Юрий Харитонов «Метро 2033: На краю пропасти»
«Метро 2033» — Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают Вселенную «Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности на Земле, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду!
Все началось, как всегда. Разумеется, они хотели помочь. Разумеется, верили в свои силы, свой ум, свою великую миссию — и в свое право вершить чужие судьбы. Ведь что может быть важнее после ядерного Апокалипсиса, чем подарить человечеству возможность подняться из тесных бункеров и убежищ к солнцу? Не бояться радиации, свободно дышать отравленным воздухом? Вернуться в свои покинутые дома? Тем более, что ничего особенного и делать-то не пришлось — нужно было всего-навсего активировать уже существующий ген, тысячелетиями спавший внутри генома человека.
Как всегда, они ошиблись. Путь назад, к цивилизации и к прежней жизни, вел по краю пропасти. Той самой, куда так легко сорваться, утянув за собой остатки выживших в Последней Войне…
В мае 2024 г. вышла авторская версия:
• электронная версия — https://author.today/work/223850
• печатная версия — https://ridero.ru/books/na_krayu_propasti_2/
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Эра безумия»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 346
Активный словарный запас: средний (2880 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Miromarh, 2 июня 2020 г.
Прошлой осенью я прочитал сборник «Холодное пламя жизни» и одним из лучших назвал рассказ Юрия Харитонова «Своя душа – потемки», который является приквелом к этому роману. Понятное дело, что «На краю пропасти» я взял на заметку, чтобы по возможности прочитать. И вот в конце февраля решили мы с несколькими знакомыми провести марафон: читать всем вместе какую-то книгу серии, и чтоб каждый потом написал по ней отзыв. И в качестве «объекта марафона» выбрали именно роман Юрия. И вот несколько дней назад я дочитал книгу, и сейчас готов поделиться с вами впечатлениями. Итак...
«На краю пропасти» – одна из самых эмоциональных книг серии из мною прочитанных. В романе очень много эпизодов, когда ты переживаешь те же эмоции, что и герои книги. В такие моменты ты буквально не можешь оторваться от текста, стараясь уловить каждое слово. И эти эмоциональные эпизоды написаны просто на высочайшем уровне, что помогает полностью погрузиться в книгу и прочувствовать её героев. И за это Юрию от меня большая благодарность, ибо я очень люблю подобные произведения.
Центральные герои романа мне по большей части понравились. Отдельно отмечу Лиду и Джорджика – хоть они и второстепенные, но прямо очень запомнились мне. Персонажам очень сильно помогают те самые эмоциональные моменты, благодаря которым ты переживаешь за них. И, таким образом, они получились очень живыми, настоящими. Но все равно после прочтения книги у меня появилось стойкое ощущение, что персонажей автор, что называется, «недокрутил». Это касается в первую очередь главных героев, точнее, двух из них – Яра и Ольги, которым явно не хватило времени на полное раскрытие. Возможно, это произошло ещё и из-за того, что Потемкин – третий главный герой – периодически тянул одеяло на себя, оставляя своих товарищей как бы «в тени». А вот эпизодические персонажи, на мой взгляд, в романе абсолютно не удались, за исключением отца Варьки.
И ещё я не понял, для чего нужны были линии Грома и переродившегося Митяя. По сути они обе ведут в тупик, при этом практически никак не влияя на основной сюжет.
Кстати о нём. На моей памяти это один из самых неудачных сюжетов в серии в принципе (опять же из мной прочитанного). Я мог бы сейчас долго и нудно объяснять, почему я так считаю (естественно, со спойлерами – куда ж без них), но не буду этого делать. Просто примите как данность: мне сюжет не понравился. Я такое называю «Из ниоткуда в никуда» – начали ни с чего и ничем, собственно, закончили. А вся вторая треть романа вообще на центральный сюжет благополучно забила. В общем, на мой взгляд, это самая слабая сторона книги.
Также мне не понравилась «скомканность» повествования – герои несутся по сюжету, что называется, на всех парах, при этом «промежуточные остановки» описываются лишь парой слов. Особенно это касается различных общин. Каждая из них имеет какие-то свои интересные особенности, и, казалось бы, сейчас автор расскажет об этом подробнее... Но нет. Даже монастырь Юрьева-Польского, где происходит почти половина сюжета, на мой взгляд, ладом не описан, чего уж говорить о «промежуточных» общинах. И так абсолютно со всем в романе: автор говорит «А» – и тут же переворачивает страницу, оставляя читателя ни с чем.
Ещё один минус – это отсутствие так называемой «картинки» перед глазами, т.е. роман некинематографичный. Из-за этого страдают, в первую очередь, все экшн-сцены, коих здесь немало. Только драка Яра и Митяя в этом плане хороша – там картинка четкая.
Ну и в целом по стилю мне книга не очень понравилась – каждое десятое предложение стабильно «резало» глаза.
Что ж, пора подводить итог. В целом, я романом доволен. В серии очень мало таких эмоциональных произведений, поэтому каждому из них я готов многое простить. Вот и НКП я готов простить и слабенький сюжет, и скомканность повествования, и отсутствие картинки. Я получил ЭМОЦИИ от прочтения – а это главное. Да, книга могла быть в 10 раз лучше, не будь у нее перечисленных выше недостатков. Но и в таком виде роман мне понравился. Так что Юрию хочу сказать спасибо за книгу. По возможности прочитаю два других его романа.
А на этом все. Да, отзыв в этот раз получился достаточно поверхностным, без особых подробностей. Но, я надеюсь, он вам понравился. До новых встреч!
Dobkachleo, 14 июня 2017 г.
«В преддверии гибели»
Рецензия на «Метро 2033: На краю пропасти» Юрия Харитонова
Те, кто читал «Метро 2035», помнит, что, будучи в Балашихе, Артём встречает путешественников из Мурома. Дальше происходят довольно неприятные, но важные события, и они находят своеобразное отражение у Юрия, но главное, что первым автором, кто открыл Владимирскую область, стал Дмитрий Глуховский. Родоначальник всея «Вселенной».
И вот спустя два года выходит роман «На краю пропасти», бо́льшая половина которого происходит аккурат в том же регионе. Однако Муром здесь не упоминается, а есть Юрьев-Польский в другом конце области. Но люди и здесь живут за монастырской оградой и стараются жить, как могут. Юрий Харитонов неоднократно утверждал, что подобная схожесть случайна, но именно в этом романе впервые по-настоящему ощущается дыхание московской безысходности из «Метро 2035».
Тем не менее, главными темами семьдесят восьмой книги проекта я бы назвал генетические конфликты и смерть. Автор планомерно раскрывает обе проблемы на протяжении всего сюжета, они находят отражение и в названиях романа Юрия и моей рецензии. Всё начинается около города Юрьева-Польский, коему посвящена вся первая часть. Такой приём — как следует описать первую локацию, а затем устроить путешествие на оставшийся объём — нормальная практика. Какой-то год назад он был использован Игорем Вардунасом в «Пути проклятых», и я считаю, что подобный подход добавляет качества и ясности описываемому миру.
Есть люди, которые любят бытовые описания, другим же, коих, боюсь, большинство, подавай пострелушки с погонялками. А когда автор берётся за описание событий в отдельно взятом месте, не отвлекаясь на отдалённые места, очень легко скатиться в бытовуху. Харитонов в этом плане доказал, что умеет быть верным сюжету. То есть мир за стенами Михайло-Архангельского монастыря благополучно раскрывается, но делается это в связке с активными действиями. Читателю не дают заскучать. Всё время происходит что-то интересное и яркое.
В центре сюжета стоят пришлый военврач Игорь Потёмкин, рогатый юноша Ярослав и, в меньшей степени, пережившая тяжёлые времена красавица Ольга. Есть и другие важные персонажи, но конкретно каждый из этих во всех описанных поселениях попадает так или иначе в передрягу. Начнём хотя бы с Яроса, вынесенного на обложку, что вызвало столько толков, пересудов и даже переделку. В родном поселении его рога — камень преткновения. Как в подольском Убежище у Рината Таштабанова в «Обратном отсчёте», мутантов здесь не любят, и стараются от них избавиться. Яру повезло, что его отец был важным человеком, и его не убили. Но важно другое: налицо тот самый генетический конфликт, о коем я упоминал выше. «Чистое сияние ксенофобии» вызывает праведное негодование и закономерное сострадание к юноше.
Но в той же, юрьево-польской, части зарождается и другой генетический конфликт, гораздо более глубокий, мрачный, жестокий и жуткий. А, и научно сложный. Подобное реализовала Мария Стрелова в «Изоляции», но у Юрия Харитонова получилось даже лучше. В «На краю пропасти» показаны не ничего не ведающие потребители сомнительного вещества, а люди, ответственные за создание полновесного РНК-вируса, что должен был сделать людей невосприимчивыми к радиации. Насколько расписанные сведения соответствуют истине, я сказать не берусь, но выглядят достаточно правдоподобными. И от того сильнее пробирают до костей.
Вот этот второй генетический эксперимент запускает тёмную сюжетную линию, кровавой дорожкой тянущуюся до Москвы. Обречённые на гибель поселения встречаются на пути героев, и хотя все они показаны в той или иной мерой даже более отвратительными, чем режим Воеводы в Юрьеве-Польском, на их долю выпадает самое тяжёлое испытание в жизни — её конец. И каждый раз я переживал не только и не столько за персонажей, сколько за судьбу поселений. Но мне простительно, я всё-таки картограф. Впрочем, и другие тоже не смогут не проникнуться той надвигающейся безнадёгой, что расползается трупным пятном из Юрьева-Польского.
Я уже упоминал, что «На краю пропасти» имеет важную связь с «Метро 2035» — бо́льшую, чем просто локации в открытой им области. Эта связь логично завершает раскрытие задействованных Юрием тем. Роман вышел мрачным, местами вызывает отчаяние и нагоняет жуть, но в то же время в нём есть место и свету. Ибо даже яростный постъядерный мир должен нести в себе толику прекрасного. Юрий Харитонов не забыл про это. Он написал качественное яркое произведение, что не оставит читателей равнодушными и, может быть, заставит задуматься о том, насколько тонка грань между жизнью и смертью, и как важно на ней удержаться.