Адам Робертс «История научной фантастики»
Первое издание этого труда вышло в 2005 году.
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2017 // Публицистика |
- /языки:
- русский (2), английский (1), португальский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Речкин (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ааа иии, 10 января 2022 г.
Размеренное, панорамное, академичное по принципам изложения и почти разговорное по стилю повествование о НФ и людях, ее писавших, вплоть до 2010-х.
С точки зрения проявления ума и банальной эрудиции — отменно и квалифицировано. Особый интерес представляет написанное про сообщества фанов, аудио- и визуальные искусства... Да и условия потребления фантастики на Западе.
Некоторые места восхищают анализом и наблюдательностью. Кое-что, насчет жюльверновского «Из пушки», например, вызывает реакцию Ватсона (конечно элементарно. После того, как Вы объяснили). Много вкусовщины и поверхностного, но это почти естественно при сочинении характеристик книгам, который никто не открывал с 1700 года и упоре на британский мир. Хотя тот же Мьевиль знал «Аэлиту» не как фильм... Но Робертс имеет мужество как высказывать свое мнение, так и приводить полярные точки зрения, например, на визиты мейнстрима в жанр, «Новую волну». Его объяснение краткости взлета киберпанка через смену эмоциональных ориентиров — жила, которую копать и копать. Любопытна тактика доказательства, что Хайнлайн не фашист, а либертарианец.
Ближе к финалу, т.е., нашему времени, текст теряет структуру, все чаще встречаются упоминания разборок, успех «Гарри Поттера» — но актуальное уместно, в конце-концов, мы не антиквары.
Главный минус — стержневая концепция Робертса. НФ дитя протестантской реформации, даже если ее пишет католик. В предисловии автор удивляется, что сей тезис не вызвал реакции в первом издании — а чему дивиться-то? Всё, про происходило в Европе и бывших британских колониях после Реформации можно свести к оной, это школярское упражнение.
Вот только курс на выискивание мессианства и «воли» в текстах привел к отчетливому неприятию приключенческого начала и крену в сторону социального. Алармизм, атлантология, антивоенное и даже охота на динозавров представлены слабо. Техническая сторона НФ, та, благодаря которой она репрезентуется как литература мысли и мечты (именно это свойство возродило китайскую НФ), ему третьестепенна, подобное матрице предвидений Альтова, перечням Рынина (Ляпунова, Первушина) — почти чуждо, Робертс только удивляется стонам фактчекеров и проверяющим гипотезы на правдоподобие. По адресу инженерного Нивена — пара добрых абзацев, зато помутнениям Дика несколько страниц. «Игрока в крокет» Уэллса он не понял вообще. И т.п. и т.д.
Издано пристойно, перевод... Всего лишь пара запинок на такой том и неуместные прописные — близко к «превосходно».
Рекомендации: безусловно.
bellka8, 26 ноября 2019 г.
Книга Адама Робертса представляет собой критический подход к изучению истории научной фантастики. Первое издание этой работы 2006 года проследило развитие жанра от Древней Греции и европейской Реформации до конца 20-го века. Это новое 2-е издание было тщательно пересмотрено и расширено. Заключительная глава повествует о научной фантастике 21-го века, и в каждой главе присутствует новый материал: разбор и критическое осмысление произведений. Новаторский тезис автора состоит в том, что научная фантастика родилась из Реформации 17-го века, подкрепляется в данном издании широким спектром вспомогательных материалов и многими сотнями научно-фантастических текстов 17-го и 18-го веков, некоторые из которых ранее никогда не привлекались в качестве источников. Обзор научной фантастики 19-го века также был немного дополнен, а главы, прослеживающие развитие жанра в двадцатом веке, уделяют особое внимание женщинам в научной фантастике. Также в книге уделено внимание научной фантастики в средствах массовой информации, включая кино, телевидение, комиксы и фан-культуру.
Все любителям истории и научной фантастики рекомендуется к ознакомлению.