Алан Кранк «Сольск»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор ) | Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Инопланетянин, запечатанный в вирусную ДНК, просыпается. Он голоден. Ему надо расти. Его жертвами становятся тысячи. Не будет помощи извне. Он позаботился о том, чтобы умирающий город хранил молчание.
Студент и старик-врач волею судьбы оказались в числе немногих выживших. Оба далеки от мысли о спасении города. Но именно им предстоит вступить в схватку со злом.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lass, 11 октября 2019 г.
Просто невероятно, что у этого шикарного романа так мало читателей. Постараюсь эту ситуацию исправить, оставив ему хороший отзыв.
Произведения Алана Кранка впервые попались мне в сборниках серии «Самая Страшная Книга» — не сказал бы, чтобы они были выдающимися, однако автор запомнился, и когда при серфинге «Лабиринта» глаз зацепился за знакомую фамилию, я решил заказать роман Кранка на бумаге. Тем более, что аннотация показалась интригующей — как раз то, что я люблю!
Забегая вперед, скажу — «Сольск» превзошел мои ожидания! До сих пор крутыми романами в сегменте русского хоррора радовали лишь Кабир с Бобылевой. Теперь у меня появился еще один любимец. Роман нельзя назвать шедевральным, и об его недостатках мы поговорим чуть позже. Но задачу свою он несомненно выполняет — это крепкая жанровая вещь, гарантирующая захватывающее чтение на несколько вечеров.
Далее я буду много хвалить роман и чуть-чуть — ругать.
Итак, «Сольск» повествует о вторжении инопланетянина-паразита, путешествующего по вселенной верхом на метеорите. Пришелец живет, чтобы расти, а расти он может только через захват обитающих на планете организмов. Несмотря на наличие мощных телепатических способностей, пришелец ограничен в перемещениях и ареале распространения (например, связь между захваченными в телепатический плен существами сохраняется лишь на расстоянии до пятнадцати километров), вследствие чего первые попытки пандемического распространения оборачиваются провалом. После нескольких неудач ему удается-таки массированное вторжение — и город начинают наполнять толпы зомбированных существ, ведомых чужой волей. Их цель — обратить оставшихся незараженных людей в себе подобных, а если не получится — то убить. Они боятся солнечного света и предпочитают перемещаться в темное время суток, а если нет — заматываются в тряпки подобно мумиям, чтобы солнечный свет не коснулся их кожи.
Звучит знакомо, не правда ли?
Повествование ведется от лица нескольких персонажей. Все они — люди самого разного социального статуса, возраста и положения — проститутки, полицейские, врачи, студенты, наркоманы. Герои удались на ура — каждый обладает индивидуальностью, у каждого своя жизнь, проблемы, устремления. Поначалу кажется, что героев слишком много, но постепенно читатель знакомится с каждым из них поближе и это чувство пропадает. По мере увеличения мощи захватчика, герои один за другим оказываются втянутыми в схватку с пришельцем. Постепенно они начинают понимать, что на кону стоят не только их жизни, но и будущее всего человечества...
Язык романа легкий, текст не перегружен красивостями и читается влет. Жизнь маленького провинциального городка описана достоверно, с милыми сердцу отечественного читателя подробностями. Экскурсы в историю Сольска добавляют миру глубины. Сюжет, признаем, слегка неспешный, все-таки развивается с достаточной скоростью, чтобы не становилось скучно.
Некоторые моменты романа я выделю особо как наиболее жуткие и удачные (алерт, спойлеры):
- пришелец объединяет захваченных существ в единый разум, отчего их мысли и чувства проникают друг в друга. Страшное происходит, когда в сеть вливается колония муравьев — и их примитивный разум сливается с человеческим, отчего многие вновь зараженные жители Сольска начинают считать себя муравьями и вести себя соответствующим образом. Все моменты с людьми-муравьями — шикарны! Лучший из них — визит доктора Перова домой к пациенту Стасову...
- шикарный момент, когда Валя ищет свою мать и понимает, что ему придется спускаться в канализацию — а также все то, что он там обнаруживает;
- шикарные и жуткие моменты, когда Валя пытается увезти мать из города и понимает — поздно...
- сцена с Терентьевым дома у убитого Амади, когда он находит газетные вырезки и муравьев.
Теперь пришло время для ложки дегтя. «Сольску» отчаянно не хватает... развития конфликта. Казалось бы, что еще нужно — город в объятиях пожирающего его монстра-телепата, но автор не выжимает из столь благодатной темы всего возможного потенциала. От этого становится жутко обидно!
Поясню, что я имею в виду. В каждом хорошем романе с протагонистом и антагонистом конфликт постепенно развивается, чтобы в кульминационный момент достигнуть критической точки — и разрешиться, в пользу первого или последнего. В этом отношении «Сольск» похож на партию в шахматы с самим собой. Или даже не так. Продолжая шахматные аналогии, «Сольск» похож на шахматную партию, которую черные фигуры начинают с форой в ферзя и пару ладей.
Злодей настолько опережает главных героев во всём, что у них попросту нет ни единого шанса. Казалось бы, отсутствие хэппи-енда выглядит логичным, но читатель, переживающий за команду «хороших», остается в полном расстройстве. «Его» персонажи, по сути, даже не успели понять, что происходит, когда уже были наголову разбиты противником.
С самого начала доктор Перов виделся мне главным претендентом на кандидатуру основного противника пришельца-захватчика: его интеллект, подкованность в вопросах медицины и жизненный опыт должны были позволить персонажу оказать достойное сопротивление паразиту. Кроме того, на это намекал и сам автор, подсовывая герою тут и там подсказки. Можно представить мое удивление и разочарование, когда едва начинавший подбираться к разгадке Перов
становится жертвой зомбированного пациента.
