войны», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
ФантЛабораторная работа, 13-я фантЛабораторная работа // Первое место (Золото) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 14 октября 2022 г.
Странное впечатление, уважаемый потенциальный читатель. Впечатление искусственности, натянутости, чуть ли не вымученности вообще.
С одной стороны — по формальным признакам — всё, вроде бы, при всём. Полновесная литТриада (Тема + Идея + Антураж), нормальный эмоциональный фон, отсутствие засилия рояльных кустов и т.п. С другой же стороны — масса нестыковок. Мелких, но — вездесущих: в стилистике, фактологии, в мотивации персонажей, в логичности обоснования изгибов сюжета и т.п.
В итоге — формируется картинка некой схемотехники: долгой, нудной, скрупулёзной подгонки кучи разрозненных мелких факторов, условий, компонентов под некую абстрактную методику с условным названием «Как на ровном месте сваять фанЧтиво». Неестественный какой-то текстик. Мутный
Silvester, 13 августа 2018 г.
Вообще, все самые запоминающиеся истории вращаются вокруг двух тем — смерти и любви. Любовь и смерть в этом рассказе есть, при этом ни то, ни другое не является самоцелью, не облачено в обёртку нарочитого морализаторства — т.е. всё, как я люблю.
Касательно обвинений произведения в подражании «великим» (я бы, помимо «великих», возможно, вспомнил бы ещё и «Экспансию» как возможный источник вдохновения). Можно бесконечно упрекать хорошие и талантливые работы во вторичности, если считать вторичным использование неких универсальных сюжетных деталей, «кирпичиков» сюжета.
Конечно, в любом самом талантливом рассказе эти детали в каком-либо объёме будут. Невозможно написать ни один талантливый современный научно-фантастический рассказ, не используя некий минимально-допустимый объём клише, не стоя на плечах гигантов. Но и называть такие работы компиляцией или тем более «плагиатом» сложно. Для меня всегда есть определённый предел, когда объём такого подражания превращает произведение в откровенно-вторичное. Здесь же такого не произошло, здесь есть новизна — в отдельных деталях и в сочетании деталей, новизна в стиле, в задаваемом настроении. В нашем случае «сборка» всех деталей вышла такая, что в мир и историю веришь, а герою — сопереживаешь. Не это ли показатель качества?
mshvez, 28 июля 2018 г.
Отличный рассказ. О том, как непросто быть иным. О том, что, слава богу, среди людей всегда найдется один на миллион человек, не желающий погружаться в прелести общества потребления. От природы способный и умный . Об опасностях деградации человечества, происходящей не когда-то там, а уже сейчас. О том, что настоящая жизнь — это умение и желание думать своей головой, самому принимать решения и самому же их проводить в жизнь. Да, всё вокруг автоматизировано, включая людей, техника подстрахует, обеспечит и поможет. Но человек на то и человек, что выбор делает сам: быть ему разумным придатком машин или быть самим собой. Отличный язык рассказа, динамичный стиль и яркие, поэтические образы — всё вместе заслуживает высокой оценки. Прочитайте — не пожалеете!
muravied, 4 июня 2017 г.
После первой же страницы у меня пошла четкая ассоциация с ранним Хайнлайном. Рассказ в целом написан увлекательно и динамично и отмечу, что очень впечатлился эпизодом с подбитым кораблём. Вроде тут говорят, что это дешёвый приём, а на меня вот подействовало, проняло до глубины души. Вот и действительно, скажут тебе в военное время стрелять по детям и выбирай: либо трибунал, либо муки совести до самой смерти. Еще мне понравилась сцена с ржавой бочкой и насекомыми, заползающими за шиворот — очень впечатывается в память. Стиль очень приятный и лёгкий для чтения. Рассказу зачет.
dymov, 28 мая 2017 г.
Классный рассказ, все четко и по делу. Автор, я бы почитал другие ваши работы.
пан Туман, 26 мая 2017 г.
«И только имя твоё я в кармане ношу» (Шао, вроде бы).
