fantlab ru

Виктор Глебов «Фаталист»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Оценок:
92
Моя оценка:
-

подробнее

Фаталист

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Смерть идет за ним по пятам. Призраки прошлого терзают его, демоны настоящего — боятся. А он сам страшится темных углов и лестниц... Бывшие друзья желают ему скорейшей погибели. Бывшие возлюбленные мостят для него дорогу в Ад. И он уже давно готов ступить за грань... Твари из бездны, ожившие мертвецы, маньяки, культисты и привидения — никто и ничто не способно поколебать его хладнокровного цинизма. Грубый, презирающий всё и вся,— он один способен погрузиться в пучину кровавого безумия и распутать клубок интриг... Потому что, несмотря на дурной характер и отвратительную репутацию, он все равно герой. Герой своего времени. Печорин...

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 277

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2690 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Новые горизонты, 2018 // (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Фаталист
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давно я для себя решил, что перед прочтением «Фаталиста» Виктора Глебова освежу в памяти «Героя нашего времени». Из-за этого решения книга дожидалась своего часа почти семь лет. Но дождалась.

«Фаталист» – литературная игра, в которой читателю предлагается мистический детектив с хоррорными элементами, собранный из составных частей классического романа Михаила Лермонтова. Признаться, я ожидал мэш-ап в духе «Гордости и предубеждения и зомби», но Виктор Глебов подошёл к первоисточнику гораздо более уважительно и осмысленно.

В центре сюжета, само собой, Григорий Александрович Печорин, приехавший в Пятигорск по личному делу. С которым, увы, придётся повременить, так как в округе завёлся душегуб, и разобраться с ним надобно в кратчайшие сроки. Печорин, под воздействием скуки и шантажа, берётся за дело.

«Герой нашего времени» может похвастаться нетривиальной структурой и крайне неоднозначным главным героем. «Фаталист» в этом плане попроще: сюжет развивается линейно с небольшими экскурсами, а образ Печорина стал более положительным. Но основная прелесть романа – в его нововведениях. Я опасался наткнуться на ленивый подход, типа простой замены персонажа-человека на персонажа-монстра. Гораздо интереснее было бы увидеть сюжетную надстройку, в которой мистические и хоррорные элементы органично вводятся в классический сюжет, а персонажи реагируют на это в соответствии с их характерами. На деле же Виктор Глебов использует оба эти подхода. Таким образом, у нас есть история о контрабандистах, в которой последних заменили на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
глубоководного монстра, с культистами в придачу.

А ещё есть мистический детектив, в который оказались втянуты Печорин, Грушницкий и прочие персонажи «Княжны Мэри». И вся книга написана так, словно вышла в одно время с «Героем нашего времени». То есть, отлично стилизована.

Роман оставил приятные впечатления. Рекомендую. Где ещё увидишь Печорина в амплуа детектива по оккультным делам?

Оценка: 7
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поскольку именно я рекомендовала этот роман изд-ву, будет справедливо мне первой и отчитаться по прочитанному.

В западной литературе роман ужасов – жанр вполне развитый и традиционный. Не важно, с какой точки вы начнете отсчет – с «Вампира» Полидори и с «Франкенштейна» Мэри Шелли или с «Дракулы» Брэма Стокера, и насколько строгими будут ваши критерии отбора — вы в любом случае обнаружите великое множество произведений, как классических, так и современных. Русская литература, отнюдь не чуждая мистики и ужасов (если говорить о рассказах, сказках, новеллах), по части хоррор-романов практически не имеет, чем похвастаться. И это при том, что русский роман вообще признан в мировой литературе образцом жанра.

Почему же так плохо у нас с романами ужаса? Как правило, ничто в мире нельзя объяснить какой-то одной причиной — всегда есть сразу несколько, называемых стечением обстоятельств.

За отсутствие литературных ужасов у нас обычно винят советскую власть – дескать, материалисты-коммунисты не допускали мистики и все такое. Хотя советской период – это всего лишь 70 лет! Как быть со всей предыдущей историей?

Романы ужасов выросли в свое время из литературного романтизма, направления, хорошо и богато представленного в отечественной литературе. Тем не менее, золотой фонд русской классики не был пополнен достойными образцами хоррора (напоминаю: мы говорим о романах). Почему же тогда?

