Илья Масодов «Ключ от бездны»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы (Сплаттерпанк | Зомби-хоррор ) | Постмодернизм
- Общие характеристики: Приключенческое | Эротическое | Чёрный юмор
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Жизнь после смерти | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Сновидения, формы изменения сознания | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория | Фантастические существа (Демоны, черти | Оборотни, метаморфы | Призраки, привидения ) | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии) | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Три малолетних школьницы, занимаясь чёрной магией и лесбийской любовью, убивая случайных прохожих и подвергаясь сексуальному насилию со стороны мёртвых оборотней, между делом сражаются с силами вселенского зла.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 27 марта 2024 г.
После первого знакомства с Масодовым (роман «Черти») я был без малого шокирован. Положил себе через год вернуться к автору и попробовать ещё раз. Теперь выбор пал на «Ключ».
Во-первых, где обещанное изнасилование девочки некромедведем? Или у повести несколько редакций?
Во-вторых, нападок на Бога тоже особо не заметил.
В-третьих, где тут талант?
В-четвертых, сатанизмом и гностицизмом тоже даже и не пахнет.
Сумбурная трешатина, написанная человеком, одержимым страхом смерти и пытающегося заговорить этот страх, выплеснуть на страницы книги.
Вовсе не так задорно, как можно было решить после аннотации и отзывов.
Школьницы, мертвецы, зомби-апокалипсис.
«Черти» впечатлили несоизмеримо больше.
4(ТАК СЕБЕ)
Вонамби, 30 июля 2020 г.
Рецензии к произведениям Масодова, как всегда, шикарны. Прочитаешь вот что-то такое, и либо отскочишь в сторону на зависть любому котяре, увидевшему огурец, бормоча при этом что-то, по смыслу аналогичное «свят-свят-свят»... Либо наоборот, хохоча, с азартом приступишь к чтению, предвкушая укуренный развесёлый трэшак, написанный таким же укуренным развесёлым автором-хохмачом.
И, как обычно и бывает, ни того, ни другого не получишь.
Но я привык на рецензии внимания особого не обращать, а потому к чтению «Ключа от бездны» приступил с полным беспристрастием. Впрочем, уже имея представление об этом авторе, а потому понимая, чего от него можно ожидать. И что ж, Масодов не подкачал и на сей раз.
В чём проблема любой попытки написать адекватный отзыв на что-то, написанное Масодовым: очень низкий порог восприятия у большинства читателей. В этом мне видится одна из забавных особенностей современной культуры, когда, например, в компьютерных играх цензура не видит ничего страшного в устраивании игроком геноцида, массовых убийств и сжигания людей заживо, но приходит в неистовство, стоит лишь где-то мелькнуть голым сись… то есть, простите, обнажённой женской груди. Поэтому многим само по себе присутствие в повествовании тем, которые кажутся им «запретными» или «мерзкими», намертво блокирует любые попытки вникнуть в повествование за пределами этой оболочки. Да и что там вообще может быть, если там «это» происходит? Сплошное «это самое» и творится.
Впрочем, Масодов, чертяка, и сам не упускает возможности лишний раз потроллить своего читателя.
Действительно, сухой пересказ сюжета может произвести впечатление, не сильно отличающееся от указанной рецензии. Ровно как и попытка кратко описать стилистику может привести к не менее отбитому на всю голову результату.
Если же абстрагироваться от насилия, крови и чернухи — да, сложно, но можно ведь попытаться хоть для разнообразия? — можно рассмотреть множество интересных идей.
Что стоит сразу же понять, пытаясь читать Масодова. В его произведениях нет «хороших» или «плохих». Там все чудовища — что протагонисты, что антагонисты. Только протагонисты в своей чудовищности отличаются тем, что мы знаем, как они стали такими, и у них часто всё же есть какая-то своя цель. А потому разрываемся между жалостью к ним и желанием увидеть, как кто-то поскорее размажет эту тварь об стену. И у разных персонажей из разных произведений превалирует то первое (например, в «Чертях»), то второе (например, в Тепле твоих рук») отношение.
Что, чем вообще может быть интересно повествование о «моральных уродах» разной степени отмороженности? Да как сказать, как сказать…
Стилистически и сюжетно «Ключ от бездны» — психоделический короткий роман с элементами гротеска и сюрреализма, с зашкаливающим (по мнению многих) в иных местах количеством насилия и жестокости. Оных действительно достаточно, Масодов привычно беспощаден как к главным персонажам (назвать их героями язык не поворачивается), так и второстепенным. Живут/существуют они в таком же беспощадном мире, и ожидать от них чего-то другого не приходится.
При всём этом чем больше углубляешься в повествование, тем более понимаешь, что писатель вовсе не восхваляет насилие, или не ставит его в главную цель повествования. Наоборот, всё это начинает казаться всё более и более бессмысленным, актами отчаяния запертых в Чистилище душ, мучающих друг друга. Кровавая вакханалия, в финале достигающая поистине эпичных размахов, только подтверждает эту картину.
И сквозь всю эту чёрно-багровую пелену постепенно в сюжете начинают проступать в чём-то гностические по своему духу идеи о самой сути всего этого творящегося вокруг зла. Что можно увидеть, если внимательно читать части, посвящённые злой силе бога — ложного бога! — а не лишь морщиться при просматривании страниц по диагонали. И возможности избежать всего этого. Хэппи-энд, всё хорошо? Как бы не так.
Путь спастись — такой же пугающий, как и мир, в котором всё происходит. Это не добрая спасающая сила, а безжалостный звёздный свет, который сожжёт дотла всех тех, кто осмелится на него посмотреть. Только парадоксальным на первый взгляд образом это не приводит к чувству обречённости, что куда ни кинь всюду клин, и вообще, чума на оба ваших дома. А к мысли, что только эта сила, величие человеческого духа, которые и породили этот свет, и являются возможностью вырваться из замкнутого круга грязи и тотальной безнадёги, в котором увязли все остальные люди.
Неплохо для книжки о бессмысленном смаковании бессмысленного насилия, верно?
Впрочем, я не собираюсь винить тех, кто не смог вникнуть в эти смысловые перипетии. Очень уж специфически пишет Масодов. Посему могу ли я порекомендовать кому-то прочитать эту книгу? Пожалуй, да, но лишь при одном условии. Абстрагироваться ненадолго от намертво впечатавшихся в личность установок о нормальности, морали, правильности, допустимости и «правильном предназначении литературы». Воспринимать сюжет как запись причудливого, страшноватого сна. Или кислотного трипа, кому как угодно. И тогда, вполне возможно, оценить по достоинству это типично масодовское произведение, что означает — по-своему красивое, лиричное и печальное.
Groucho Marx, 16 сентября 2021 г.
Заметно, что этот короткий роман (или довольно длинная повесть?) написан раньше, чем «Мрак твоих глаз» и другие романы Масодова, хотя опубликован позже. По композиции он слабее — очень длинная вступительная часть, скомканный финал, в котором не все «ружья, повешенные на стену в первом действии», выстрелили. Создаётся впечатление, что автор менял концепцию повествования по ходу письма: ему приходили в голову хорошие идеи, и он их вставлял в текст, забывая вычеркнуть старые наработки. То есть, «Ключ от бездны» писался импровизационно, и сам Масодов не вполне представлял, куда вывезет его сюжет. Поэтому часть персонажей появляется внезапно, без какой бы то ни было связи с предыдущими главами, а другая часть персонажей убивается, потому что они, оказывается, вообще не нужны для развития действия. Например, прекрасный эпизод с цирком возникает внезапно, с бухты-барахты, без подготовки, и не имеет связи с дальнейшими событиями.
Что касается собственно смысла происходящего действия, то действие, безусловно, основано на гностических концепциях взаимоотношений Демиурга и его творения. Детали и нюансы почерпнуты из двухтомного «Мифологического словаря», всё очень грамотно составлено, без отсебятины, почти академично. Эта старательность проработки фона, между прочим, тоже свидетельствует о том, что «Ключ» писался до других романов Масодова. Позже Масодов уже не так цепляется за «академическую гностику», позволяя себе отступления от канона — и это хорошо, правильно.
Но, тем не менее, несмотря на некоторую несмелось, схематичность, не полное владение сюжетостроением и сознательное ограничивание полёта воображения, «Ключ от бездны» производит сильное впечатление. Это хорошая книга, обещающая яркого автора, и чрезвычайно приятно, что обещание сбылось, Илья Масодов в дальнейшем создал настоящие шедевры концептуализма и черного юмора.
Sawwin, 15 июля 2009 г.
Вот я и прочёл одно из крупных произведений Ильи Масодова… Прежде всего, зачем я это читал? – ведь самоочевидно, что там окажется весь джентльменский набор мерзостей и дряни, которыми любуется автор в своих коротких рассказах. Дело в том, что Илья Масодов умеет писать. Странно и отвратительно видеть сочетание таланта и гнойного мировоззрения. Это всё равно, что встретить на улице небывалого урода – и не хочешь, а оглянешься.
