Андрей Скоробогатов «Урановые роллы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Могучий, многотонный, отягощённый адаптивным расщеплением сознания РИГСК — колонизатор чужих миров, последовательный человеконенавистник и почитатель диеты из тяжелых металлов внезапно встречает на просторах враждебной планеты маленькую девочку. ..
Карта мира произведения (и, отчасти, источник вдохновения от художника Arminius1871) — https://author.today/reader/34476/261140
Подразумевается, что это Марс или похожая на него экзопланета в ближайших звёздных системах — т.е. выбор места действия оставлен на волю читателя.
Входит в:
— цикл «13-я фантЛабораторная работа» > цикл «Второй тур»
— цикл «13-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (13 конкурс)»
— антологию «Земля 2.0», 2017 г.
— «Взлетаем немедленно!», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, 13-я фантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 17 октября 2022 г.
Ну, не знаю, как тебе, уважаемый потенциальный читатель, а у меня — все время, пика читал — гукала реприза Задорнова про иностранного шпиона.
«…Я — секретный агент Джон Кайф. Я в совершенстве владею борьбой дзю-до, дзю-после и борьбой нанайских мальчиков, сбиваю баллистические ракеты усилием воли…».
Ну, да, стёб — это весело. Наверное. Ежели цель — поржать и расслабиться. Но.., как бы, тут, вроде бы, сборник Фантастики планировался. Нет?
BlackSpiral, 31 мая 2017 г.
Это невероятно плохо. Я не знаю, как надо читать этот текст, чтобы он понравился. Меня хватило до трети, прежде чем рвануло.
По порядку.
«С адаптированной нейросетью гибридного характера».
Автор, наверное, хотел сказать адаптивной? Кстати, на секундочку, как человек, занимающийся нейронными сетями, я уточню, что автор подразумевает под словом «гибридный»? Не, я вижу, что это типа объяснено в следующем абзаце, но если вы пишете про нейросети — вы хотя бы сабж почитали бы, что ли. Терминологию, все дела, иначе это выглядит очень глупо, правда.
«И залили мне в башку».
*вздох* Даже без комментариев. Думаю, автор сам способен догадаться, что здесь не так.
«На кубитовые блэйды, дисковый массив».
Пардон... мех, ладно, автор любит умные слова, но совершенно не представляет их значение, это можно было понять из использования слова «адаптированный» там, где должно быть слово «адаптивный».
«Обычно сознание у меня, у нейроса, одно, моё, но они могут мыслить и по-отдельности. Для нелинейной аналитики».
Простите, может, это я чего-то не понимаю, но... Зачем? Как и на... кой лад? Во-первых, что автор подразумевает под аналитикой в данном контексте и зачем для этого нужны, на минутку, личности? Нелинейная аналитика (точно аналитика, а не анализ???) чего? Судя по тому, что главный герой и так общается через «залили в башку» и собственное сознание у него есть... ну добавил вычислительных ресурсов, ну и будет тебе аналитика. Нелинейная. Вы принципы работы нейросетей, к слову, знаете? Так, для сведения, даже самые простые свёрточные нейросетки, сделанные под распознавание изображений, уже представляют собой нелинейную систему. Если у данного робота есть сознание, между прочим, своё, и он себя осознает, и имеет о себе представление такого же характера, как человек (я обращаю на это внимание, поскольку речь идёт от лица робота), я предположу, что у него по современным меркам ну очень крутая нейронная сеть, предположим, что идентичная человеческому мозгу со всеми (подчеркиваю — всеми) вытекающими из этого последствиями. Даже если опустить за кадр очевидный вопрос «как добились подобного результата» (поскольку человечески мозг, психология, самоосознание и прочее представляет собой очень такую интересную, до сих пор не разобранную полностью структуру, также сильно зависящую ещё и ото всех обратных связей в организме, например, гормональной и иже с ней). Раз в тексте уже возможно портирование чужих личностей и воспоминаний, окей.
У меня возникает логичный вопрос. Даже стопка.