На мой взгляд, гораздо важнее различия в менталитете Запада и Русской цивилизации, обусловливающие различный подход к роли искусства в целом. Нельзя не согласиться, что русский взгляд на литературу куда более мессианский, в отличие от более коммерческого на западе. Иными словами, если западная литература вполне прагматично столетиями развивала беллетристику как продукт, то в русской культуре всякая книжность на протяжении всей истории была обременена духовно-просветительской миссией. Христианизация Руси, просвещение, идеология – все шло через книгу. Фактически мы только теперь приучаемся смотреть на книгу как на предмет, ограниченный строго и чисто развлекательной функцией. (И, как мне кажется, приживается этот взгляд плохо, недаром так упал интерес к чтению в целом... Впрочем, это в любом случае не единственная причина, да и вообще утверждение весьма спорное. Не будем спорить!)

Вступление получилось длинным. Но без него не объяснить, в чем состоит, по моему мнению, особенность рецензируемой книги. И почему я нахожу весьма оправданным начинать именно ею публикацию авторских романов в единственной по-настоящему жанровой серии отечественной литературы ужасов.

Мы уже довольно давно живем в пространстве постмодерна. В нашем мире все уже было под луной; будущее постоянно глядит на нас из прошлого. Лавкрафт соединял сочиненное прошлое с сочиненной современностью, ссылаясь на цитаты из придуманного им «древнего Некрономикона».

Автор «Фаталиста» делает нечто похожее.

Главные действующие лица «Фаталиста»: Григорий Александрович Печорин. Юнкер Грушницкий. Княжна Мэри. Княгиня Лиговская…

Место действия: Пятигорск. Маленький курортный город с минеральными водами на русском Кавказе. Черкесы. Картежники. Высший свет…

Даже те, кто знакомился со школьной классикой по кратким изложениям, узнают имена, локации, образы…

Автор заимствовал их из русской классики, чтобы развить совершенно новый сюжет. Таким образом, первый роман в серии «ССК» соединяет два временных берега, заполняя лакуну в русской литературе между Гоголем, Алексеем Толстым, Булгаковым и — Старобинец, Галиной, Деминым, Шолоховым, Измайловым, Образцовым, Точиновым, Атеевым и т.д.

Нет, это не меш-ап. И даже не фанфик на похождения Печорина. Это, скорее, как принято говорить в кино: произведение по мотивам…

Фантазия на тему: каким мог бы быть роман «Герой нашего времени», если бы Михаил Юрьевич Лермонтов ставил себе задачу написать роман ужасов.

Сюжетная линия во многом повторяет оригинальный роман, однако и образы героев, и обстоятельства поворачиваются совершенно иной стороной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(осторожно, спойлеры!): события, рассказанные в главе «Контрабандисты» в романе Глебова повествуют о тайном культе; несчастная Вера, жертва Печорина, в «Фаталисте» неожиданно проявляет себя как ярая феминистка; содержатель игрового дома обнаруживает в себе демонические черты…

В художественном решении находится место не только стилизации, естественной и легкой, но и в некоторой степени – стимпанку, чрезвычайно, видимо, близкому сердцу автора.

Конечно, от романа ужасов мы в первую очередь ожидаем именно ужасов. Вызывает ли текст леденящую дрожь?

Способен ли напугать? Если события романа описывают времена давно минувшие и людей, априори никогда не существовавших?

Не волнуйтесь. Автор романа ужасов ни в коем случае не оставит читателя в состоянии стерильной безопасности – он непременно и обязательно посягнет на ваше душевное спокойствие и чувство защищенности…

Из прошлого, как и положено, со страниц книги на нас поглядит непредсказуемое опасное будущее, которое, как учат нас любимые фильмы ужасов, никогда «не предопределено».

Ну и, помимо «скрытой угрозы», присутствующие в тексте элементы триллера, кровавые подробности некоторых событий заставят читателя если не трепетать, то, по крайней мере, не отрываться от чтения, испытывая жгучий интерес и сопереживая героям.

А детективная и любовная линия, наличие мистики и саспенса вкупе с вечными вопросами о душе и смысле человеческого существования способны зацепить воображение и чувства любого читателя.

Если вы сумели полюбить Эраста Петровича Фандорина – почему бы вам не полюбить и Григория Александровича Печорина, тем более, если встреча с ним – это встреча как бы со старым знакомым, только при других, более опасных и трудных обстоятельствах?

Из несомненных достоинств «Фаталиста» – легкий, динамичный стиль повествования, обилие диалогов, двигающих сюжет, занимательность.

Франсиско Гойя сопроводил один из своих рисунков надписью: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ…»

«Сон» преподавателя русской литературы — писателя Виктора Глебова — породил ужасного «Фаталиста». Давайте посмотрим, к чему это приведет.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычная, я бы даже сказал, странная книга. Мне не совсем понятно, ради чего автор решил «переписать» произведение Лермонтова. Если бы он продолжил «Героя нашего времени», то мог бы получиться «фанфик», что не так уж и редко встречается в литературе. Но В. Глебов пошёл другим путём. А зачем? Что, Лермонтов сочинил плохой роман?

