Жауме Кабре «Тень евнуха»
Роман выдающегося каталонского писателя Жауме Кабре «Тень евнуха» — смешная и грустная история сентиментального и влюбчивого любителя искусства, отпрыска древнего рода Женсана, который в поисках Пути, Истины и Жизни посвятил свои студенческие годы вооруженной борьбе за справедливость. «Тень евнуха» — роман, пронизанный литературными и музыкальными аллюзиями. Как и Скрипичный концерт Альбана Берга, структуру которого он зеркально повторяет, книга представляет собой своеобразный «двойной реквием». Он посвящен «памяти ангела», Терезы, и звучит как реквием главного героя, Микеля Женсаны, по самому себе. Рассказ звучит как предсмертная исповедь. Герой оказался в доме, где прошли его детские годы (по жестокой воле случая родовое гнездо превратилось в модный ресторан). Подобно концерту Берга, роман повествует о судьбах всех любимых и потерянных существ, связанных с домом Женсана.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
negativecharge, 23 августа 2021 г.
Книга — своеобразное продолжение «Голосов Памано» (см. июнь) в плане исторической хронологии, хотя и написана раньше «Голосов». Фашистская хунта уже чувствует свой конец и пытается сохранить власть, переобуваясь из франкистов в монархисты. Главный герой не стоит в стороне от происходящих событий, хотя и мало понимает во что он ввязывается. К тому же парень такой тюфяк, что это влияет на восприятие всей книги. Даже красивая музыкальная история любви воспринимается как прихоть сжалившейся над ним судьбы, а не его личностное достижение.
Так что книгу могу посоветовать только поклонникам писателя. Начинать же с неё знакомство с автором и вовсе не рекомендую. А у меня впереди самое известное произведение Жауме Кабре: «Я исповедусь».
Atalira, 12 февраля 2019 г.
Не слишком-то оригинальная история. Несколько сюжетных линий в нескольких временных пластах, постоянные перескакивания с первого лица на третье — всё это создаёт впечатление фальшивой сложности, потому что роман-то, собственно, тривиален. Следует быть готовым к тому, что здесь вас ничего не удивит (кроме, может быть, финального откровения дяди Маурисия Писателя). Все сюжетные ходы романа вы уже видели десятки раз в книгах и на экране.
Однако роман хорошо написан и ладно скроен. Здесь есть и сложные отношения в семье, и любовная линия, и рассуждения об искусстве, и политическая повестка тех времён. Мне, как это часто у меня бывает, больше понравилась побочная линия про отношения Маурисия с роднёй, чем любовные перипетии главного героя Микеля. История Микеля, кстати, очень мне напомнила биографию Сантьяго Савалы из «Разговора в «Соборе» Марио Варгаса Льосы.
Герои — оба героя-рассказчика, Микель и Маурисий — постоянно сбиваются с третьего лица на первое и обратно. Как будто они хотят рассказать свою историю со стороны, но время от времени забываются. Микель также путается в своих идеологических воззрениях. Школьное религиозное воспитание и марксисткая идеология, сливаясь в его сознании, превращаются во всякие «Авангард рабочего класса должен твердой рукой проводить в жизнь диктатуру пролетариата, чтобы раз и навсегда свершилась социалистическая революция и Пришествие Коммунизма, как проповедовал Иисус».
Ещё отмечу огромное количество отсылок, порой весьма удачно вставленных в повествование — все эти прозвища героев и подобное.
В целом — книга хорошая. Семёрка за сюжет и ещё балл за атмосферу — я ставлю книге 8 из 10. Если вы любите семейные истории, лирично-меланхолические по настроению, то «Тень евнуха» должна вам понравиться.