Шимун Врочек, Виталий Обедин «Дикий Талант»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Технофэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Путешествие к особой цели | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В мире, где уживаются магия и порох, вновь, по прошествии многих лет, появился Дикий Талант, который делает невозможное возможным. Носитель Дикого Таланта почти всемогущ, но, увы, смертен. И следующим носителем станет его убийца.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Малиганы и Слотеры»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 273
Активный словарный запас: высокий (3086 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2009 // Лучшая дебютная книга. 3 место («Бронзовый Кадуцей») (дебютант - только Виталий Обедин) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 13 ноября 2024 г.
«Лисий Хвост»
Рецензия на «Дикий Талант» Шимуна Врочека и Виталия Обедина
Несмотря на то, что Шимун Врочек входит в десятку наиболее часто оценённых мной авторов, не так уж много его книг я прочитал. Судите сами: 5 проектных романов, 1 роман-буриме, 1 сборник, 1 антология (составленная совместно с Никитой Авериным) и несколько рассказов сверх того. Более половины произведений даже сейчас дожидается, когда я до них доберусь.
Что ж, по крайней мере, одним романом в копилке прочитанного творчества Шимуна стало больше. А заодно — и его соавтора, Виталия Обедина. Любопытно отметить, что роман завоевал «Бронзовый Кадуцей» премии «Звёздный мост» (2009) в номинации «Лучшая дебютная книга», но дебютантом считался только Виталий. Хотя, если верить библиографиям соавторов, для них обоих «Дикий Талант» стал первым романом, а до того они специализировались на повестях и рассказах. Обедин даже начал публиковаться ещё в конце прошлого века! Но дебютантом всё равно сочли только его. Странно.
Поскольку роман вышел пятнадцать лет назад, приходится временно откатить в мыслях всё творческое развитие Врочека и едва ли знакомого мне Обедина на конец первого десятилетия текущего века. Что же мы видим? А видим мы не столько роман, сколько нагромождение рассказов и новелл, не всегда сшитых хотя бы белыми нитками.
Шимун Врочек любит сравнивать рассказы с зарисовками, набросками сцен, где нужно как можно чётче и наиболее ёмко выразить мысли. Если судить с этой точки зрения, то на коротких дистанциях роман справляется сносно, местами даже копируя формат пьесы. Трудности начинаются, когда пытаешься осознать весь сюжет от корки до корки.
Как-никак, мир «Дикого Таланта» — полностью вымышленный фэнтезийный мир наподобие «Хроник Амбера» Роберта Желязны. Хотя здесь полно вроде бы знакомых нам на слух топонимов и уж тем более имён, но хоть к чему-то привязаться авторы как будто намеренно не дают читателю. Когда я только прочитал пролог, точнее, продрался сквозь мешанину непонятных событий в непривычных декорациях с незнакомыми героями, я подумал: ну ничего, скоро прочитаю до конца, через несколько дней смогу понять пролог. Как же я был наивен!
Меж тем «Дикий Талант» — далеко не первый роман достаточно крупного цикла «Малиганы и Слотеры». Ему предшествует несколько сольных повестей Виталия Обедина и два его же романа, которые брать в расчёт необязательно, ибо вышли позже. Также туда входит несколько рассказов Шимуна Врочека, и тут меня ждал относительно приятный сюрприз: хронологически самый первый и два (фактически уже три, но об этом позже) самых поздних рассказа я прочитал менее 10 лет назад. Я тогда ещё недоумевал, почему эти рассказы входят в раздел «Древняя кровь» сборника «Танго железного сердца». Теперь я получил контекст. Однако от того, что я их читал когда-то давно, я не стал более подготовленным к крупному формату.
Беда ещё в том, что как минимум крупноформатная половина о Малиганах отложена настолько в долгий ящик, что получить полное представление о задумке авторов до сих пор, спустя 15 (!) лет, нельзя. Таким образом, мы имеем роман с двумя основными сюжетными линиями и одной побочной, но такой, которая могла бы пролить свет на устройство мира, возможно, лучше, чем непонятные шевеления Ришье Лисьего Хвоста, без обращения к глоссарию.
Роман также включает в себя главу-рассказ «Вампир в законе», написанную в основном от лица Лоты Хантер, но при нынешнем прочтении я как-то не уловил, что между ним и выходом романа прошло три года. В ближайшем будущем я намереваюсь ознакомиться также с авторским сборником «Сержанту никто не звонит», где, во-первых, повторно взгляну на события, а во-вторых, восприму их в отрыве от общего сюжета. Держа в голове контекст, полагаю, текст в форме рассказа дастся легче.
