fantlab ru

Айзек Азимов «Ночь, которая умирает»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
623
Моя оценка:
-

подробнее

Ночь, которая умирает

The Dying Night

Другие названия: Смертная ночь

Рассказ, год; цикл «Уэндел Эрт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 116
Аннотация:

Далёкое будущее; трое бывших однокашников приезжают на Землю на 1-й Межпланетный съезд астрономов. Они трудятся на разных небесных телах, их научные карьеры состоялись. Всем вместе назначает встречу четвёртый соученик. Являясь самым талантливым, он из-за слабого здоровья не смог покинуть Землю и стал рядовым школьным учителем (атмосфера планеты слишком плотная для наблюдений за космосом, астрономы здесь стали не нужны!). Однако этот, казалось бы, неудачник открыл секрет телепортации, о чём злорадно сообщает бывшим друзьям-соперникам. Сверх того, он провёл демонстрацию перед одним из руководителей съезда и добился чести внепрограммного доклада. До последнего момента из-за паранойи все подробности открытия держит в секрете. Ночью после встречи изобретатель умирает, единственный экземпляр доклада находят сгоревшим. Но перед смертью несчастный успевает позвонить тому самому руководителю съезда и наговорить на автоответчик достаточно, чтобы тот начал внутреннее расследование. Ну а на помощь он призывает своего друга, компетентного во многих вещах...

Другая аннотация:

Спустя десять лет на Земле, на одном конгрессов, встретились друзья по колледжу – Таллиаферо, Райджер, Конес и Вильерс. Эти десять лет каждый из них работали в разных местах Солнечной системы: Эдвард Таллиаферо на Луне, Беттерслей Райджер на Церере, Стенли Конес на Меркурии, а Ромаеро Вильерс на Земле, потому что болел тяжелым ревматизмом и слабым сердцем. Вильерс среди них был самым одаренным, но болезнь его сделала вдобавок и злым. Может быть именно поэтому он и изобрел способ мгновенного перемещения массы на любое расстояние.

Но случилось неожиданное. Вильерс умер, а его доклад кто-то сжег прямо в комнате.

© Виталий Карацупа, http://archivsf.narod.ru

Примечание:

Первые публикации на русском языке:

* Газета «Молодой коммунар» (Воронеж), 13, 16, 18, 20, 23, 25, 27, 30 июня, 02, 04 августа 1965 г. В переводе С. Васильевой.

* Журнал «Смена» № 10 за 1965 г., стр. 18-20, 26-27. В переводе С. Васильевой.

* Журнал «Наш современник» № 1 за 1966 г., стр. 76-91. Под названием «Смертная ночь». В переводе З. Бобырь с иллюстрациями Е. Шукаева.


Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, July 1956», 1956 г.

— сборник «Девять завтра», 1959 г.

— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.

— журнал «Смена №10, 1965», 1965 г.

— журнал «Наш современник 1966'01», 1966 г.

— сборник «Детективы по Азимову», 1968 г.

— сборник «The Best of Isaac Asimov», 1973 г.

— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-84», 1984 г.

— антологию «Ночь, которая умирает», 1988 г.

— сборник «The Complete Stories. Volume 1», 1990 г.

— антологию «Ордер на убийство», 1990 г.

— антологию «Четвёртый ледниковый период», 2020 г.


Похожие произведения:

 

 


Ночь, которая умирает
1988 г.
Ордер на убийство
1990 г.
В плену у Весты
1991 г.
В плену у Весты
1991 г.
Мертвое прошлое. Часть 1
1991 г.
Зеркальное отражение
1992 г.
Новые миры Айзека Азимова. Том 2
1996 г.
Приход ночи
2007 г.
Ночь, которая умирает
2008 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, July 1956
1956 г.
(английский)
Смена №10, 1965
1965 г.
Наш современник № 1, январь 1966 г.
1966 г.

