Лео Перуц «Мастер Страшного суда»
- Жанры/поджанры: Детектив | Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В 1532 году во Флоренции врач и химик Салимбени сказал: «Знайте, что произошедшие события никогда не заканчиваются». И в 1909 году в Вене его пророческие слова начинают сбываться. Многие люди кончают жизнь самоубийством, все при загадочных обстоятельствах и без всякого мотива. Или это были убийства? Барон фон Пош, сам находящийся под подозрением, начинает расследовать эти самоубийства. След ведет к книге, старинному фолианту, который хранит опасные секреты Салимбени.
Входит в:
— антологию «Западня»
- /языки:
- русский (11), немецкий (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (12), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Кам'янець (1), П. Корневский (1), И. Мандельштам (10)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hengest, 24 июля 2019 г.
Прекрасный короткий психологический роман, не оторваться. Удивительная динамика, яркие характеры главных героев, перекличка времен, тонко выписанные бытовые детали, непредсказуемый финал. Действие погружено в красивый, тревожный и уже колеблющийся мир Австро-Венгрии начала XX века. Моим личным буквально физиологическим ощущением во время чтения был сладкий запах засохших соцветий сирени, старых полузабытых книг. На мой взгляд, и мистическая линия романа не выглядит столь уж небывалой, думаю, что Кастанеда был знаком с творчеством автора.
Наиболее интересной для меня была идея самообмана, который приходит человеку в утешение и в оправдание его неприглядных поступков — не важно, были ли они совершены реально или только в мыслях. И добро и зло обязательно возвращаются, сделанное, задуманное меняет человека и его жизнь. Ну а я вот вернусь к роману через некоторе время и открою для себя еще какие-то упущенные при первом знакомстве детали: роман вовсе не ограничивается простым детективным сюжетом.
grigoriy, 19 января 2020 г.
Читал с огромным интересом будучи школьником-это конец 40-х годов прошлого века.В библиотеке отца было первоиздание-оно и сейчас у меня есть..Книга захватывает и не отпускает до конца
Elessar, 29 декабря 2012 г.
Замечательная книга, завораживающая, пугающая. И необычайно многогранная: здесь есть и нотки мистики с оттенком недоброй тёмной магии из средневековья, и детективные мотивы, и глубокий, но не навязчивый акцент на переживаниях и эмоциях героев. Очень интересна авторская манера цепляться за самые крохотные и на первый взгляд незначительные фрагменты, нарочито подчёркнутая в самом начале. На первый взгляд, это позволяет читателю лучже вжиться в описанный на страницах книги мир, за стремительно развивающимся сюжетом не пропустить изысканные фиакры, и фигурку ангела на крыше аптеки, и антикварную тросточку доктора Горского. На первый взгляд, да. Но чем глубже мы погружаемся в текст, чем дальше следуем за Сольгрубом и Пошем навстречу таинственному убийце, тем лучше мы понимаем замысел автора. Занятно — чем больше мистики и детектива мы видим, тем меньше верим во всё это, тем старательнее начинаем вчитываться в текст и искать ответы между строк. И на то есть свои причины.
Действительно, самая природа зла по Перуцу — нечто, гнездящееся внутри каждого из нас. Затаённые фобии, подавленные страхи, чувство вины. В самом деле, ведь страшный суд — это возмездие за грехи, в коих мы повинны. А раз так, то нам открывается совершенно новый смысловой подтекст. Средневековый художник, заколовший заклятого врага. Талантливый актёр, лелеющий в душе план отмщения любовнику своей жены. И очень хорошо в этот контекст вписывается наш дорогой рассказчик, скрипач и писатель, который — что? Уж не довёл ли он, в самом деле, актёра до самоубийства? За много лет до возникновения самого термина Перуц представляет на наш суд ненадёжного рассказчика. И такие стройные сюжетные построения сразу шатаются под грузом вины барона. Что из происходящего правда, а что — извлечённая из лабиринтов подсознания иллюзия, терзающая фон Поша?
Послесловие даёт нам исчерпывающие ответы, но тем не менее это было просто великолепно. Мы сами, а точнее, наша совесть и есть тот мастер, что предаёт нас страшному суду раскаяния. Не дремлющее в глубине души предчувствие древнего страха, но зло, что есть плоть от плоти самой нашей души. Не встреченный на полуночной аллее первобытный ужас, но отражение в зеркале. Не кошмар наркотической грёзы, но мука вины. И мне кажется, что не нам судить барона. Хоть мы и не знаем, что за человек на самом деле был Ойген Бишоф, мы не вправе обвинять его невольного убийцу. Тем более, что он наказал себя сам. Слишком сильная личность, чтобы безвольно покончить с собой, фон Пош сделал всё, чтобы искупить содеянное. Надеюсь, что это ему зачтётся.