Впрочем, талант Масодова очень относителен. У истинного таланта невозможно определить его происхождение, а тут слишком явно прослеживается выучка выпускника Литинститута. Масодов с лёгкостью пользуется рядом приёмов, о существовании которых большинство авторов, представленных на Фантлабе, попросту не подозревают, а вот обоснованность приёма частенько отсутствует. В особенности это касается сверхдлинных фраз, которыми автор попросту злоупотребляет. Приём известный, впервые я встретил его в книге Коллоди, и там же автор Пиноккио со свойственным ему морализаторством демонстрирует, как этим приёмом следует пользоваться. Урок этот Масодову впрок не пошёл; иной раз длинная фраза обоснована, но чаще автор замонстрячивает словесное чудовище, не думая о последствиях. Образованность показал, читателя шуганул – что ещё?..
Парадоксальное сочетание высокого и низкого стилей, сочетание красоты и уродства, которым когда-то шокировал читателя Бодлер, -- любимый приём Ильи Масодова. Но там, где у Бодлера видим вызов мещанскому мировоззрению, плевок в лицо пошлости, у Масодова превалирует плевок, как таковой. Все красивые фразы Бодлера были штампами уже в те времена, когда писались «Цветы зла»:
Но помните, и вы, заразу источая,
Вы трупом ляжете гнилым.
Вы, солнце глаз моих, мечта моя живая,
Вы, лучезарный серафим!
Масодов берёт не внешнюю, а душевную гнусность и сочетает её с метафорой чистой и свежей. То есть, Бодлер борется с фарисейством, Масодов – с красотой.
Впрочем, довольно теории, много чести будет Илье Масодову. Вернёмся к повести. Кстати, почему «Ключ от бездны» назван романом – непонятно. Повесть и не особо длинная. Разумеется, там имеются маленькие девочки, над которыми издеваются, которых мучают и насилуют. Впрочем, детишки тоже хороши: вспороть ножиком живот случайному прохожему для них пустяк. На ста страницах уместились все виды извращений от лесбийского петинга и эксгибиционизма до зоо- и некрофилии. Кровь, выпущенные кишки, гной, кал, блевотина – все эти компоненты присутствуют в соразмерном количестве. Всё максимально извращённо, даже свою малолетнюю героиню автор не может изнасиловать иначе как с помощью оборотня, звериная ипостась которого давно издохла. Совокупление пятиклассницы с дохлым медведем – это нечто!
И всё-таки, зачем это писалось? Ведь повесть, как таковая, кончилась ничем: все умерли, и наши и ваши. И всё же, отыскался след Тарасов! Много страниц подряд автор демонстрирует некое подобие объективности, равно оплёвывая все противоборствующие стороны. Но вот на страницах появляются служители церкви. Разумеется, они такие же извращенцы, как и все остальные персонажи повести, такие же чернокнижники и убийцы (кстати, наполовину издохшие оборотни Масодова работают именно на церковь Христову). Единственное исключение: если прежде автор весь в белом стоял над схваткой, то здесь он начинает брызгать слюной в «поганого бога». Вот оно! Перед нами дьяволопоклонник, не эстетствующий люциферианин, не последыш гностиков, а вульгарный дьяволопоклонник, из тех, что вешают на кладбище кошек, а порой, по дури и пьяни, совершают и более серьёзные преступления! Кстати, главные героини Масодова – милые пятиклашечки, начав знакомство с лейсбийских отношений, продолжают его, сжигая живьём пойманную кошку. Так что, к чему ведёт автор, можно было догадаться и раньше.
Думается, сам Масодов в подобных оргиях не участвует, но он певец и агитатор именно этих человеческих отбросов. Я был неправ, когда в отзывах на короткие рассказы предполагал авторскую шизофрению. Истинный диагноз куда более суров.
Нелишне напомнить, что сам я воинствующий атеист, безбожник до мозга костей, масодовские филиппики в адрес церкви и бога были мне смешноваты. Автор, прежде казавшийся мрачным злодеем, обернулся прогнившей пустышкой. Обидно, что литературный талант достался подобному типу. Страшно, что на стороне дьяволопоклонников работает, по меньшей мере, один талантливый автор. Но как литературное явление Илья Масодов меня больше не интересует. Вот только любопытно было бы прочесть отзыв на эту повесть, написанный верующим христианином. Думаю, впрочем, что в данном случае отзыв и оценка не будут слишком отличаться от моих.