Ну, ладно, захотелось писателю воплотить в жизнь оригинальноую задумку . Хорошо. Только, в моем понимании, если пишешь книгу «по мотивам» какого-либо произведения, то герои и окружающий мир должны соответствовать оригиналу. Иначе, какой вообще в этом смысл? А на мой взгляд, с этим у В. Глебова ничего не получилось. Его Печорин, как мне кажется, совсем не похож на лермонтовского «героя нашего времени». Разве что только по фамилии. Сколько в школе писали сочинений на эту тему, что я до сих пор невольно помню «образ Печорина в русской литературе». Ну совсем он не тот человек, что в «Фаталисте» Глебова. Да, «современный Печорин» тоже получился выпуклым и ярким персонажем, тут к писателю у меня претензий нет, но его характер, эмоции, мотивации совсем не лермонтовские. Об этом можно долго говорить, но я совсем не смог соединить в один образ этих двух героев, уж очень они разные. Ну не могу я себе представить лермонтовского персонажа в роли сыщика! Не тот это тип литературного героя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Немного посмешило меня мастерское владение Печориным пистолетом, ножом, рукопашным боем. Мочит врагов направо и налево! Н-да, где уж до него сонному, ленивому и вечно скучающему герою М.Ю. Лермонтова.

А вот на кого похож герой Глебова, так на акунинского Э. Фандорина! Может писателю стоило взять за основу не книгу Лермонтова, а один из романов про приключения этого господина? Тем более, по жанру, это больше подходит. У этих произведений много общего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, сцена дуэли доктора с местным князьком почти совпадает с аналогичной сценой из «Турецкого гамбита». Что Печорин, что Фандорин, оба они выполняют особые поручения градоначальников. Сцены драк, преследований как под копирку.

И таких примеров несколько.

Совсем мне не понравилось, как автор вставляет в свой текст реплики, предложения и даже целые абзацы из книги Лермонтова. Для чего? Чтобы читатели не сомневались, что это точно тот роман?

Вообще, мне книга Глебова напомнила, как бы это лучше сказать, наверное, старое хорошее вино, которое зачем-то «разбодяжили» современным спиртом. Получилось забористо и крепко, но напиток уже не тот.

Но это все мои впечатления от сюжета и композиции романа. А ведь его можно ещё рассматривать как оригинальный хоррор.

И вот, если смотреть с этой стороны, то книга совсем неплохая. Немного ужасов, чуть побольше мистики. Любителям триллера тоже, наверное, произведение понравится. Плюс детективная линия с полицейским расследованием.

Можно, конечно, придраться с тому, что как и уже было написано в других отзывах, главный герой слишком спокойно относится к происходящим вокруг него сверхъестественным событиям. Ничем его не проймёшь. Жизнь продолжается дальше. Но, хотя это, на мой взгляд, и серьезный недостаток, только этим грешит почти вся литература ужасов.

И что же получилось в итоге:

- композиция книги, «под Лермонтова», по моему мнению, слабая.

- стилизация под первую половину XIX века малоубедительная.

- множество исторических неточностей и недостоверностей.

- яркий и легкий язык, которым написан роман.

- мрачная и вполне соответствующая мистической составляющей книги атмосфера.

- достаточно интересная детективная интрига.

- много драк, перестрелок, события следуют одно за другим, скучать некогда.

- любителям хоррора есть чем пощекотать нервы — есть места просто страшные, а есть и кровавые, с хрустом костей и разлетающимися во все стороны мозгами.

- великолепные «куски» текста, вырванные у Лермонтова — как-никак классика русской литературы.

Так что, эта книга должна понравиться любителям акунинский детективов, особенно, если вместо фамилии Печорин читать Фандорин. Также людям, которые с удовольствием посмотрели фильм 2012 года «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», это произведения из одной серии.

А ещё, на обложке, рядом с фамилией В. Глебова нужно было дописать М. Лермонтов, так было бы немного точнее, но автор что-то поскромничал.

Оценка: 4
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный эффект: ещё во время чтения романа мне захотелось перечитать «Героя нашего времени». Тут надо отвесить поклон мастерской стилизации Глебова: действительно погружает в атмосферу той эпохи. Неторопливость изложения, много авторского текста, стиль диалогов – всё это рождает в воображении яркую картинку курортного юга имперской России. Офицеры и знать с отпрысками, администрация и врачи, и даже свой небольшой дом для скорбных разумом есть.