На вторых ролях я ожидал увидеть Терентьева и Валю, однако
первый так же глупо гибнет, а второй просто спасается бегством...
В итоге, кульминация не дотягивает, потенциал романа оказывается раскрыт не на все 100%. Как говорится, замах на рубль, удар... ну, не на копейку конечно, но копеек на восемьдесят ¯\_(ツ)_/¯
Насколько было бы круче, сойдись герои с пришельцем в противостоянии! Ставки бы значительно выросли, а вместе с ними и накал страстей. Кульминация конфликта заискрила бы как надо! Вместо этого — невнятный «концерт» перед толпой зомби, с совершенно ожидаемым нулевым выхлопом...
Небольшое послесловие.
Далее я буду сравнивать «Сольск» с романом Роберта МакКаммона «Они жаждут». Заранее скажу, что это ни в коем случае не обвинение в плагиате — просто сюжеты романов во многом перекликаются, и я собираюсь в конце обзора указать недостатки «Сольска» в сравнении с его более именитым товарищем (постараюсь подать это в таком ключе, чтобы те кто не читал МакКаммона не пострадали).
Да, «Сольск» крайне похож на книгу... о вампирах. Зомбированные единственно что кровь не хлещут и от распятий не шугаются, а в остальном это классические вампирюги. Они боятся света, они ведомы волей «хозяина», на время инициации они заползают в темные щели и дремлют — и конечно же, они охотятся на обычных людей. Проще простого провести параллели Сольск — Лос-Анжелес, пришелец — принц Вулкан, зомбированные пришельцем — вампиры, но я снова повторюсь, чтобы внести ясность — для меня это скорее плюс, чем минус. Со времени моего знакомства с романом «Они жаждут» еще в девяностых я всегда жалел, что нет ничего подобного на нашем родном, российском материале. И тут на тебе — есть, да еще какое!
И вот тут-то я и вернусь к вопросу о конфликте.
В романе МакКаммона главный герой — Энди Палатазин, и его непрошенные соратники — мальчик Тимми, священник Сильвера и актер Весли Ричер — проходят множество испытаний, подвергают себя страшной опасности, чтобы сойтись в схватке с королем вампиров и попытаться спасти человечество. Чего-то подобного отчаянно не хватает «Сольску» — львиную долю романа главные герои не просто не пытаются противостоять пришельцу — они даже не подозревают о его существовании. Лишь в пятой части (из шести!) герои начинают догадываться, что происходит что-то не то, и предпринимать хоть какие-то активные действия. Я до последнего ожидал, что доктор Пырьев станет местным Палатазином, Валя — мальчиком Тимми, а Терентьев — скажем, актером Ричером. Не в том смысле, что «Сольск» повторит сюжет «жаждущих», а в смысле их вклада в противостояние с противником. Но увы...
Подытоживая все вышенаписанное. Ругать всегда проще, чем хвалить, и может показаться, что отрицательная часть рецензии приблизилась в объеме (а, стало быть, и в значимости) к хвалебной — но это не так. Еще раз — роман мне понравился, и все мои претензии заключаются лишь в том, что он мог бы быть еще лучше. Я категорически рекомендую «Сольск» Алана Кранка всем неравнодушным к русскому хоррору людям.
sergej210477, 25 марта 2017 г.
Случайно наткнувшись на эту книгу неизвестного мне автора, решил прочитать. Захотелось отечественного хоррора. Но много от романа я не ждал: в аннотации написано, что эта история про инопланетянина, захватившего город. Стандартный, банальный сюжет, встречавшийся в десятках произведений. Но, все-таки, пока не прочтёшь, не узнаешь, хорошая эта книга, или нет. Неожиданно, роман оказался неплохим, история увлекла меня.
По-сути, эта книга — переделка на российский лад двух книг С. Кинга: «Ловца снов» и «Томминокеров». Можно, конечно, сравнить и с произведениями других авторов, но от Кинга в «Сольске» больше всего.
В основе сюжета внеземной разум, который путём инфицирования заражает людей и подчиняет себе их сознание. Вторжение принимает размер эпидемии в небольшом городке — Сольске. Все по Кингу, люди объединяются своим разумом в коллективное сознание, все остальные жители должны быть убиты, власти беспомощны, главные герои пытаются остановить демона-инопланетянина.
Вроде бы, все это шаблонно, не раз повторялось. Ну и что! Классических сюжетов хоррора не так уж и много, многие повторяются . Главное — качество написания произведения. А с этим у автора «Сольска» все в порядке. Язык лёгкий, грамотный, роман читается легко и непринужденно. Мне понравились и исторические экскурсы, добавляющие книге колорит. Рассказ ведётся от лица множества героев, жителей городка. Персонажи разные, полицейские, наркоманы, проститутки, студенты, врачи — у каждого свои проблемы, своя жизнь. И получились они живые, не картонные. Жизнь провинциального российского городка создана писателем достаточно реалистично и убедительно.
Но все-таки, в книги есть и недостатки. Я поставил оценку «8». Хотел ограничиться «семеркой», но финал не подвёл. Просто, изначально, автор переработал идеи Кинга. Что не говори, а сюжет не оригинален. Но, тем самым, писатель, волей-неволей, заставляет сравнивать свой роман с книгами «короля ужасов». Ну, понятно, что до уровня Кинга «Сольск» не дотягивает. Нет присущих американскому писателю множества мелочей, казалось бы, неважных, но из-за которых книга оживает, становится более реалистичной. Ещё, писатель разбил роман на короткие главы, в которых описываются события, происходящие с разными действующими лицами. И главных героев получилось очень много. Но из-за этого, за них,почему-то , не очень переживаешь. Не успеваешь привыкнуть что ли?
Но это уже придирки. Роман мне понравился.