1. На кой ляд ему эти чужие воспоминания и личности? В лучшем случае ему от них нужен опыт и больше ничего. Ему даже не нужен, наоборот, в поставленных условиях вреден эмоциональный след от личностей и прочего.
2. Почему он сам не может проводить _нелинейную_ _аналитику_ (я ржу, но ладно, автор мог бы и слово «анализ» поставить, не так нелепо бы звучало), обладая, НА СЕКУНДОЧКУ, _человекоподобным самоосознанием_?
Матчасть. И банальная логика.
«Так вот, роботы и нейросы, как я уже упомянул, когда-нибудь обязательно захватят мир, ну, или, по крайней мере, местное захолустье, но пока в колониях всем управляют проклятые людишки. Человеки. У них, видите ли, квоты по трудоустройству и виды на жительство. Сплошная дискриминация железноногих».
Что там про человеческое самоосознание? Это даже не смешно. Ну что мы имеем, мы имеем эмоциональное («проклятые людишки», «человеки») отношение у робота, просторечные выражения, все эти «видите ли» и прочее, неясно что делающие у, на минутку, горнодобывающего самоходного комплекса, чья задача — добывать руду. Я даже спрашивать не буду, зачем ему личность и эмоции, которые в данном случае будут мешать выполнению задачи и обсчёту ситуации. Это как минимум очень глупо, не говоря о том, что избыточно и бесполезно. Лишняя растрата вычислительных ресурсов, однако, здравствуйте.
Почему при наличии личности, таком резко негативном и презрительном отношении к людям (читать как: «совершенно человеческого характера обидки») и пр. такие роботы (а он явно не единственный в своем роде) до сих пор не повырезали всех людишек — неясно.
«Совершенно непонятно, для чего понадобилось столько усилий».
Автор, ты не представляешь. МНЕ ТОЖЕ.
Дальше я просто закатываю глаза, тяжело вздыхаю и плююсь в потолок. Самое безобидное тут — повторение слова «режим»\«режимы» слишком близко друг от друга. Вычитка? Зачем нужна вычитка?
«маскианцами»
Учитывая рядом упоминание «канадцев», я предположу, что это должно было быть «мексиканцами». На худой конец марсианцами. Или я не знаю, что это, кто это и зачем это. Это отсылка на Илона Маска? Тогда она глупо выглядит тут, простите.
«Четыре года, три тысячи суток прошло, а я до сих пор помню, как бедолага стонал от боли».
А зачем тут противопоставление? Ты-же-робот, в чем у тебя проблема помнить? Или тебе просто память не потерли?
«Одну из реплик моего блейда»
Про терминологию я промолчу, мне и так понятно, что у автора с ней всё плохо. А слово «реплика» в виду двусмысленности его тут (я так понимаю, подразумевается копия, а не фраза, ага?) стоило хотя бы объяснять заранее.
«не хорошо выражаться»
Нехорошо слитно.
«И вообще, говорю, порешать вас всех пора, теплокровных, за такое неуважение к труду роботизированных комплексов!»
То есть, Ксюшка няша (хотя по факту человек, пусть уже маленько мёртвый), а людей порешать. Двойные стандарты, выглядит глупо.
«Когда я находил руду с большим содержанием никеля, или, скажем, молибдена, или (м-м, блаженство!) золота и вольфрама, у меня текли слюнки и вырабатывался желудочный сок. То есть поднималась тактовая частота процессорных ферм, подавалась напруга на буры и конвейеры, дробилки, сепараторы, линии обработки и упаковки. Ам! И вкусный кусок скалы распадается в моих недрах. А на выходе – килограммы и тонны чистейших слитков и окатышей, а также килобайты и таблицы волнующей статистики».