Удачно выписан главный герой, да и его окружение не подводит: живые персонажи, которым веришь без особых проблем. Не совсем понятно, почему Печорину приспичило ехать именно на юг ради той цели, которую он перед собой ставил (это можно было с успехом сделать в любом месте), но, возможно, объяснение просто ускользнуло от моего внимания – или же Печорин решил придержать это при себе.

Сюжет ладно скроен и крепко сшит. Он, опять же, отлично соответствует эпохе и её произведениям. Читаешь и думаешь: да, именно так могли написать тогда, именно об этом. Мягко и спокойно, давая героям дышать полной грудью на каждой странице – не заставляя лететь опрометью по сюжету, совершать по дороге кульбиты и немыслимые зигзаги, а во время развязки и вовсе отмочить такой пируэт, которого никто не ждал.

Тут всё чинно и благородно, Печорин движется от пункта А к пункту Б не теряя достоинства. Собственно, и в этом тоже кроется очарование романа. Читатель волен догадываться о том, что ждёт персонажей, и внимательный читатель, должно быть, не раз окажется прав, но при этом вряд ли испытает разочарование: дело в том, что роман держится далеко не на одном голом сюжете. Глебову удалось собрать воедино все необходимые ингредиенты хорошего коктейля: сюжет, достоверных героев, стиль и, конечно, атмосферу ушедшей эпохи, её дух. Есть, помимо прочего, в тексте и меткие жизненные наблюдения, которых как раз-таки ждёшь от Печорина – и получаешь.

Подводя итоги, хочу сказать, что для старта серии романов ССК произведение выбрано очень удачное. Таких, как оно – с тщательным погружением в атмосферу – не вдруг и вспомнишь, а, значит, «Фаталист» имеет хорошие шансы быть замеченным, выделиться на общем фоне. Вдобавок, сразу возникает ассоциация с классикой жанра – тем же «Дракулой» Брэма Стокера, например. И это тоже в плюс новичку, разумеется, и всей серии в целом. Главное, чтобы возникшие ожидания оправдывались раз за разом при чтении новых романов ССК.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одноразовый мистический триллер для тех, кто в 9 классе скучал на уроках литературы. Виктор Глебов сотворил хулиганский ремейк «Героя нашего времени». При этом многие персонажи, сюжетные повороты и даже целые монологи взяты из первоисточника без серьёзных изменений.

Сильно повлиял на Глебова и Борис Акунин. По сюжету Печорин ищет в Пятигорске серийного убийцу. В старинный детектив автор играет настолько увлечённо, что Григория Александровича так и тянет назвать Эрастом Петровичем...

У Виктора Глебова бойкое перо и богатая фантазия, но страшно ли читать его роман? По-моему, нет, хотя «Фаталист» претендует на звание хоррора.

Забавное ли это чтение? Пожалуй. Финальные главы романа — откровенный трэш. Только ведь и рисовать усы на портретах в учебнике в детстве очень весело. Судя по количеству хвалебных отзывов на «Фаталиста», многие читатели так развлекались.

P.S. Я уверен: лермонтовские герои с их переживаниями от современных подростков бесконечно далеки. Может быть, после опуса Глебова нерадивые школьники и запомнят, что там не поделили Грушницкий с Печориным. Так что учителям литературы « Фаталиста» — 2018 стоит взять на заметку.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

При прочтении аннотации, можно ошибочно решить, что «Фаталист» это довольно типичный мешап, в духе «Линкольна – охотника на вампиров» или «Гордости и предубеждения и зомби», но это вовсе не так. В названых примерах во главу угла поставлен бойкий трэш и заигрывания с черным юмором, тогда как «Фаталист» играет на поле настоящего мрачного хоррора. Хоть и по первым главам легко обмануться и решить, что перед читателем умело стилизованная детективная история в духе похождений Фандорина. Впрочем, и детективная линия и кое-какие параллели с известным персонажем Акунина здесь действительно присутствуют. Да и авторской стилизации стоит отдать должное. Глебов отлично чувствует язык и эпоху оригинала и очень аккуратно работает с ними, чтобы рассказать новую историю, где герои хоть и знакомы, но события, происходящие с ними способны удивить.

