Лео Перуц «Иуда «Тайной Вечери»»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Возраст читателя: Любой
Милан, конец XV века. Леонардо да Винчи хочет как можно быстрее закончить свою картину «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие. Ему не хватает только модели для головы Иуды. И тогда он решает сам отыскать в Милане самого дурного человека. Им оказался богемский барышник Иоахим Бехайм, который, как и Иуда, мог предать из чувства гордости.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pontifexmaximus, 29 сентября 2024 г.
Его прощальный поклон...
Книжечка легкая и изящная...
Посвященная великому Леонардо и обычным людям, его окружавшим. Рассказывающая о том, почему Иуда предал Христа, исходя из немаловажного обстоятельства, что именно гордыня является худшим из всех грехов...
Отсутствие явных следов мистических совпадений и прочей фантасмагории не мешает роману создавать впечатление, что без вмешательства неких светлых и темных сил тут не обошлось...
И в качестве бонуса загадочная история с то ли подлинным, то ли мнимым воскрешением одного очень известного бродяги, преступника и поэта...
Lucie Morton, 11 июня 2023 г.
Вторая книга Перуца, которую я прочитала. Авторская вариация создания легендарного шедевра Леонардо да Винчи — «Тайной вечери»
Леонардо ищет достаточно подлого человека для того, чтобы срисовать с него Иуду. Тем временем в городе объявляется странствующий торгаш-немец Йоахим Бехайм. Встретив прекрасную Никколу, он влюбляется до беспамятства, но переступает через свои чувства, когда узнаёт, что она — дочь его должника. Воспользовавшись её любовью и забрав с её отца долг, он просто бросил девушку. «Гордыня заставляет Иуду предать собственную любовь — в том-то и состоит его грех». Так Леонардо, узнавший об этой истории от другого умирающего поклонника девушки, нашёл именно того, кого искал, и смог закончить работу... Пути вдохновения неисповедимы, а градации человеческой мерзотности разнообразны. Но настоящему искусству они тоже служат.
История небольшая, написанная легко и непринуждённо, атмосферная и напичканная парадоксальными отсылками. При большом желании можно даже сказать, что она хорошо закончилась. Леонардо завершил картину, Бехайм взыскал свой долг, а Никкола сумела пережить предательство.
witkowsky, 6 мая 2012 г.
Прежде всего: последнему роману Перуца повезло — его переводила блестящая переводчица Нина Федорова. У нас таких германистов с трудом десяток в последние 20 лет наберется. Поэтому тот, кто читает «Иуда» в этом единственном переводе — может быть спокоен, ему и оригинал не особо нужен. В эти самые последние годы жизни (а умер автор что-то примерно через 100 дней после окончания «Иуды», Перуц. наверное, умер бы с голоду... кабы не стойкий его поклонник — Борхес. Латиноамериканские переводы приносили заработок, — без него эта книга, глядишь, вовсе не была бы написана.
В ней есть ловушки: тот, кто будет читать, пусть обратит внимание: С ЛИЦА КОТОРОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ автор заставил написать Иуду художника. И таких ловушек я насчитал десятка два.
Конечно, перед нами чистая пражская школа единый ряд немецкой (и отчасти еврейской прозы) — Брод, Кафка, Майринк, Верфель и т.д.
Ничего больше я сказать не могу. Может быть, это и не прославивший Перуца «Мастер Страшного Суда», но вторая или третья его книги в числе лучших.
Конечно, это не в прямом смысле фантастика. Это чистая мистика... но такова вся пражская читала.
Прочитайте непременно. Едва ли пожалеете о потраченном времени.