Александр Больных «Дорога»
Содержание цикла:
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alklor, 6 августа 2016 г.
Очень неоднозначные чувства оставил этот цикл. И в детстве, и позже. С одной стороны — чего-чего, а фантазии автору не занимать. Яркие образы, оригинальный мир, нетривиальные философские идеи, и много... нет, очень много... нет-нет, очень-очень-очень много самых разнообразных и жутко уникальных магических существ. Кто-то, понимаете ли, и одного Тёмного Властелина прописывает кое-как, на «отвяжись» — а здесь их целых трое, по одному на книгу, выбирай на вкус. Тут же — поясной поклон автору за крайне редкое употребление религиозной терминологии. Только к третьему тому монстры и артефакты получают не очень уместные эпитеты вроде «дьявольский». Нет-нет, я не иронизирую, я действительно хвалю. Ибо многие и многие авторы рассыпают подобные термины по тексту щедро и вовсе не заботясь, существует ли в культуре созданного ими мира понятие дьявола как такового. И — земной поклон иллюстратору. На фоне той фэнтези, которая взрослая не без пяти минут, а целиком и полностью, это смотрится очень выигрышно. Ибо абсолютное большинство фэнтезийных книг в те времена издавалось, похоже, по принципу «налепить чего-нибудь героическое на обложку, и неважно как это относится к сюжету и у кого из великих позаимствовано». А тут — у уникального монстра присутствует качественная уникальная иллюстрация. Глоток свежего воздуха!
Но есть у всей этой красоты и обратная сторона. Всё-таки я никак не могу понять, для кого написан этот цикл: для детей или для взрослых? Если для детей — к чему эти постоянные авторские «игры в загадки»? Нет, Рюби и Ториль вправе так играть с Чани и Хани, но вот автор с читателем... Тайны должны раскрываться — по крайней мере, в финале и, по крайней мере, сюжетообразующие. А что у нас? Сплошное: «- Наверное, мне теперь нужно... — Не нужно. — Так может, стоит?.. — Не стоит. — Ну разрешите хотя бы... — А вот это попробуйте!» Да, не так важно, как именно был заколдован Железный Замок или что именно узнал в шахте король Анталанандура. Это тайны, нужные именно в этом качестве. А вот когда в финале весь коллектив героев разводит руками над тайной наших братьев — это нехорошо. В чём причина тайных знаний Чани? Откуда магия у Хани? А что было с Хани после встречи с великаном? Как он смог отпереть изнутри Ледяной Дворец? «Милый мой, хороший, догадайся сам!»
Зато во взрослом фэнтези такие фокусы могут быть и в порядке вещей. Ну как же: некоторая недоговорённость создаёт объём мира, даёт читателю понять, что с завершением истории сам мир не умирает, там ещё много интересного и неизведанного... Вот только взрослый читатель требовательнее к логике событий. Он, например, знает, что такое баланс сил. Он не умиляется над сюжетом, где могучая злобная империя вдруг решила завоевать маленький городок, где жили весёлые, добрые и работящие люди. Потому что не прилагает к действиям могучих империй слова «вдруг» и прекрасно понимает, что, раз городок при всей своей беззащитности до сих пор не завоёван, на то есть серьёзная причина. Более серьёзная, чем проживающий в нём в данный момент герой — Робин Гуд, Рембо и Александр Невский в одном флаконе.
И вот если подойти с подобной меркой к тексту книги — начинает вырисовываться очень странная картина. Живут-живут себе люди, Тёмные Властелины и представители Светлых Сил (в данном случае — Радужники и создания природы) в некотором балансе сил. Вдруг — ох уж это вдруг — добрые моряки Тан-Хореза высаживаются во владениях Морского Короля и проводят радикальные изменения в интерьере. Ради счастья всех людей. На самого Морского Короля плевать — он же злой и не человек, с чего вдруг мы будем уважать его права? А мы — добрые, нам всё можно. Мотивация Морского Короля — тоже на грани диагноза. Сначала он предъявляет претензии Тан-Хорезу. Начинается вооружённое (магией, само собой) противостояние. Вырождающееся в пат. Стороны стоят друг друга. Морской Король начинает изыскивать дополнительные средства и дополнительные силы, ему это блестяще удаётся, он получает радикальный перевес над Тан-Хорезом... и что он делает дальше? Отправляет наглецов на корм рыбам? Отнюдь, он начинает мстить всему человечеству разом. Причём первыми под его удары, как я понимаю, попадают малонаселённые, а то и вовсе необитаемые земли. Я понимаю, зачем это нужно автору — чтобы принцесса успела выполнить свою миссию. Но вот зачем это нужно Королю?...
Хорошо. Дальше. Великий поход ледяной армии. Зачем он, кому он нужен и почему организован из рук вон плохо? Официальная цель похода — Акантон. Город должен быть наказан за то... Кстати, за что? По сути, за то, что капитан стражи не смог задержать Ториль с братьями. Ну ладно, допустим, Морской Король настолько мстителен, что готов ради такой цели втоптать в землю людей, по сути, уже ему присягнувших. Но Акантон ведь — приморский город. Почему ледяная армия по воле владыки морей не может выйти прямо на пирсы аки дядька Черномор со своими витязями? Зачем нужно переходить Радужное Ущелье? И неужели за 600 лет Король, вовсе не сидевший сиднем в своём подводном дворце, так и не удосужился изучить географию и нуждается в проводнике? И неужели лучше Хани никого на эту роль не нашлось? Вообще, кстати, не совсем понятно, за чьё счастье воюют главные герои. Из более-менее нормальных государств представлены только Тан-Хорез и Найклост. Ну плюс к тому ещё пара-тройка полисов вроде Акантона или Келхоупа. Всё остальное, похоже, давно в руинах и в разрухе. И какие могут быть претензии к Хани как к проводнику, если другой дороги он не знает и знать не может?