В «Фаталисте» грамотно сплетаются детективная линия, заставляющая читателя гадать, кто же все-таки, тот самый враг номер один и мрачные, потусторонние силы, нависшие над Пятигорском и угрожающие беспечному отдыху высших особ царской России. И здесь как раз автор отлично играет на контрастах. Беззаботность солнечного курортного городка сталкивается с необъяснимым ужасом. А отношение к главному герою то и дело меняется от сопереживания до ненависти. Да, Печорин – герой неоднозначный, и в романе Глебова это ощущается в полной мере. Суммарно, все это заставляет читать до последней строчки. Оторваться от истории действительно не просто.

Подводя итог, стоит сказать, что это довольно хороший старт для романов серии ССК, доказывающий, что место крепким хоррор-романам в серии точно есть. Будем ждать новых романов. И быть может, чем черт не шутит, даже продолжения «Фаталиста».

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заманила меня обложка. В этом отношении я ретроград, с трудом перевариваю большинство современных «фантиков», склеенных по одному шаблону (как и сами книги). Здесь иначе – спасибо Алексею Провоторову — серьезная обложка сразу отпугивает нежных девочек, воспитанных на «лр»-форматах. И хвала богам, эта книга заслуживает несколько иной аудитории.

Отличный слог. Великолепная стилизация. Приметы времени, культура повседневности, традиции и ценности той эпохи, срез общества – книга, помимо развлекательной, выполняет и просветительскую функцию.

Фабула, кажется, проста: со школьной скамьи знакомый всем персонаж именем Григорий фамилией Печорин оказывается вовлечен в мистико-детективную историю, которой непременно заинтересовался бы и сам Фандорин. Но как замечательно всё исполнено! Культы, ложи, древние чудовища, призраки прошлого и настоящего, контрабандисты и черкесы – всему нашлось место, кусочки смальты собраны в чудесную картину, от которой не отвести глаз.

Как уже было сказано, стилизация автору удалась на славу. Печорин, человек сложной судьбы с непростым характером, вызывает целый спектр чувств, от жалости до отвращения. И этим интересен – это не однобокий, линейные персонаж большинства современных «романов», заточенный под героиню, это самобытный, интересный, живой герой, с богатым внутренним миром.

Сюжет – вроде бы знакомый – прекрасно переработан и дополнен новыми деталями, элегантно и точно меняющими весь тон происходящего. За ходом событий интересно следить, сюжет держит в напряжении и не отпускает до самой последней строчки. Редко какая книга может этим похвастаться, обычно концовки легко предугадать спустя пару глав. Здесь совсем другой случай, финал приятно удивил.

«Ужасная» составляющая книги гармонично сочетается с пейзажно-лирическими зарисовками, и, по общему ощущению, «Фаталист» скорее историко-приключенческий триллер «по мотивам», нежели фильм ужасов.

Думается мне, что «Фаталист» прекрасно бы смотрелся на экране – экранизация может получиться весьма эффектной. И да, каюсь, я испорченное сериалами существо, но я бы с удовольствием почитала продолжение :-)

Напоследок любимая цитата от любимого героя:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Скучно, – сказал доктор, увидав Печорина. – И погода, похоже, портится. В такие дни хочется сдохнуть или убить кого-нибудь. Вам так не кажется?

– Вам по профессии не положено ни того, ни другого.

Вернер равнодушно пожал плечами.

– Иногда всё-таки хочется, – сказал он.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одним из самых главных достоинств серии «Самая страшная книга» сегодня считаю открытие новых имен. Так бы, наверное, и знать не знал, что есть такой Виктор Глебов, и что это уже не первый его роман, и что автор-то любопытный. Честно говоря ждал, что первый роман в серии будет от кого-то из топовых рассказчиков, которые хорошо зарекомендовали себя в сборниках, Подольский, например, или Тихонов, или кто-то из моей любимой К-тройки (Кожин, Кабир, Костюкевич). К новичку, которого и в сборниках-то не было, приглядывался с подозрением. Книжку бы все равно купил, как никак коллекция у меня уже, даже «Тринадцать ведьм» в твердой и в мягкой обложке купил, но опасения все же проскакивали. Долго не решался приступать к чтению, боясь разочарования. Позавчера открыл первую страницу, и под чаек с бутербродиком начал вникать в суть. Опомнился где-то на трети книги и понял, что захватило чтиво, не отпускает! Сегодня перевернул последнюю страницу, так что рецензию пимшу по горячим следам. Простите за долгое предисловие, пора переходить, собственно, к роману. Первому роману в серии.

