Юрий Томин «Шёл по городу волшебник»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Толик Рыжиков — лентяй и врун. Он врет всегда и всем. Вот милиционеру соврал: не там перешел дорогу и говорит, мол, у него мать на фронте была и постоянно болеет, а отец ранен преступниками.
Все же попавшись милиционеру на лжи, Толик попадает в какое-то странное место, где странный мальчик с голубыми глазами считает спичечные коробки. Толик берет один коробок, чтобы посмотреть, что же в нем такого особенного, но, испуганный бурной реакцией мальчика, он бежит прочь с коробком.
Вскоре Толик обнаруживает, что спички из этого коробка обладают чудесным свойством: если сломать одну из них и загадать любое желание, то оно сразу же сбудется...
Повесть публиковалась также в журнале «Костер» №№10-12 1963г. и №№1-2 1964г.
Отрывок повести был напечатан в газете «Пионерская правда»: 1963, № 91-92 (15-19.11.1963).
Входит в:
— журнал «Костёр 1963`10», 1963 г.
— журнал «Костёр 1963`11», 1963 г.
— журнал «Костёр 1963`12», 1963 г.
— журнал «Костёр, 1964'01», 1964 г.
— журнал «Костёр, 1964'02», 1964 г.
— антологию «Сказки современных детских писателей», 2010 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 145
Активный словарный запас: крайне низкий (1901 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Экранизации:
— «Тайна железной двери» 1970, СССР, реж. Михаил Юзовский
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 18 сентября 2020 г.
Есть ещё и киновариант — «Тайна железной двери». Книжка и фильм — не тождественны, мягко говоря. Потому — имеет смысл насладиться прелестью дважды.
В предкраховый период советской эпохи — при наличии Стругацких, Крапивина, Булычева, Снегова, Ефремова и прочих мастодонтов Жанра — и книжка и фильм были чистой воды Откровением. Нет.., не так. Скорее — вот так: ОТКРОВЕНИЕМ. Это было что-то вообще непередаваемое. Много позже я пришёл к выводу, что имел место, как принято говорить, «разрыв шаблона»: технофэнтези на базе чисто советских реалий, супер-пупер современная фантастика — при полном сохранении специфики восприятия сказки среднестатистическим школьником.
Если сравнивать с чем-то из недавнего, смогу назвать только «Обратную сторону Луны», да и то — это будет не совсем адекватное сравнение.
Короче, уважаемый потенциальный читатель: такие книжки (и фильмы) — пропускать нельзя, это — современная классика, в её самом шикарнейшем воплощении. Да, это — конечно же — детская литература, НО: из той её категории, что предполагает «унивозрастное» восприятие
Barrell, 11 июня 2020 г.
ЧИТАТЬ детям вслух!
Или хотя бы попытаться, если ваше финансовое состояние не позволяет нанять бэби-ситтер с силиконовой грудью.
Не знаю, смесь чувств: горечь, ностальгия, радость, злость... Ведь это только 63-й год, самый расцвет, пик Советского Союза и тут такое предостережение! У нас привыкли журналисты-обозреватели «взрослых» фантастов тестировать на прогнозирование будущего. А здесь детский писатель со 100%-ным попаданием. Потому что нашёлся мальчик-лже-волшебник из Ленинграда с «холодными голубыми глазами», сломал волшебную спичку и отправил всю страну во «Вчерашний день». (Или во вчерашний век.) И мало стало мальчику-лже-волшебнику золотых ботинок, орденов, игрушек, «покорной» рыбалки и мороженного с вишенкой. И захотелось внимания человеческого! И уважения захотелось, а не покорного унижения, но с должным обожанием. И тут появился другой мальчик, врун Толик...
Если кто не читал, то это я исключительно книгу пересказываю.
В жизни и без волшебных спичек справились. Толика даже уговаривать не пришлось.
ЧИТАТЬ!
montakvir7511, 26 декабря 2017 г.
Один из лучших образцов советской городской сказки, которую я так люблю. Примеров произведений, шагнувших через поколение и переживших своё время, масса. Не особо напрягаясь можно вспомнить самые запоминающиеся. Это и Садовников со своим уникальным слесарем, и много чудесных, и тут уж по-настоящему волшебных, повестей Софьи Прокофьевой, и Валерий Медведев, прославившийся «Баранкиным», и Лев Давыдычев, творивший наиболее реалистические книжки, однако с большим вкраплением невероятного. Достаточно вспомнить шикарную шпионскую историю «Руки вверх!» с огромным количеством невозможных в жизни ситуаций или генерал-лейтенанта Самойлова, однажды вдруг оказавшемся в теле маленького мальчика. Ещё «Верлиока» Каверина, ещё «Семь дней чудес» Мошковского, ещё...да куча будет нетленок, если порыться по библиографиям. Все они писали о чудесном и удивительном, вторгавшемся в нашу скучную жизнь.
В этом достойном списке повесть Юрия Томина занимает особое место. История школьника, по прихоти судьбы получившего возможность творить неограниченные чудеса и выполнять любые желания, вышла довольно трагической и страшной, тем и отличается от большинства творений всех вышеперечисленных.
Само собой, что дармовое овеществленное счастье не принесёт своему обладателю ничего, кроме проблем и внутренней грызни. Так считали в СССР, такую мысль продвигали в массы, и это правильный путь. Жадность, корысть, эгоизм, постоянное вранье — все эти отрицательные черты характера здесь выводятся на первый план, показывая, до чего можно дойти, если не знать ни в чем меры.
Из собственно фантастических элементов можно вспомнить робота, ставшего человечнее своего создателя и остров, напичканный всеможными гаджетами и невероятными машинами.
Из сказки — спички, выполняющие желания. Идея из последней спички получить новую порцию волшебных коробков шикарная, поскольку позволяет перевернуть с ног на голову саму мысль, что спички надо беречь и тратить разумно, ибо количество коробков имеет свои пределы. Именно от мысли, что волшебство имеет пределы, сходил потихоньку с ума Мальчик — хозяин Острова во вчерашнем дне, патологически пересчитывавший оставшиеся спичечные коробки, но по причине своей явной бездушности и искусственности так и не дошедший до грандиозной мысли, что можно ведь весь свой запас восстановить в один миг. Фантазии у этого существа на это не хватило.
В дальнейшем Томин напишет массу отличных книг для детей, перейдя в конце творчества от сказки к по-настоящему социальной фантастике о контакте подростков с инопланетянами и возникающих отсюда сюжетных коллизий.
Но, все же, эта повесть, на мой пристрастный взгляд, остается вершиной его творчества.
Groucho Marx, 20 февраля 2020 г.
Прекрасная книга для детей и не только. Интересно, что мальчик-волшебник, владелец чудесных спичек, в начале 60-х годов, в период хрущевского «штурма и натиска», в момент устремлённости в будущее, нашёл убежище именно в Мире Вчерашнего Дня, застроенного сталинской архитектурой и декорированного в стиле картинок из Книги о Вкусной и Здоровой Пищи издания 1948 года.
Когда (несколько позже, уже в правление Брежнева) повесть экранизировали, мальчик-волшебник перенёсся... в футуристический параллельный мир с радиотелескопами и камерами видеонаблюдения в духе острова доктора Но.
Другими словами, если в книге Волшебник — дёрганый психопат, застрявший в позднем сталинизме, в имитации устаревшего советского ампира с бархатными занавесями и «шикарной» позолотой, то в фильме он предстаёт слегка нервным ультрасовременным миллиардером, изолировавшим себя от простонародья.
Filimon1983, 22 мая 2016 г.
Превосходная сказка! Юрий Томин бесспорно был одним из лучших в своем жанре.«Шел по городу волшебник» читала еще моя мама в детстве. Маме сейчас 60. Потом читала я. Сейчас читаю сказку своей дочке. Она в восторге! Я и сама до сих пор прихожу в трепет, представляя мальчика с холодными голубыми глазами, и задаю себе вопрос, что бы я сделала, найдя волшебный коробок. Хотелось бы верить, что это произведение бессмертно. Ведь вопросы нравственности, затронутые в этой книге, должны быть актуальны всегда.И каждый прочитавший должен спросить себя:«А как бы поступил я, окажись на месте Толика?»
qetuo, 1 марта 2013 г.