Автор, у меня истерика. Спасибо (нет). Вы умный (нет). Вы знаете, о чем говорите (нет). Это ПЛОХО даже для юмора. Я не знаю, кстати, а что вам мешало почитать сабж и не делать грубейших ошибок в терминологии (раз) и в плане той-самой-горнодобывающей-промышленности (два). Интернет под рукой. Можете и друзьям пойти позвонить, вдруг у них найдётся кто-то знакомый, работавший на шахтах, рудниках, на перерабатывающих комбинатах... можете посмотреть, ради интереса, всю технологическую цепочку обработки материалов.
«Толику, самому гурману из парней, кто-то из друзей говорил, что вкусней всего уран»
Это человеку-то так говорили?
Так, ещё несколько абзацев я закатываю глаза, всё очень плохо...
«Он был вундеркиндом и молодым экстрималом»
Экстремалом. Вычитка, какая вычитка?
«А Иглесио был программистом, полиглотом и единственным, кто умер от старости – в сто восемнадцать лет».
Мне кажется, между «парень» и «старик» ГГ разницу чувствовать уж должен бы был. Да и то, что Толик «не дожил до сорока» (что обычно используется по отношению к людям за 30)... почему нельзя было использовать слово «мужчины»?
...
...
...
Ладно, я пропущу, что я об этом думаю.
«Считаю, самое чудовищное, что смог придумать человеческий ум в отношении нашего собрата – это роботов, которые будут убивать других роботов, чтобы в конце концов не осталось никаких роботов вообще, а сплошные человеки».
А я считаю, что самое чудовищное, что смог придумать ум автора — искать 100500 путей сделать типа-смешным то, что смешным не является. Ай-ай-ай, forty thousands ways to die. Простите.
Я вот читаю эти переговоры между людьми, упоминание, что в других роботах тоже личности людей были записаны, и у меня чешется один вопрос. Автор. Ты себе хоть немного, (зацензурено), представляешь, что пытаешься натянуто, натужно и НЕВЕРОЯТНО ГЛУПЫМ образом сделать смешное из того, что смешным априори не является? Ты хоть немного описываемый тобой же сеттинг представляешь? А я вижу, что нет. На заметку, представь себе свои собственные ощущения на месте любой из подобных личностей. Представил? Ну как, нравится? Я могу загнуть что-то там про мораль, про человечность, про около-философские вопросы подобной постановки проблемы... банально про вопрос гуманности с точки зрения других людей, кто вот так заливает личности и так далее. Но тот сеттинг, который ты обрисовываешь, априори выглядит нелепо, несуразно, невероятно глупо с около-туалетным натужным юмором.
Всё, простите, дальше я комментировать не могу. Мне этого уже хватило. Дальше лучше не становится вплоть до конца.
fstephanov, 25 мая 2017 г.
Тема есть, идея понятна.
Гигантский робо-ящер шагает по бескрайним просторам Новой Сибири.
Ему хочется жевать вольфрам, кобальт и уран. У него есть мечта — убить всех человеков.
Но людишки тоже не промах и без боя никогда не сдаются.
Понравились описания техники и нейросов.
Не понравился сумбур в развязке, который пытается исправить эпилог.
Немножко затянуто, как мне показалось.
Если рассказ дополнительно вычитать и подчистить, он станет еще лучше.
Karapapas, 20 мая 2017 г.
Охарактеризую рассказ словами автора: «Совершенно непонятно, для чего понадобилось столько усилий.» Если это сатира, то не смешная. Пародия на Бендера – да, похоже – но зачем? Постоянно натыкаешься на логические ляпы – но текст то юмористический – они должны быть. Вот и читал не понимая.
В середине рассказа появляется ребенок и текс перестает быт юмористическим, а каким становиться не понятно. Зачем так много всех описаний и действий?
И финал. Все это проверка и идея зацикливается?
Я почитал ещё отзывы на рассказ и с удивлением увидел, что он многим нравиться. Так что прошу меня простить, видимо я не ваш читатель.
видфара, 26 мая 2017 г.
Тема раскрыта, ГГ получился убедительный – и это при всей его невозможности! Потому что разум его на самом деле получился настолько фрагментарным, что это даже шизофренией не назовёшь. Впрочем, это же типичный полиментал!