Еще одно небольшое отсутпление. Жанр темной литературы многогранен, как показала та же антология «Темные», и этот роман вряд ли можно отнести к чистокровному хоррору. Тут скоре, городское фэнтези с очень сильным креном в хоррор. Да и вообще, не помню, как называется это направление, когда классическое произведение перерабатывается на новый лад в фантастическом антураже. Был, например, роман «Андроид Каренина» и еще «Гордость и предубеждение и зомби. В России видел (но не читал) «Тимур и его команда и вампиры». «Фаталист» из этой же когорты.

Итак, его зовут Печорин! Знакомая фамилия, правда? Школьников она в ужас вгоняла, и наверное вгоняет до сих пор. Да, именно так, Глебов замахнулся на Михаила нашего Лермонтова. Забегая вперед скажу, что замахнулся успешно, и в жанровой литературе у нас пока аналогов я не читал. Михаил Юрьевич от такого вольного трактования в могиле перевернулся, так на то и хоррор!

Основа оригинала прослеживается и здесь. Те же герои, те же сцены, но не один в один, не копия, а интерпретация. Очень искусная, надо сказать. Все это под густым соусом из хоррора, за который отвечают живые мертвецы, таинственный культ, и кое что еще, о чем говорить не читавшим пока рано. ;)

Приключения нового Печорина динамичны, скучать не дают. Описание быта того времени на высоте, способствуют погружению. Литературный язык хорош. Именно что литературный и как стилизация тоже хорош. В общем, Глебов не зря появился в когорте уже устоявшихся авторов русского хоррора. Выступил достойно и одновременно устроил серии маленький романный прорыв. Значит стоит ждать и обещанного романа от Максима Кабира, который уже нахваливают в сети.

Резюмирую — не стоит бояться нового прочтения классики. То что пугало нас в школе теперь способно напугать нас совсем по другому. Напугать по настоящему. А еще подарить несколько вечеров увлекательного чтения, в котором старые, хорошо знакомые герои предстают в новом свете. О потраченном времени не жалею, и к Глебову теперь присмотрюсь повнимательнее. На очереди опубликованная в Даркере повесть «Голландец».

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Героя нашего времени» я читал только в школе, более 20 лет назад, поэтому воспоминания об оригинале довольно смутные, но при этом (как ни странно) узнавание героев и каких-то ситуаций было. Один непонятный момент для меня остался — чем же собственно шантажировал Печорина градоначальник? Вроде как на этот вопрос должна была ответить вторая глава, но ведь там нет ничего, что могло бы служить компроматом (точнее все то, что могло бы — свершалось без свидетелей, и задокументировано быть не могло). Роман хороший, но до оценки «отличный» мне чего-то не хватило, он не захватил меня как бывает с некоторыми книгами, от которых невозможно оторваться. Но критерий этот весьма индивидуальный и сложноизмеримый. А так дебютный роман в серии ССК получился вполне достойный (и просто на голову, а то и на две, выше предыдущего прочитанного мною романа автора).

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не даром роман «Фаталист» и фильм «Гоголь: Начало» вышли практически в одно время. И там и там классику сдабривают мистикой и детективными элементами под видом постмодернизма. Разница между ними в том, что Лермонтову придется крутиться в гробу не так энергично, как Гоголю — несмотря на дикость идеи превратить Печорина в сыщика-демоноборца, роман весьма логично построен (Если в фильме Гоголь просто падал в эпилептический припадок, а на выходе из него тут же сообщал, кто убийца, то Печорин добросовестно, хоть и неумело ищет улики и опрашивает свидетелей). Проблема еще и в том, что человек, недостаточно хорошо знакомый с творчеством классиков, начнет упрекать эти произведения в излишней отсебятине. Если бы не лекции Набокова о Гоголе, я бы и в жизнь не поняла, почему Гоголя называют Аловым и он сжигает не «Мертвые души», а какие-то стихи. Также и здесь: без помощи Википедии «Фаталист» выглядит чрезмерно раздутым и нуждающимся в бритве Оккама — кто же знал, что сюжетная линия про Веру и Негурову взята из черновика «Героя нашего времени«! С Верой, кстати, связан лучший сюжетный поворот романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я даже пожалела, что не она является главной злодейкой. А вот сам главный злодей разочаровал тем, что с первой же встречи всеми силами намекал на то, что он плохой — я до конца ждала, что, например, он окажется не демоном, а охотником на них или действительно всего лишь сумасшедшим богачом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Повеселила реакция Печорина на сверхъестественное: О, оказывается, это не контрабандисты, а лавкрафтианские культисты, подкармливающие Ктулху? Ну бывает, вспомню об этом аж целый один раз за книгу. М, тут какие-то демоны и зомби? Ничего, главное что я их смог убить. Остальные персонажи тоже реагируют на нечисть крайне вяло, словно всю жизнь прожили в мире какого-нибудь Кафки. Из-за этого книга совершенно не страшная.