Впрочем, оставим в покое бедного экс-монарха, перейдём к остальным. Хозяин Тумана вдруг — опять вдруг — отправляет стаю за Соболёнком именно тогда, когда поблизости проходят наши герои. Раньше, очевидно, быто недосуг. Пользуясь аналогией аббатисы Аннелины у Гудкайнда, «салфетку подвязывал». Потом грозится Мёртвым Туманом, Безумным Туманом — но даже не пытается их применить. Потом трясётся от страха, наблюдая за продвижением героев через Зерцало Мира — но упрямо отвергает любые предложения по простому силовому решению проблемы. И армию отправляет не против реальной и известной ему угрозы, а против каких-то восставших (интересно, сколько там одновременных восстаний? Эвигезайс отправился сражаться с одними восставшими, а к стенам Ледяного Дворца пришли другие? вот ещё одна загадка: какое волшебство позволяет северянам координировать свои действия лучше, чем обладателю всевидящего Зерцала и крылатых Туманных Нетопырей?).
Может, хоть Двухголовый порадует? Увы. О его откровенной глупости говорю уже не я, говорит Дьярв. Иметь такие ресурсы и так бездарно ими пользоваться... Впрочем, если бы не Найклост... кстати, а что он там забыл? Как там говорили герольды: покоритесь и убирайтесь с дороги? А если бы Дьярв сказал бы — да, убираюсь? Куда бы направилась армия Вечного и Неизменного? На какую битву? И ещё эта замечательная речь о необходимости разъединения своих врагов, об игре на их страстях и пороках... Браво-браво, прямо план Даллеса! Хоть что-то в этом направлении было сделано? Засылались агенты влияния? Разбрасывалась наглядная агитация с нетопырей? Производились, я не знаю, попытки подкупа кого-нибудь из воевод Дьярва? Странная какая-то идеологическая борьба, без единой акции. Солдаты — были, диверсанты — были, колдовские инновации — были, а вот на незримом фронте всё очень незримо.
Ну хорошо, злу, вроде бы, и положено быть иррациональным. С добром-то как? Добрые Радужники веками терпят силы зла, но вдруг ( ;-) ) чего-то проснулись, встрепенулись — и вот Рюби практически в одиночку сокрушает всё и вся на своём пути к Башне Ветров. Ещё и беспокоится — мол, ещё пара веков, и мы бы опоздали. А отчего же только сейчас? Тоже салфетку долго подвязывали?
Ну, на мелочи вроде избирательного склероза Рюби, когда она то помнит, то не помнит название Фаггена, или непонятно с чего умирающего Орка, время и внимание читателей тратить не хочу. Но вот пройти мимо апогея всех и всяческих логических нестыковок не могу. Я имею в виду эволюцию Чани. Итак, сначала — неведомо откуда берутся знания об Анталанандуре. Да, конечно, братья и мечи на помойке находят (как зажрались, однако, обитатели несчастного Акантона!), и манускрипты древние читают (вот, значит, куда у купцов Акантона последние сбережения ушли — в публичную библиотеку!). Только вот Чани, похоже, читал больше. И это-то как раз не странно, странно другое: любителю тайн и загадок Хани это совершенно не интересно. Потом — симпатии к погибшей тысячи лет назад мегадержаве. Само по себе не предосудительно. Мёртвых вообще легко любить. Потом — любовь к золоту. Уже странно. Что, дорогой мой, ты будешь на него покупать? Где? У кого? У северян? В Келхоупе? Эмигрируешь в Тан-Хорез? Попросишь вид на жительство в Найклосте? Потом — претензии на королевский статус. Нет, это не странно. Странно другое: и Рюби, и Хани только отмалчиваются, позволяя этой мании величия расти. Почему никто из них ни разу не попробовал поговорить с Чани серьёзно: что древняя история — это, конечно, очень круто, но ты-то лично здесь с какого боку? Расскажи, может, я поверю и проникнусь! Очевидно, чем-то очень важным заняты. Вот так и представляю: сидят себе на привале, каждый уткнулся в планшет или смартфон, до других дела нет... Слова Хани о том, что он любит брата и сделает всё, чтобы тот вернулся, очевидно, предполагают только призывы опомниться, да шаманские пляски с волшебными мечами.
А события меж тем продолжают развиваться. Хозяин Тумана повержен, у Чани (даже сам он не знает, откуда) в руках не синий, а Чёрный Меч, Ториль уходит с ним, предлагая услуги своего флота, он соглашается... Но вот закончился второй том и начался третий. Чани одиноко (волки не в счёт) бредёт по дороге непонятно куда, в руках опять синий меч, Ториль испарилась, Чёрный Меч — тоже. И дальше — встреча с Морским Королём, на которой Чани ведёт себя предельно (для его состояния) адекватно и даже как-бы-удивляется, когда Король сообщает о его высоком происхождении. Чудеса!..
Plunder, 11 апреля 2014 г.
Находка моего детства.
Этакое без пяти минут взрослое фэнтези для младшего и среднего школьного возраста. И в каждой последующей книге увеличивающее свою сложность.
Оригинальный мир, прописанные персонажи, интересный четко выстроенный сюжет. Автор мог сделать из всего это весьма достойную эпопею, сравнимую с каким-нибудь Сандерсоном, но сделал то, что сделал. И это тоже неплохо...