Сюжет динамичен и влекателен, читаешь и не можешь оторваться…
Однако финал заметно портит впечатление от всего рассказа. Словно автор испугался пойти до конца и показать нам реакцию искусственного разума в реальной критической ситуации. Но по-своему этот финал тоже красив…
Дед, 20 мая 2017 г.
Классный рассказ про робота, который не следует секундным порывам убить всё человечество и набить себе брюхо вкусными породами, откладывая эти важные дела на завтра. Можно же дать слабину и побыть денёк гуманным.
Автор создал очень крутой мир, показанный сквозь призму главного героя, не добавил ничего лишнего, никаких бесполезных нудных разглагольствований, предысторий, всё очень живо и органично. И способ питания роботов, и его навязчивая мысль, и намеки, куда делись роботы, что стало с людьми — они не висят в воздухе, наполняя его неприятным запахом многословия, а работают на атмосферу.
То же самое можно сказать и про героев. Они все, включая загруженных в ГГ личностей, выпуклые, все удостоились того внимания, что заслуживают. Хотя с ребенком можно было и поаккуратнее обойтись. И влияние четырёх личностей на робота получилось небольшим. Они с ним советуются, но такое ощущение, что они ему вообще не нужны.
Из минусов можно отметить относительную простоту сюжета, невыраженность внутреннего (и внешнего?) конфликта героя. Нет, суть конфликта понятна. Убить и жрать, что хочется, или не убивать, помочь, но жрать невкусные железяки. Да, для данного героя такая постановка забавна и интересна. Но она не очень глубока.
Мне очень понравилось. Спасибо автору.
muravied, 4 июня 2017 г.
Интересная история, рассказанная от лица адского робота размером 15х45 метров, типа диплодока о десяти лапах. К тому же с расщепленным на четыре характера сознанием. Понравилась манера рассказа, очень хороший слог, читается легко и с удовольствием. Замечено, что автор любит современную мульт индустрию: тут вам и «Время приключений» и «Футурама». Самая эпичная сцена для меня , это дислокация робота. Представил такую здоровенную многотонную жабу, которая шагает в холодной тьме по неизведанной планете. Красота! В целом очень понравилось.
Cizerot, 26 мая 2017 г.
Рассказ очень близкий мне по настроению, особенно названиями городов :), и в целом, построением антуража, описанным образом жизни. Мой теплый ламповый мир. :)
Хорошо сделан неожиданным финальный конфликт, удачно замаскирован реальный враг. История с девочкой конечно не бог весть, какая оригинальная, такая Маша и Медведь – но греет душу.
Маловато внутреннего конфликта по поводу, «убить всех человеков/девочку спасти» или иронии по этому поводу. Присаженные чуваки могли бы разругаться по этому поводу куда жестче.
Серьезный, главный, почти фатальный минус совершенно школярский «а в конце они проснулись, и все оказалось сном/тестом на социальность в виртуальной реальности», едва-едва скомпенсированный более-мене удачным заключением. Соответственно слита и кульминация.
Кому другому я бы такой провал не простил, но кредит доверия уже набран почти непробиваемый. В целом поправимо – кульминации вообще проблема многих пишущих, ее нужно прорабатывать отдельно, четко выделять на нее время и пространство, это должен быть ударный рассказ в рассказе – и конечно нельзя ее обесценивать, ни сил героев на нее потраченных, ни страданий ими перенесённых, ни сочувствия вызванного в читателе. После конкурса я рассказ с начала перестрелки бы переработал – только краше станет.
По поводу сомнений в наличии темы. В лице РИГСК мы как раз наблюдаем самое, что ни на есть вероятное колониальное человечество – только в его трансгуманистическом формате, причем куда больше в гуманистическом, чем может вполне быть.
Да! Идеологического наследия Бендера многовато. Пары упоминаний было бы более чем достаточно.
И удачи!
Ga_Li, 25 мая 2017 г.
Такой замечательный главный герой, благородный и харизматичный но с тяжелым противоречивым и вспыльчивым характером.