Все так называемые реформы образования бессмысленны, когда утерян такой жанр, как Детская литература . Влиять на умы детей нужно не повальным ограничениями, типа « это нельзя, то не делай, сюда не ходи « , а книгами, которые учат доброте и человечности ( как бы напыщенно это не звучало ). Пока у нас вновь не появятся такие книги, никакими полосканиями мозгов ничего не добиться.
nostromo 2015, 10 сентября 2016 г.
В детстве у меня был только один журнал «Костёр» № 1 за 1964 год, а книгу так и не удалось достать. Речь идёт о периоде где-то до 1975 года, когда было выпущено три издания, которых свободно было не найти ни в магазинах, ни в библиотеках. Но с каким упоением я рассматривал цветную иллюстрацию, на которой Толик убегает от робота Балбеса, или где он ходит по пустынным залам магазинов с высокими потолками и огромными вазами с конфетами «Мишка косолапый» и других кондитерских лакомств! В принципе, можно было читать только этот журнал и рассматривать картинки, да и достаточно, чем я и занимался на неимением остальных...Как это будило воображение тогдашнего школьника! Естественно, в те годы мне не приходило в голову начать искать остальные журналы — для детства есть другие занятия, да и не было тогда ни «Авито», ни «Мешка» с остальными «интернетами». По иронии судьбы сейчас, взявшись собрать первую публикацию из пяти номеров за 1963-64 гг, этот номер попался мне последним, а на всю процедуру потребовалось несколько лет. К примеру, №2 за 1964 удалось найти только в Узбекистане, где он месяц пролежал неотправленным в отделении почты... Запомнились замечательные иллюстрации Острова, на мой взгляд, гораздо лучше Калаушина. Когда увлёкся собиранием книг, нашёл первое издание 1963. Эта редакция текста, равно, как и журнальная, отличается от последующих. Прекрасная городская сказка; незнакомый двор со зданиями без окон и балконов, уходящими под самое небо; сердитый мальчик со странными голубыми глазами, считающий спичечные коробки; сказочный остров во вчерашнем дне с абсолютно безлюдными центральными универмагами с полным ассортиментом товаров; пустынные асфальтированные площади и здания, залитые солнцем, но где нет ветра; безлюдные магазины с хоккейными клюшками и велосипедами; автомобиль-лимузин, сам развозящий немногих пассажиров, в основном, самого волшебника; маскарадный костюм со звездой героя Советского Союза и ботинки из золота с цепочками вместо шнурков !!! Таинственный и немного пугающий детское воображение советского мальчика параллельный мир «вчерашнего дня», где был расположен остров волшебника с воображаемой чертой у линии горизонта, несущей свободу, и до которой очень трудно добраться...Одна из лучших городских сказок — «ужастиков» для детей тех лет, если не самая лучшая... При снятии этих старых журналов или первого издания с книжной полки неизменно возникает непередаваемое чувство встречи с солнечными и беззаботными улицами детства...
perInka, 28 сентября 2009 г.
Эту книга появилась у меня на полке случайно, и в не лучшем издании. Её дали моей маме «в нагрузку», когда она покупала мне, тогда ещё совсем маленькой, кажется, стихи Агнии Барто. Книжка долго просто пылилась, серая, без картинок. Я прочла её не скоро, но когда прочла, была в восторге, и сейчас перечитываю с удовольствием, такая живая, настоящая, заставляет верить в чудо, мечтать, что однажды, тоже, как Толик найдешь волшебный коробок, который исполнит все желания. Эта настоящая сказка, хотя и пропитанная советской идеологией, но вместе с тем особенная и очень интересная.
elent, 24 августа 2008 г.
И фильм и книга превосходны. С огромным удовольствием до сих пор и смотрю и читаю. Хорошо показано к чему приводят эгоизм и всемогущество.
Bookberry, 31 августа 2010 г.
С удивлением обнаружил в книге которую приобрел недавно, что в ней отсутствуют значительные куски повести. Сейчас у меня книга 1970 года издания, а до этого была 1963, то-есть получается первого издания. И в первом издании была целая глава, в которой описывались приключения голубя Зайцева в городе, как он покупал пиво и воровал деньги. Если есть у кого-то текст первого варианта, «без купюр», то был бы очень признателен!