Я ожидала гораздо худшего, но на деле даже получила какое-то удовольствие.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное дело! Знакомство с этой книгой произошло необычным образом: еще не зная, о чем книга (и что за автор такой, Виктор Глебов), я увидела обложку и поняла, что эта книга просто обязана быть в моей коллекции. Поясню, что для меня это совершенно нехарактерная позиция: бумажные книги я покупаю крайне редко, а потому выбираю лишь те, в которых уверена на 90%. Тем паче, что я не имею привычки судить книгу по обложке, содержание-то важнее. Но в данном случае обложка меня просто-таки очаровала: необычно, когда обложка хоррор-книги действительно пугает, обычно дело ограничивается стандартным набором скелетов/черепов/загадочных силуэтов, а тут прямо-таки что-то интригующе жуткое. В общем, огромное человеческое спасибо А. Провоторову (автор иллюстрации на обложке). Книгой я заинтересовалась, и, что как раз и удивительно, не разочаровалась! Первоначально, узнав о том, что роман построен на уже существующем произведении Лермонтова, я отнеслась к нему скептически. Не отношусь серьезно к мэшапами и иже с ними. С другой стороны, «Героя нашего времени» читала лишь раз, в средней школе, и, к своему стыду, ничего оттуда не помнила (после прочтения «Фаталиста» захотелось перечитать). Что тут скажешь, тем приятнее мне было читать роман! Книга по-настоящему захватывающая, увлекательная, читается легко, на одном дыхании. По ходу прочтения ловила себя на мысли, что была бы совсем не против, если бы кто-то (Глебов?..) переписал на «хоррорный» лад любимого мной Достоевского. Никакого диссонанса от того, что автор обыгрывает классику, не возникает, все гармонично (можно сказать, «на удивление» !), приятно и интересно. Кровавых и жестоких сцен тоже хватает, кстати говоря. Также автор обыгрывает разнообразные темы хоррора: тут вам и зомби, и призраки, и культы, и чудовища, и даже Лавкрафт. А самое главное, что все это многообразие органично вписывается в сюжет, а не создает абсурд и мешанину. Подведя итог: рекомендую. И для тех, кто хорошо знаком с романом Лермонтова, и для тех, кто совсем не знаком, но любит хороший хоррор.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Печорин принял расстроенный вид.

– Да, – сказал он печально, – такова моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было. Но они родились, раз уж их ждали. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве – и я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был угрюм – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял. И тогда я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: там они и умерли. Я говорил правду – мне не верили. Я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без усилий счастливы, даром пользуясь теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в душе моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, а холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я стал нравственным калекой: одна половина души моей высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и выбросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим вообще все эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка кажется вам смешной – пожалуйста, смейтесь. Предупреждаю вас, что это меня не огорчит ни мало.

Печорин сам расчувствовался от своей речи и в этот миг встретился взглядом с княжной: в глазах Мэри стояли слезы! Рука ее дрожала, щеки пылали.

?Доброго времени суток, друзья! В этом обзоре мы разберём, нет, не «Героя нашего времени», как вы могли подумать, прочитав отрывок, но книгу, вдохновленную романом Михаила Юрьевича Лермонтова и написанную по его же мотивам. Речь идёт о книге Виктора Глебова «Фаталист».

Вообще, роман получился очень необычным, даже специфическим, в плане задумки. Ещё бы, ведь идея взять за основу сюжета историю Печорина, превратив ее в готический роман с элементами хоррора в классическом стиле, сама по себе очень оригинальна, да к тому же просто не может не заинтересовать читателя. С интересным внутренним миром, грубый, призирающий все и вся обаятельный циник, Григорий Александрович Печорин как никто другой подходит для главной роли вот такого вот романа, такого же мрачного и загадочного, как и сам Печорин.

? Итак, сюжет.

Всё, что вам следует знать об этой книге, это то, что история представляет собой сочный, динамичный, интересный и интригующий детектив, с проработанными до мелочей деталями, непредсказуемыми сюжетными поворотами, и, что для меня самое главное, без каких-либо проблем с логикой. Во всяком случаи, я таких недочетов не заметил.

Далее последует описание завязки романа, так что если книга вас уже заинтересовала и вы соберётесь её прочитать, то можете пролистать этот фрагмент.Кто предупреждён,ну, вы поняли)! Погнали!