Вот и получается, что если разбирать роман по небольшим фрагментам, размером с рассказ, а то и отдельные сцены, то придраться к ним трудно. Наоборот, стиль Шимуна Врочека 15-летней давности столь же узнаваем, как и в более близкое нам время. И я даже затрудняюсь сказать, где заканчивается текст Шимуна и начинается текст Виталия. Разве что в том месте, где Генри внезапно перестаёт заикаться, у меня закрались подозрения, будто бы тот эпизод они писали по очереди, но, как это часто со мной бывает, скорее всего, я не угадал.
Персонажи также достаточно объёмные и любопытные. Повествование от первого лица позволяет заглянуть прямиком в мысли героев, а значит, и проникнуться их точками зрения. Я даже симпатизировал Дакоте Пауку, хоть он и не самый приятный на поверку человек. Чем-то его линия мне напоминала дилогию «Хроники убийцы богов» Джеймса Клеменса, которая далась мне тоже не так уж легко.
Всю картину омрачает сюжет. Вернее, хождения вокруг да около оного. Сколько-нибудь внятное повествование, с моей точки зрения, началось только после встречи Генри и Паука, да и то многое остаётся как будто нераскрытым. Итого мы имеем колоритных героев, отличный язык, необычный мир, отдельные яркие зарисовки, но задумка и сюжет оказались представлены чересчур туманно. Хотелось бы сказать, что следует ждать «Фабрику уродов» и «Дикое время», но меня гложут сомнения, что они будут дописаны в сколько-нибудь обозримом будущем, а потому снова вернусь к этому циклу благодаря сборникам рассказов Шимуна Врочека, и тогда я надеюсь лучше понимать мир, тессированный им на пару с Виталием Обединым.
VovaZ, 15 августа 2015 г.
Роман, сильно напоминающий поздних Олди, со всеми их достоинствами и недостатками.
Авторы вложили чрезмерно много сил и таланта в антураж сцен, а так же локальные сюжетные отрезки. Однако забыли, что пишут роман, а не собрание фэнтазийных новелл. В результате, общая сюжетная линия теряется в массе локальных интрижек. Пропадает драйв. Увлекательность локальных сцен и яркость образов героев уже не спасает.
Роман чрезмерно затянут, читается на мой вкус тяжеловато.
Интерес представляют созданный мир, отдельные сцены, тщательная проработка некоторых героев.
Siroga, 30 октября 2010 г.
Не люблю фэнтези. Ну вот не люблю и всё. Потому что не ложится на душу. Однако, если уж какая-то книга ляжет, то будет одной из любимых. У Дяченко, например, такие есть. У Желязны, Олди.
Пару лет назад читал где-то в сети (в ЖЖ?) терзания Врочека по поводу трудностей перехода к крупным формам. Так что как только увидел роман со знакомым именем на обложке, тут же купил. И не пожалел. «Дикий талант» написан сочно, ярко. Всё происходящее почти видишь, практически веришь. Про соавторство тут уже написали, повторяться смысла нет. Да, есть куски, написанные суше, но впечатления от книги в целом они в общем-то не портят. Зато есть места, которые книгу украшают неимоверно. Пара цитат:
«Ведь на самом деле я заколдованный принц из заморских стран, которому враги пытались отрезать язык, но промахнулись и отрезали совесть»
«Имя без хозяина — бездомный пес, который тащит за собой блох и чесотку. И теперь этого пса надо отмыть, вылечить и подкормить. Или пристрелить, чтобы не мучился.»
«высоко под потолком — огромная люстра свечей на триста, не меньше. Такое мутное белое пятно. Если бы она упала — и прямо на меня... Вот было бы здорово.»
Какие отточеные фразы. Как всего несколькими штрихами передается глубина чувств и ощущений. Очень хорошо.
Я уж не говорю о том, что авторам удалось создать интересный мир. Впрочем, абсолютно оригинальным его назвать трудно. Я не зря вспомнил в начале Желязны. Корвин, Амбер... Сильно напоминает. А «железная рука» вызывает в памяти не только Желязны, но еще и Муркока. К слову, думаю, что книга может конкурировать с книгами на Западе, вздумай кто ее перевести и издать. Animaster будет, пожалуй, даже лучше, чем зверомастер.
В этой весьма приличной бочке меда есть и ложка дегтя. Роман не закончен. Не то, чтоб у книги открытый финал, нет, она вообще не закончена, действие просто оборвано буквально на полувзмахе крыла. Например, не сыграла должно целая куча персонажей: Дэрек Джекоби, Гилберт Кельдерер — наемник из таверны, странный барон фон Тальк, барон Хантер, да и Жан-Половинчик, и еще, и еще... Так и не прояснилось жива ли девушка Яна и что там с рыцарем ди Туллом. Терпеть не могу такие обрывки и... с нетерпением ожидаю продолжения :smile:
kkk72, 6 июля 2009 г.
В свое время я упустил сборник рассказов Врочека «Сержанту никто не звонит», но, прочитав несколько его рассказов, понял, что к автору стоит присмотреться повнимательнее. Посему, наткнувшись на роман «Дикий талант», написанный в Врочеком в соавторстве с еще одним новичком — Виталием Обединым, я купил книгу без долгих колебаний, о чем и не пожалел впоследствии. «Дикий талант» — качественное и увлекательное приключенческое фэнтези.
Для начала несколько слов о мире, в котором происходит действие. Он весьма оригинален и достаточно неплохо проработан. Технологическое развитие этого мира находится на уровне земного 16-17 века, но некоторые магические технологиии опережают свое время и смотрятся весьма оригинально. Чего стоят, например, поезда, влекомые могучими големами!
Царящая в этом мире война всех против всех дает авторам богатые возможности для развития сюжета. Здесь ведут между собой вековую вражду республика Лютеция и Ур, Блистательный и Проклятый. Здесь борются за власть и влияние кланы Древней Крови — Малиганы и Слотеры. Здесь открыто действует Черная Церковь, которой противостоит Орден экзекуторов. Здесь плетет свои интриги загадочный Сагаразат-Каддах. Маги и големы, вампиры и оборотни — кого только нет в этом мире. Поначалу во всме этом изобилии легко запутаться, но постепенно разрозненные фрагменты начинают складываться в очень интересную картину. Интрига роман вертится вокруг Дикого таланта — особых способностей, обладатель которых может изменить весь мир. И, конечно, желающих получить эти способности — хоть отбавляй.
Не могу не отметить и симпатичный авторский стиль, благодаря которому текст изобилует удачными фразами. Как вам, например, такая: «Море наступало с ленцой и небрежением, как идет в атаку иной дворянин — расстегнув на груди рубаху и зажав в зубах травинку»? Вот с такой же лихостью авторы идут в атаку на сердце читателя.
Герои, как подобает персонажам хорошего приключенческого романа, не часто балуют нас глубиной своих размышлений и чувств, но они интересны, необычны, каждый из них — яркая личность. Когда их интересы вступают в противоречие, не так просто определиться, на чьей ты стороне в этот раз. А больше всех меня заинтересовал Маран Древоточец, хотя пока он играет довольно эпизодическую роль в событиях.
Вообще, по стилю (не по сюжету!) роман очень напоминает первых «Сварогов» Бушкова. Смело готов рекомендовать его всем любителям приключенческого фэнтези.
P.S. «Дикий талант» — первый роман из цикла «Малиганы и Слотеры», и обрывается он на самом интересном месте. В цикл входит еще и несколько рассказов, которые, видимо, являются предысториями этого романа.
ALLEGORY, 28 ноября 2010 г.
Открытое письмо авторам романа «Дикий талант»
от благодарного, но... всё же огорчённого читателя
Милостивые государи,
во первых строках, как водится, спешу признаться в чрезвычайной своей симпатии к созданному и разрабатываемому вами миру, к выбранному жанру умного авантюрно-приключенческого фэнтези, которое в вашем исполнении, как выяснилось, еще и не брезгует сильными эмоциями. А эмоциональность эта, прошу заметить, не так уж часто присуща прозе благородных донов, но зато уж так приятна нашим девичьим сердцам. Так же приношу безмерную свою благодарность за представленную нашему вниманию череду ярких любопытных героев, магических существ и глобальных событий.
Боюсь обидеть милейшего г-на Обедина, поскольку не знаю, как именно осуществлялось «соавторство» в данном романе, но всё же — отдельный мой поклон пану Врочеку за всю ту радость, которую испытала я от его, именно его — точного, изумительно хлёсткого, узнаваемого и очень настоящего языка и стиля. Я его узнала. Были.. были два-три уж таких рассказа милейшего пана в опусе под названием «Сержанту никто не звонит», от которых буквально заходилось сердце, и барышня стискивала под горлом, комкала кружевную свою шаль оттого, что плакать как будто бы не пристало, а.. ну а что же делать со всеми своими чувствами и восторгами?
Далее вынуждена жаловаться, господа, и просить.. Прошу нижайше: ну пожалейте же меня, бестолковую, и примените уже, и примените по делу свой собственный «дикий талант» (а он есть, уверена). И не стесняйтесь, пожалуйста, жанровых клише, типичных для фэнтези. Мой бог, ну зачем же делать потенциально-прекрасно-развлекательный роман таким, что в нём ну совершенно ничего не понятно? а хоть как-то осознать его возможно, только лишь вооружившись хорошо очиненным пером, записывая с самого начала, кто из персонажей кому кем приходится и зачем приходится, кто кем является на самом деле, и что зачем делает.. А потом надо еще вычеркивать тех, кто «никто и никому», а потом забывать про «фон-кто-то когда-то сделал что-то», а потом – изрядно выпачкавшись чернилами, обнаружить, что надо же ещё и заглядывать в заготовленный вами «глоссарий» в конце книги? Да, ваша покорная слуга в муках тяжких умудрилась отделить «бобы от гороха», толком пока ничего так не поняла, правда обнаружила, что ровно половина содержания романа – чистейшее золото, но.. ну не каждый же способен на сей золушкин труд..
А «жанровые клише» — это не дурная болезнь, ей-богу, их стоит не стесняться, а применять. Потому как поиски своего собственного «пути» на ниве сюжетного построения романа – это многажды похвально, но.. но далеко не всегда срабатывает. Думается, что лучше, не боясь обвинений во вторичности, ходить хорошо проторенными и хорошо работающими «путями». Не помню ни единого романа ни Дункана, ни Уильямса, ни Грега Киза какого-нибудь, где было бы «ничего не понятно»..
Увлеклась, прошу простить за многословие.. Я буду ждать новой возможности продолжить знакомство с этим любопытным миром, но и надеяться на то, что «неудачные эксперименты» с формой уйдут на задний план и дальше мне станет интересно и увлекательно безо всяких «но»..
Засим.. засим остаюсь вашей покорной слугой ;) — благодарным, но пока.. огорчённым читателем)
Yazewa, 27 сентября 2014 г.
Эффект соавторства: местами язык и стиль хороши, а местами — глаз цепляется за неудачные фразы, штампы и т.п. Неровно получается. Возможно, из=за этого понравилось не очень. Не получилось атмосферности: я не вжилась в этот мир, не увлеклась действием. И ни один герой всерьёз «не зацепил», при том, что персонажи яркие, харАктерные, сильные.
Khoel, 8 февраля 2014 г.
Интересный мир, захватывающий сюжет, целая вереница запоминающихся персонажей и остроумные диалоги. А также плащи и шпаги, поезда и големы, магия и порох... Не хватает только продолжения. Жду не дождусь возвращения в мир Кланов!
Буквоед, 20 мая 2011 г.
Хорошая книга, жаль только что авторы схитрили. По хорошему, перед нами только часть романа. Однако хорошая часть, если удастся далее в том же духе — хорошего романа. Мне чем то книга напомнила книги Пехова . Дикий талант в целом мне понравился больше Стража (Аутодафе), хотя в целом циклы сравнить не могу, только начал чтение Малиганов и Слоттеров. Интересные персонажи, наличие интриги, даже рваный стиль описания — все это играет на пользу авторов. Хотя и есть на мой взгляд недочеты. Воспоминания истории Восьмого Рыцаря, слишком детально разжевана мотивация Ришье. В самом рассказе вся изюминка в том и была — чтобы читатель по наброску чувств и воспоминаний восстановил всю картину сам. Одна фраза про суть человека чего стоила. Ну да ладно. Все равно мне понравилось. С удовольствием прочитаю продолжение
ergostasio, 8 июня 2010 г.
Мне, скажу честно, всегда было интересно – каков окажется пан Врочек в большой форме, выйдя за рамки рассказа. Прочитав год назад «Дикий талант» с неудовольствием (но с надеждой, ага) отметил для себя, что так этого и не узнал. Несмотря на. Общее впечатление (прося прощение у обоих-двух соавторов): «слишком мало Врочека». Нет, правда. А еще – тот дурацкий случай, когда приложения читать на порядок интересней, чем, собственно, роман (ладно – первую часть романа) – поскольку там, в приложениях, есть мир, а в романе пока что – правильно сформулированное «герои собираются» и... да и все, кажется. Ну, почти все. К тому же глаз, привычный к врочековским рассказам, настаивает, что водораздел между «написано одним автором – написано другим автором» — слишком явственен. Из дополнительных бонусов «для тех, кто в курсе» — фрагменты истории «Восьмого Рыцаря», которых мне в свое время крепко не хватало :) Повторюсь: мир хорош, пр(и/о)думан затейливо и с любовью, герои – в рамках жанра, но и с желанием из этих рамок выйти (и то, и другое – вполне комплимент для девяти из десяти печатающихся, но ведь тут – и спрос с авторов будет больше, ага?), ну и фэнтезёвый отнорок «Вархаммера» я оченно сердечно воспринимаю – со всей его германскостью и магостимпанковостью, чтобы не заметить греющее сердце сходство, но... Хочу большего. Большего хочу. Мир, придуманный авторами, обещает намного больше, чем есть в первой книге. Мир Слотеров, во всей его манихейской жестокости и жесткости, суть площадка для игр намного более напряженных и отчаянных; мир, где, кажется, отчаяние и надежда должны бы очерчиваться намного более яростно, чем получилось в первом томе.
Продолжение, впрочем, как оно воспоследует, прикуплю несомненно ;)
kirjupich, 17 мая 2011 г.
Шикарный приключенческий роман, динамичный и интерестный, но обрывать на самом интерестном месте это не честно!
JetRDR, 13 июля 2009 г.
Интересный стиль у автора... и мысли героев переданы сумбурно и обрывисто, как бы, скачут от одного к другому — но очень оригинально это смотриться (читается)... хорошый стиль — что-то новое — что так редко встречается сейчас...
Все главные герои очень неоднозначны — нет четкой картинки — у них есть харизма...
нет ведомых персонажей в книге... все ведущие пока — есть интрига...
В общем хорошие зерна посеял автор... посмотрим что будет дальше!
Одно не понравилось — коротковато... как для первой книги цикла...
Сноу, 28 февраля 2010 г.
Понравилось.
Мир вполне узнаваем, это Эберрон. Те же Дома, только в меньшем количестве. Те же магические услуги, железная дорога, Големы, Рыцари Очищаюего Пламени, почтовые импы и иже с ними. Все знакомо. :) Правда, у Врочека-Обедина он чуть более брутальный, контрастный, живой. Да и написан вкуснее, чем средненькие D&D-романы того же Бейкера.
Более авантюрные.
Слабых мест в романе почти нет. Наверное, из-за его небольшого объема. :) Все очень компактно, насыщено действием и событиями. При этом окружающий мир без деталей тоже не остался. Это хорошо.
Немного раздражает повествование от первого лица. Врочек это любит. Обедин, похоже, тоже. А вот я, повторюсь, нет. Придает местами ненужной несерьезности, плутовства. Лишнее это, зря.
А так очень крепкое авантюрное фэнтези. С весьма оригинальными декорациями.
Пожалуй, все.
Ждем «Фабрику Уродов».
Serdg, 9 июля 2009 г.
Сумбурное начало,много лишнего и непонятного.Но к концу мозаика начинает складываться,ловествование затягивает.Очень интересный мир.Всё только начинается.Жду продолжения.
olmi, 8 марта 2010 г.
Вообще, авторам захватывающих, насыщенных динамикой произведений я готова простить многое. А здесь... на середине прочтения что-то меня отвлекло, а потом я к роману так и не вернулась, только недавно случайно наткнулась снова на аннотацию и с трудом вспомнила, что что-то такое попадалось. Вот такая динамика. Может быть, я просто не люблю средневековое фэнтези?..
elent, 31 июля 2009 г.
Весьма достойный роман. Правда, начало несколько рваное, особенно там, где начинается рассказ про логово Малиганов, но затем все выравнивается. Легко читается, интересный мир и сюжет. Оригинальные находки: поезда, влекомые големами, Свинцовая дорога, Мастера Тотемов. Надеюсь продолжение не уступит началу и даже ( очень желательно) превзойдет его.