И напоследок один маленький совет. Ни в коем случае не читайте роман наискосок и второпях. Вы рискуете пропустить расставленные автором подсказки и прочесть всего-навсего мистический детектив. А когда правда, наконец, всплывёт на поверхность, вы лишитесь волшебного ощущения, когда ваши догадки наконец-то получают фактическое подтверждение. Это даже приятнее, чем вычислить убийцу в детективе. Словом, не упустите главного. И — добро пожаловать на Страшный Суд.
A.Ch, 16 октября 2016 г.
Детектив с действующими лицами, не имеющими имён и настойчиво так уточняемые автором. Барон будет бароном. Инженер будет инженером. Доктор будет доктором. Безликие, одинаковые и невыпуклые. И внезапно происходит убийство в закрытой комнате, подозреваются все и у всех есть алиби. Интригующе.
Тайна, которая является разгадкой, кажется интересной до тех пор, пока не читаешь “Послесловие издателя” и задаёшься вопросом “Зачем?”. Только ли задумка автора о том, чтобы показать истинную сторону дела и убрать большую долю таинственности и неожиданности? Метод “ненадёжного рассказчика”. Почти похожая история с романом “Жизнь Пи”, где красочные описания злоключений срываются безжалостной действительностью. И думай-решай читатель, какая история ближе тебе.
Орудие-средство убийств напомнили о давно просмотренном фильме “Имя Розы”, где она же и источник знаний и источник зла.
Brain-o-flex, 26 октября 2015 г.
Удивительная книга.
Она пронизана горьковатым воздухом осени, пропитана табачным дымом, озвучена музыкой «пиано».
Повествование шелестит листами и листьями...
Сомнения витают в воздухе... Развеиваются, как туман, и снова собираются...
Сомневается главный герой, сомневаются другие персонажи, сомневается автор в Послесловии...
Тени, видения, фантазии и фантастика.
Впечатляет.
mac_mac, 23 мая 2012 г.
Да, как правило, вкусы со временем меняются, правильно говорят, не судите по подростковым впечатлениям. Так и есть.
Некоторые герои вызывают стойкую антипатию.
Да, барон действительно тот человек, который судит о других по толщине кошелька. Эта неудачная, злая шутка про солдата, потерявшего свои «жалкие» сбережения, свидетельствует об этом...
Теперь об инженере:он хвастается тем, что умеет в людях разбираться, но на самом деле, как и барон, судит о человеке поверхностно, по внешнему виду, а не по человеческим качествам...
Как говорится, толстый похудеет, а дурак дураком останется на всю жизнь... И дело тут не в умственных способностях, а в житейской, человеческой мудрости...
И ещё парочка спорных, с моей точки зрения, моментов:
во_первых, по поводу связи страхов и фантазии. Ведь все мы чего-то боимся, но ведь не всякий становится писателем-фантастом. И почему обязательно фантазия должна основываться на страхах, почему в основе не могут лежать светлые ощущения и эмоции?
Теперь по поводу искусства. Искусство отражает жизнь в любых её проявлениях, это факт. Так почему же великие произведения искусства основаны на унижении? Опять тёмная сторона преобладает над светлой в таких рассуждениях.
У медали две стороны, и в жизни каждого человека есть и светлые, и тёмные полосы. Это тоже факт, согласитесь...
Ведь нет чудовищ страшнее, чем те, которые рисует наше воображение, а также чудовищами можно считать предрассудки и стереотипы.
Вот они-то и могут эрудированного и образованного человека поставить в совершенно нелепую ситуаци.
witkowsky, 17 марта 2011 г.
В целом это одна из лучших книг «Пражской школы». Прочитано по-немецки; русские переводы теряют половину блеска оригинала.
Кто не читал, у того пробел в образовании. Жаль, невозможно написать отзыв, не пересказав сюжет. А сюжет тут... не зря Борхес этого писателя сразу следом за Майринком ставил.
2480, 9 апреля 2011 г.
Шикарный детектив, с отсылками к истории, которые не дают заскучать. Практически до конца не понимаешь, в чём дело, готовишься к мистической развязке, а всё оказывается довольно просто. Не надо поддаваться мистическим веяниям, лучше исккать реальные средства и выходы. И надеяться на себя. А также знать, что кошмары из прошлого не отпускают, могут притаиться, но когда-нибудь найдут момент вырваться на свободу. И поглотить своего «хозяина». Думайте, люди, что делаете, вам впоследствии всё зачтётся...
prouste, 26 апреля 2011 г.
Один из лучших романов Перуца — детектив с ложной разгадкой и ревизионистским финалом. Энергично изложено, прекрасно закручена интрига. Два момента придают особую прелесть: существенная разница между образом рассказчика -«я», от лица которого ведется повествование, и восприятием рассказчика другими лицами и «отсутствующий персонаж» — монструозный толстяк. В уровень с лучшими условно детективными вещами По и Честертона.