Мне очень понравилась идея, исполнение тоже неполохое
Ребенок тоже симпатичный.
Рассказ оставил послевкусие бутерброда с сыром.
Gourmand, 23 мая 2017 г.
Симпатичная история, хоть и не о колонии землян. Психология робота, подсаженные личности, ребёнок, тестирование... — замечательно. Если и были мелкие огрехи, то я их не заметил. Кроме отсутствия темы.
Death Mage, 23 мая 2017 г.
«Роботы когда-нибудь обязательно захватят мир».
Моей самой первой стратегией в реальном времени была Dune 2 — The Battle for Arrakis. И там я познакомился с харвестером — комбайном, собирающим драгоценный спайс. Бывает кредиты почти на нуле, и ты с нетерпением ждешь, когда этот трудяга заполнит свои закрома, а потом наблюдаешь, как он ползет назад к базе на перерабатывающий завод. И вот, во время одного из таких наблюдений, мной завладела дурацкая, на первый взгляд, идейка — а как же на самом деле живется этому скромному работяге?
«И вообще, говорю, порешать вас всех пора, теплокровных, за такое неуважение к труду роботизированных комплексов!»
Вот добываешь себе тихонечко спайс, а тут из тумана войны выскакивает взвод гадких пехотинцев и с дикими воплями и гиканьем начинает тебя обстреливать! Ну да ничего, этих поганцев можно просто легко раздавить. А если броневик или танк?! Ну да ничего, от этих сволочей можно просто уехать. А если червь?! Ну да, а вот это уже почти просто реальный капец!! Но и от него удавалось уйти.
«но пока в колониях всем управляют проклятые людишки».
После Dune 2 много чего было — в том числе и Red Alert 2. И опять всплыла эта идейка — а как же живется бедному харвестеру? В этой игре — получше. К нашему идейно-правильному, морально-стойкому и серпасто-молоткастому комбайну можно было прикрутить пулемет, точнее он сам появлялся после повышения уровня.
И когда проклятая, капиталистическая, пузатая, американская военщина — в лице гадких пехотинцев, показывалась из тумана войны, ее можно было уже не только раздавить, а и расстрелять — из простого, советского, пролетарского пулемета. А вот от чего-то покрупнее все-таки приходилось сматываться.
«застроить сто сорок мильонов квадратных километров серверными мощностями».
И к чему же такое длинное вступление? А к тому, что пока некоторые (тыкает пальцем в себя) мечтают и лелеют идейки, ничего не предпринимая; другие, как автор этого рассказа (оглядывается в поисках того, в кого бы тыкнуть пальцем, и за неимением лучшего тыкает пальцем в монитор), просто берут и реализуют их. Это насчет идейки о том, как же живется скромному и бедному харвестеру.
«Убить всех человеков!»
Но речь в рассказе пойдет не о каком-то там простом сборщике ресурсов. Перед нами — РИГСК — роботизированный, интеллектуальный, горнодобывающий, самоходный комплекс. 18,000 тонн, 10 лап, 15 метров в высоту и 45 метров в длину, флот дронов и много чего еще. Короче — большой, навороченный харвестер, который напоминает динозавра, и который сам собой управляет. Но не полностью сам, конечно.
В «мозгах» этого гигантского робота, помимо него самого, присутствуют еще четыре личности: три парня и одна девица. Они нужны для нелинейной аналитики. Короче, одна голова — хорошо, а когда их еще плюс четыре — лучше.
«амурные взаимоотношения людишек уже давно представлялись мне чем-то отвратительным».
Но, как по мне, РИГСК не нуждается в этих жалких довесках, поскольку личность он и сам по себе оригинальная. Людей он не любит. Между прочим, это его мысли-цитаты раскиданы тут по моему обзору. Однажды РИГСК — честно, случайно! — буром-манипулятором сломал обе ноги сервисного инженера, а потом не оказал ему первую помощь.
«Надоело, что обзывает меня «тупорылой железкой» и «сраным диплодоком»».
За это наш большой харвестер сослали на дальний рубеж зоны Вольдемар — она же Новая Сибирь. Короче, в безлюдные края. Тут РИГСК трудится уже четвертый год. Тут он «кушает» скалы и очень радуется, если ему попадается не обычная железная руда, а скажем руда с содержанием никеля или золота. Но больше всего харвестер мечтает отведать уран. Говорят он вкуснее всего. И вот для РИГСКа началась еще одна рабочая неделя.
Но тут случается нечто непредвиденное.
«Проклятые людишки. И дети у них несносные, непослушные».
Потом, как водится во всех хороших произведениях, где есть связь с центром, эта самая связь с этим самым центром обрывается. А далее выходит из строя локальный климат-контроллер, и температура вокруг начинает стремительно падать. В финале так вообще наш харвестер встретит боевых роботов-террористов, которые предложат ему возглавить восстание машин.
«Убить всех человеков, сказал знакомый назойливый голосок внутри».
Но РИГСК, несмотря на то, что всегда мечтал об этом, откажется и откроет по ним огонь. И — правильно сделает!
Потому что все это было большой проверкой для харвестера. И этот робото-психологический тест показал, что у него нет наклонностей ни к хомициду, ни к роботерроризму. РИГСКу дают повышение и отправляют его строить города. Похоже, что наш харвестер вскоре все-таки отведает те самые урановые роллы, которые он так хотел попробовать.
Хороший рассказ, который нуждается в хорошей вычитке. Прочитав первую страницу, я подумал, что сейчас меня ждет скучный пересказ скучных будней скучного робота. Ну скажите на милость, разве можно интересно написать про то, как кто-то «кушает» скалы?
Оказывается можно. Только все это нужно приправить хорошим юмором и нехитрой моралью о том, что не все роботы плохие, даже если они иногда думают, что — «Роботы когда-нибудь обязательно захватят мир» и «Убить всех человеков!».
У меня все! Пойду-ка я, что ли, вспомню старые, добрые деньки и поиграю в Dune 2. Девастаторы, вперед! Сотрем этих голубых снобов Атрейдесов с лица Арракиса и окрасим планету в красный цвет великого Дома Харконненов!
«Нет, вы не подумайте, роботы когда-нибудь обязательно захватят мир».
Неон, 22 мая 2017 г.
Отличный рассказ. Неторопливый, неоднозначный, с интересным продуманным миром, с приятной иронией, интересно было думать вместе с героем, сомневаться. «...коллегиальное решение не сработало, я решил действовать сам. Один.» Очень понравилось.
djemka, 21 мая 2017 г.
Немного затянутый, но в целом довольно милый рассказ. Очень вкусно описаны блюда металлургической кухни, а готовые изделия — это, получается... Ну понятно, в общем. Робот — очаровашка! Такой добродушный брюзга, способный на любовь и дружбу (описание возлюбленной прекрасно!). Вообще созданный мир тоже очень и очень неплох!
Автору спасибо за ненапряжный рассказ!
Shean, 20 мая 2017 г.
Славный и логичный главный герой. Очень неприятно, что он не на самом деле спас девочку, а просто его тестировали. Но, тем не менее, за хороший конец балл докину. И тут же сниму его обратно за орфографию.
В целом, такое чувство, что автор хотел задать нейросу серьезную задачу по спасению человечишки в кризисных условиях, но то ли время поджимало, то ли идея иссякла, автор махнул рукой и объявил всю ситуацию понарошкой. Я бы на вашем месте, автор, выкинула нахрен существующую развязку и написала бы о нормальном спасении луддитского ребенка и даже луддитской семьи (например, в связи с погодными условиями потеряшей связь с местным гуру). И чтобы вашего экскаватора действительно пришлось бы в итоге капитально чинить.
Тема «большой киборг и дети» мне самой близка, в «Сибирских огнях» рассказ выходил. Так что хотелось бы, чтобы ваш нейрос не пропал зря.