Действия разворачиваются на Северном Кавказе, примерно в тридцатые годы 19-го века, во время военного противостояния между Российской империей и Северо-Кавказким имаматом, когда Русская армия занималась присоединением горных районов Северного Кавказа. В это время в Пятигорск — небольшой городок на водах, приезжает некий Григорий Александрович Печорин. О нем толком ничего не известно, кроме того, что он был сослан на Кавказ за какую-то светскую провинность. Пятигорск является своего рода санаторием, сюда приезжают дворяне со всей России, дабы излечиться от самых разных недугов, или просто отдохнуть.

Однако, наш герой приехал сюда явно не с целью пускать пузырьки в горячих источниках. У него есть некий план, о котором читатель узнает лишь в конце книги. Но, нежданно негаданно, Печорина вызывает к себе градоначальник, князь Михаил Семенович Скворцов. Старик просит Григория Александровича помочь полицмейстеру Вахлюеву в расследовании жестоких убийств двух дворянок, которых сначала с особой тщательностью выпороли кнутом, а затем с той же старательностью изрубили шашкой на куски. Печорин вынужден отказать Скворцову, но у князя есть на него довольно мощный компромат, которым он вынуждает главного героя согласиться. Задача осложняется тем, что через месяц в Пятигорск приезжает императрица, и до этого времени убийца обязательно должен быть найден. Печорин, чтобы не отправиться на каторгу, соглашается заняться поисками душегуба. Ему всего за месяц предстоит распутать клубок интриг, раскрыть множество тайн, за которые его не раз будут пытаться убить, столкнуться с призраками своего прошлого, в прямом и переносном смысле, поиграть женскими сердцами, ну и, конечно, в очередной раз разочароваться в жизни и в любви в частности.

Хоррор-триллер, а именно в этом жанре написано данное произведение, появляется ближе к финалу книги. Это не хорошо и не плохо, это просто факт.

?Персонажи.

Начиная читать этот роман, я был уверен, что интерпретация центральных персонажей, таких как Печорин, Грушницкий и княжна Мэри, не к чему хорошему не приведёт. «Либо получится некая отдаленная пародия, либо я помру от скуки, читая эту книгу»,— думал я, открывая первую страницу. Ага, щас! Мои опасения насчёт персонажей не оправдались, чему я был несказанно рад. Мастерство автора настолько велико, что гармонично смешав собственный сюжет с Лермонтовской версией, он умудрился оставить основных и второстепенных персонажей все такими же запоминающимися.

?Язык.

Многие авторы, пишущие в историческом жанре, грешат тем, что не знают стиль общения людей того времени, от чего читать такие книги без саркастической улыбки не получается. Здесь же с этим проблем нет. Язык книги максимально приближен к риалиям тех времён, красивый, аутентичный..

Повествование довольно неспешно, кое-где даже затянуто, но это отнюдь не мешает динамике сюжета. Скорее, наоборот, здесь это очень даже уместно.

?Что ж, эээ, ща я, во, отзыву конец, а это значит, что пора подводить некий итог.

Фактически, Виктор просто подкорректировал уже имеющийся сюжет, где-то вырезав, а где-то и добавив на первый взгляд незначительные детали, таким образом, повернув историю в нужное ему русло.

Роман хоть и не шедевр отечественной литературы, однако очень близок к этому. По крайней мере, в моем личном восприятии. Если вы хотите почитать что-то новое, не заштампованное, то вам обязательно стоит ознакомиться с этой книгой. Тот, кто этого не сделает, многое потеряет☺. А мне остаётся пожелать всем отличного дня и весёлого настроения)?!

P.S.? если вам предложат испытать судьбу, получив в качестве выигрыша огромные деньги, а после проигрыша отдать душу, не в коем случаи не соглашайтесь?

Хочу поблагодарить Марка Прохорова за поддержку и неоценимую помощь в написании отзыва. Спасибо, дружище, за твои замечания и ворчания по поводу и без! #отзыв

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фаталист, как много в этом слове! Читая это весьма своеобразный роман, чувствуешь, как слово «Фаталист» играет новыми красками. Да, определенно этот роман не шедевр. Но он очень хорош. Смесь готики и русской классики с добавлением увесистой шепотки современных хоррор составляющих. Неплохая стилизация под девятнадцатый век и весьма приятный темп повествования. Думаю, нужно порекомендовать эту книгу всем кото ищет что-то новенькое в отечественной литературе.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень классно, мне понравилось!Самая страшная книга не перестает удивлять! Ну где еще прочтешь Героя нашего времени с ужасами?

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать, отставил в сторону и с большим удовольствием сначала перечитал томик Лермонтова — уже явная польза от этой книги :)

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх