Владимир Набоков «Музыка»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Когда-то они были вместе, и влажное счастье плескалось в глазах. С тех пор прошло два года. Они разошлись. И вот вечер, случайная встреча взглядов и невозможность уйти, подаренная музыкантом.
Успеет он объяснить ей взглядом, что все еще любит? А любит ли?.. Кроме музыки, кажется, никто и не способен ответить на это.
Музыка. // Последние новости. 27 марта 1932 г.
Название в черновике – «Ограда».
Входит в:
— сборник «Соглядатай», 1938 г.
— сборник «Tyrants Destroyed and Other Stories», 1975 г.
— сборник «Полное собрание рассказов», 1995 г.
— «Короткий текст», 2008 г.
— антологию «О странностях любви…», 2011 г.
— журнал «Смена № 10, 2011», 2011 г.
— антологию «Глубина. Погружение 54-е», 2024 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 17 января 2019 г.
С первых строк погружаешься в волшебную сказку: гость входит в дом, в прихожей пальто и шубки обоего пола, а узел галстука в зеркале поправляет отражение. А дальше отворяется дверь в залу, и всё вокруг заполняет музыка. Играет рояль. Гости слушают без интереса, не проникаясь красотой звучания. Но вдруг он видит ее, и начинает звучать музыка памяти — первые встречи, влюбленность, страсть, охлаждение, обида, расставание... Не произнесено ни слова, но музыка окутывает героя, отделяя его от других людей в зале, полностью замыкая в остро-трагических и таких прекрасных моментах не столь уж и давнего прошлого.
Я чувствовала музыку как нечто, бережно защищающее героя от внешнего. Потом появились ощущения героя: сначала музыка была для него, как клетка — он не умел ее слушать, не любил, не понимал, — потом вдруг нахлынула живая музыка и стала стеклянным кубом, заключившим в себе его и ее, хотя бы ненадолго вместе.
Потом всё закончилось. Что играли, осталось невыясненным. Просто был момент единения музыки, воспоминаний и острой тоски по ней и когда-то бывшему счастью.
Автор запечатлел момент наивысшего взрыва чувств в жизни вполне обычного, приземленного человека. Это было мучительно-прекрасно, пронзительно и ощутимо. На этот раз Набоков отказался от свойственного ему приема нагромождения красивых и неожиданных слов. История рассказана просто и лаконично. Так, что перехватывает дыхание.
vfvfhm, 28 мая 2020 г.
Тот случай, когда мастер литературной игры становится на пуанты тонкого лирика. Горечь от осознания совершенных непоправимых ошибок — очень сильное чувство, человека всколыхнуть или перевернуть целиком может. Интересный образец рассказа, просто повествующего об остром психологическом переживании. История эта близка может быть любому сколько-то пожившему человеку.
Правда, Набоков не был бы самим собой, если бы в последней строке не упомянул «Крейцерову сонату». Историю, как известно, о музыке и женской измене. Игрок — игрок до конца, даже при гибели всерьез.