Доктор Манхэттен вернулся. Поднабрался человечности, а теперь ещё и учеников набирает. И Мистер Фримен тоже – брызжет ядовитой слюной на общество потребления. И парень из геймановского «Голиафа» нет-нет, да и выглянет из-за угла. И всей этой сборной солянке очень серьезно не хватает тарелки, в смысле – внутренней логики. Но она и не нужна, без неё больше если не достоверности, то вовлеченности. Здешний герой настолько не от мира сего, что его история не может выглядеть иначе – полная противоречий, логических дыр, одноногих – зато крылатых! – зайцев и, конечно, большого и светлого чувства, которое он пронёс через всю жизнь.
Если безжалостно вырезать попытки давить на жалость (зайцев можно оставить, но детсад выкинуть просто необходимо) и как-то рационализировать общество потребления с Космофлотом – будет хорошо, так как есть – тоже сойдет.
Gourmand, 20 мая 2017 г.
Вторичный набор, на самом деле требующий к каждому абзацу указание на цитируемое произведение. Мне довольно сложно отнести этот необычный рассказ к какому-либо стилю, поскольку я не являюсь литературным критиком и впервые, пожалуй, сталкиваюсь с подобным. Это и не фанфик, и не пародия, и не постмодернизм, на мой взгляд, а нечто смешанное. Возможно, этот рассказ ждёт своего внимательного препаратора, но это, увы, буду не я.
Пожалуй, рассказ неплохо бы смотрелся в самиздатовском сборнике «По следам великих» для очень ограниченного круга знатоков и ценителей жанра.
UPD. Внезапно пришло в голову, что подобные рассказы можно назвать компиляцией с обработкой, то есть неким литературным DJ-ством, если угодно, с последующим перепевом на самобытных инструментах. Очень редкий и специфический жанр.
djemka, 20 мая 2017 г.
Рассказ написан мастерски. Описанное общество вызывает сильнейшее отвращение, чего автор и добивается. Но каждый раз, читая подобные рассказы, хочется спросить у авторов: за что же вы так Землю и людей не любите? Неужели среди ваших друзей и знакомых большинство — тупые идиоты? В моём, слава Богу, нет.
Удивила линия с девочкой-аутисткой. То есть когда она девочка, рисующая солнечные лучи, я в неё вполне верю, а вот во взрослую — нет. Впрочем, я не специалист. А как читатель — не верю.
И ещё. Насколько детально описано общество потребления, и насколько скомканно — всё остальное. Есть солдаты в казармах, но кто, против кого, из-за чего воюет мне непонятно.
Karapapas, 20 мая 2017 г.
Рассказ – откровение, рассказ – настроение. Искать ошибки и ляпы не хотелось, да и зачем? Нам с первых строк говориться, что это ГГ пишет свои воспоминания, а он не автор, и может допускать ошибки.
Автор, спасибо вам что провели меня через вашу историю. Я погрузился в неё и не хотел, чтобы она заканчивалась.
Прочитал другие отзывы и не согласен с некоторыми. История с детьми нужна, вы не смакуете насилие, а рассказываете историю. Люди превратились в потребителей, да какая разница, хоть ушли под землю, это этап, и вы его прекрасно показали.
Жду, когда автор признается. Хочу попросить у него, почитать ещё его работ.
Roland23, 26 мая 2017 г.
Смотрим вместе с автором: “Игра Эндера”
Вспоминаем вместе с Роландом: “Легион”, 2017
Завлекалка (без спойлеров): Он не такой, как все. Он отличается. И это отличие делает его лучшим пилотом в Солнечной… и даже чуть-чуть больше!
Объяснялка (со спойлерами): Сначала мальчик страдает дома с отцом, потом — с девочкой в приюте, потом — в курсантской школе, потом — на какой-то войне, и затем — перестаёт страдать в каком-то сопротивлении. ОЧЕНЬ! МНОГО! ЭМОЦИЙ! ГИНУТЬ ДЕТИ!
Общие выводы: Так уж получилось, что вспоминал я более позднее произведение — но это потому, что таких вещей — целый вагон. Среди психов — сплошь все супергерои и суперинтересные личности. В принципе, мне понравилось, как написано — по сравнению с другими рассказами, этот будто на закиси азота работает. С другой стороны — автор сгущает и преувеличивает везде, где только можно, отчего страдает логика. И отец — прямо-таки быдлотварь, и девочка — прямо такая ангелочек, рисующий лучики солнца и летающих зайчиков (sic!). Но в целом — было несколько убедительных моментов. А вот колоний — не было (не говорите мне про Ганимед, это всего лишь ещё одна школа Ксавьера).
AntonAbramov, 25 мая 2017 г.
Из группы:
Да, я знаю этого автора – он умеет вырвать меня из суеты, и прокатить со своим героем. В этот раз – по космосу. И как всегда – полный улёт. Разбираться − где были, что делали – бесполезно. Это всё равно, что разбираться в логике сна – я помню только ощущения.
Тему, конечно, не вижу. Да и вообще пока ничего не вижу. Надо выпить стопку чая.
Shean, 24 мая 2017 г.
Вообще не многим тут удалось хотя бы задуматься, что может быть Землей 2.0 кроме «другой планеты». Тут речь идет о перезагрузке, ну, почему бы нет.
Образы все крупные, яркие, даже аляповатые такие — ну, Сикейрос такой, не прерафаэлиты какие-нибудь.
Что не понравилось — это Лебеди (сюда-то их за что? Ну, классный образ, но тогда вместе с образом надо и распаковку тащить); и еще тема мамы. Человек попадает туда же, куда почему-то ушла мама — и никаких поползновений узнать, как, зачем она туда ушла, где она и что с ней? Нехорошо как-то.
А так, ну, текст связный, логичный.
Zangezi, 21 мая 2017 г.
Как-то совсем не сочетаются две половины рассказа и две половины человеческого общества в рассказе: антиутопия потребления и утопические, чуть ли не комиксоидные супермены, в одних трениках разгуливающие по Ганимеду. Причем вторые вырастают строго из первых — как сорняки сквозь культуру, видимо. А может, все-таки кормят их чем-то особенным, новомодными витаминными смесями, например? А может, наоборот, эти, наверху, которые без модемов, как раз таки модемы и придумали, весь этот культ потребления, футбола и что там еще, чтобы отвлечь массы? А то ведь тоже захотят по Ганимеду погулять, с Лебедями прокатиться, да нельзя, самим мало, на всех не хватит. То есть выросла такая субкультура уберменшей, присвоила себе космос, а всех прочих — в дебилы, на короткий поводок модемов, на жаренные окорочка подсадить. И тут бы герою разоблачить этих уберменшей, вскрыть их гнилую расистскую сущность, так нет же, он с ними, он «тоскует по звездам», совершенно не беспокоясь о миллионах человеческих душ, омодемленных, офутболенных, превращенных в «копошащийся слой гумуса», «пожирающих собственное дерьмо». А чем они виноваты, что у них с малолетства башка, в отличие от артемовой, под модем подходит? Нет, гадкий герой, эгоистичный, слепой, даром что к модему иммунный. И жизненная философия у него гадкая: «я привык делать то, что говорят старшие, не особо задумываясь над причинами». Философия соленоида...
видфара, 26 мая 2017 г.
Люди Х в недалёком будущем. Трудная судьба и история становления непростого подростка в комплекте. При этом ГГ получился недостаточно странным для своего дара, но скучноватым для обычного парня. Зато девочка Ася выписана так убедительно, что заслуживает номинации на премию «Лучшая актриса второго плана».
Дед, 25 мая 2017 г.
Это начиналось как слегка наивное, но преданное продолжение идей “О дивный новый мир”. А закончилось всё “Игрой Эндера”. За что автор?
В моих глазах вы предали сами себя. Едкой иронией пройдясь по обществу потребления, довели до антиутопии, а потом — бац. Ой, я что-то не то делаю. За меня же не проголосуют. Подростки такое читать не будут.
Надо срочно добавить про “крылья” и “не таких как все”. И про “думай своей головой”, разумеется. Потому что это ведь вообще никак нельзя назвать ориентацией на конкретного потребителя! Это ведь совсем не штампы не просто подростковой фантастики, но и вообще идеи НиТаКиХ!
На самом деле, я люблю всё по отдельности, но здесь две части не сочетаются, да ещё и не перемешаны.
Это соавторский рассказ? Потому что начало написано очень круто. До первых трёхзвёздий. Потом всё.