Самиздат и фэнзины:

Четвёртый ледниковый период
2020 г.

Аудиокниги:

Ночь, которая умирает
1990 г.

Издания на иностранных языках:

Nine Tomorrows
1969 г.
(английский)
Пригоди, подорожі, фантастика-84
1984 г.
(украинский)
The Complete Stories. Volume 1
1990 г.
(английский)
Кінець Вічності
1990 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ для детского сада со многими заимствованиями у самого себя, такой себе детективный смузи из разных уже использованных частей. Часть произведения посвящена дознанию буквально «кто взял пленку — пусть признается» и «я сейчас выйду, кто взял пленку — пусть вернет ее на место». Ну честно смешно читать такое на фоне довольно серьезных попыток нарисовать научную составляющую рассказа. Как и многие другие детективные рассказы автора, преступник признается сразу же как слышит «неопровержимый» научный факт.

Кроме того, Азимов как минимум во второй раз («Лакки Стар и Меркурий») обыгрывает идею существования терминатора на Меркурии — фиксированной линии разделения солнечной и теневой частей планеты.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычная встреча четырех однокашников, а ныне — ученых-астрономов, неожиданно заканчивается трагедией. И корни этой трагедии растут еще со студенческой скамьи, где один фактически противопоставил себя остальным троим, пообещав, что превзойдет их по своим достижениям. И превзошел, сделав эпохальное открытие, которое должно в корне изменить космические полеты. Впрочем, о достигнутых результатах знают только четверо — три однокашника и один из крупнейших астрономов того времени Хьюберт Мендел. Так что смерть первооткрывателя вряд ли выглядит случайной... Из всех рассказов о докторе Эрте этот, наверное, самый лучший. В нем есть все составляющие классического детектива, а также научной фантастики. Роли каждого из четверки однокашников, конечно, неслучайны: они должны показать действенность логического метода доктора и поэтому все указанные астрономы работают на разных небесных объектах — на Луне, Церере и Меркурии. И один из них причастен к смерти ученого и краже его работы. Доктор Эрт легко вычисляет его, сравнивая между собой специфические физические условия места их работ. Как и в случае с новеллой «Поющий колокольчик», виновник трагедии не смог побороть в себе те рефлексы, какие выработались у него за долгие годы работы на одном месте. А, значит, преступление будет носить весьма специфический характер. Для момента своего написания новелла была точна в деталях и абсолютно правдива. Это действительно НАУЧНАЯ фантастика. Дальнейшее развитие астрономии сделало ее ошибочной в самой важной детали. Поэтому сегодня она ценна только тем методом дознания, который блестяще применил на практике доктор Эрт.

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как приобретенные привычки и навыки могут подвести тебя в решающий момент твоей жизни. Попытайтесь ради интереса отыскать виновного самостоятельно — вдруг и у вас внутри тоже живет талантливый детектив.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничем не уступающий (по интересности!) другим рассказам цикла, приличный фантастический детектив.

Завязка сюжета: далёкое будущее; трое бывших однокашников приезжают на Землю на 1-й Межпланетный съезд астрономов. Они трудятся на разных небесных телах, их научные карьеры состоялись. Всем вместе назначает встречу четвёртый соученик. Являясь самым талантливым, он из-за слабого здоровья не смог покинуть Землю и стал рядовым школьным учителем (атмосфера планеты слишком плотная для наблюдений за космосом, астрономы здесь стали не нужны!). Однако этот, казалось бы, неудачник открыл секрет телепортации, о чём злорадно сообщает бывшим друзьям-соперникам. Сверх того, он провёл демонстрацию перед одним из руководителей съезда и добился чести внепрограммного доклада. До последнего момента из-за паранойи все подробности открытия держит в секрете. Ночью после встречи изобретатель умирает, единственный экземпляр доклада находят сгоревшим. Но перед смертью несчастный успевает позвонить тому самому руководителю съезда и наговорить на автоответчик достаточно, чтобы тот начал внутреннее расследование. Ну а на помощь он призывает своего друга, компетентного во многих вещах...

В деле разоблачения преступника опять главную роль играют научные сведения об особых условиях на разных планетах. Разумеется, логика и находчивость тоже присутствуют. Но меньше! Известный популяризатор науки, здесь Азимов снова предстаёт во всей красе.

<обновлённая и дополненная версия отзыва от 06.10.2018 г.>

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд не самый лучший рассказ Азимова. Нет он не проходной и читать его в принципе интересно. Автор создал классическую детективную ситуацию. И к решению задачи он привлек, опять же по классическим канонам жанра, детектива любителя, естественно со странностями.

Но суть не в этом. Читая этот рассказ я поймал себя на мысли что главные герои ведут себя не естественно. Я бы, да и другой нормальный человек, никогда бы не пошел на встречу с придурком который обвняет тебя в свох бедах. Причем абсолютно несправедливо. Я бы просто выбросил его из своей жизни, пожелав ему всего наилучшего. И наплевать на его гениальность, его изобретения и уж тем более на попытки что либо доказать. А здесь почемуто у всех каое-то чуство вины. Вот и случилась беда.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе совершенно некому симпатизировать. «Рассказ без героя». И одновременно — детектив, в котором читателю хочется, чтобы виноватыми были все. Потому что все одинаково неприятны.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее произведение, отлично раскрыты характеры персонажей. Жалко только, что информация безнадёжно устарела. Доказано, что Меркурий не постоянно повёрнут к Солнцу, да и учёные будущего вряд ли что-нибудь будут фотографировать на плёнку. А цифровые фотографии на солнце не засвечиваются.:weep:

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ больше похож на лекцию из курса «Познавательная астрономия вокруг нас. Вопросы и решения», чем на фантастический детектив. Но большая часть того, что должно быть познавательным, на сей момент утратило эту цель и базировать свои представления о Луне, Меркурии и Церере на тех данных, что даёт Азимов сейчас немного не рационально. Посему все эти астрономические подробности я по большому счёту пропустил мимо ушей, а сам посадил себя в первый ряд в качестве зрителя детективной истории.

Собственно, на этот раз я уже заранее знал о том, что этот рассказ — часть маленького детективного цикла Айзека Азимова. Оценивать его как детектив в почти чистом виде вполне даже и можно, а что — говоря акунинскими словами это «герметичный» детектив со всеми составляющими. Правда, подозреваемых маловато, и поэтому, хотите верьте — хотите нет, но я убийцу «узнал» сразу. (Угадал я, что уж там :-) ). А в целом, неплохая история, на тот момент весьма интересная читателям во всех своих проявлениях.

PS: а вот аннотация явно кривоватая и на язык не ложится...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический детектив о ограниченной группе людей в замкнутом пространстве на фоне фантастического будущего. Читается с интересом.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ довольно познавательный, хотя после его написания были выяснены подробности, которые опровергали главную интригу. Но тем не менее узнается детектив с мотивами и возможностями совершить преступление для всех действующих лиц, небольшим количеством улик и неожиданным разоблачением.

Ну и «главный приз», ради которого ведется расследование, хотя и не стопроцентно гарантирован, но весьма значителен.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не скажу, чтобы рассказ показался захватывающим, но читается легко и на одном дыхании. Здесь мне показались довольно небрежно выписаными герои, автор явно увлекся детективной составляющей в ущерб литературной.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабый детектив в стиле Агаты Кристи, но намного менее интересно и интригующе.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

наверное лучша детективная история в цикле про Уэндела Эрта. Четко видны все классические детективные линии. Но по сравнению с остальными детективными произведениями Азимова, всё же слабовато.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детективы у Азимова выходили и получше.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Методом от противного прийти к таким выводам, неплохо. =)))) Много узнал о Меркурии, Луне и Церере. =)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх