Эрнст Юнгер «Стеклянные пчёлы»
«Стеклянные пчёлы» (1957) — пожалуй, самый необычный роман Юнгера, написанным на стыке жанров утопии и антиутопии. Общество технологического прогресса и торжество искусственного интеллекта, роботы, заменяющие человека на производстве, развитие виртуальной реальности и комфортное существование. За это «благополучие» людям приходится платить одиночеством, и утратой личной свободы и неподконтрольности. Таков мир, в котором живет герой романа — отставной ротмистр Рихард, пытающийся получить работу на фабрике по производству наделенных интеллектом роботов-лилипутов некоего Дзаппарони — изощренного любителя экспериментов, желающего превзойти главного творца — природу. Быть может, человечество сбилось с пути и совершенство технологий лишь кажущееся благо?
- /языки:
- русский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- А. Кукес (3), Р. Осадчук (1)
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kpr, 11 мая 2024 г.
Как отмечено рецензентами выше, вселенная, смоделированная Эрнстом Юнгером в произведении «Стеклянные пчелы», не играет существенной роли в процессе повествования. Отдельные ее фрагменты символизируют аспекты жизни, современной автору; главным же образом она образует пространство для критики актуальной исторической действительности.
Стратегия критики, между тем, не является цельной. Освещаются проблемы невстраиваемости человека в реалии современности, крушения всего, что даровало чувство стабильности. Ротмистр Рихард, главный герой романа, сетует на то, что Монтерону, – авторитетному преподавателю периода его обучения в военной школе, – жизнь давалась проще, поскольку ее порядок не нарушался новейшими веяниями, аннулирующими любую устойчивость. Этакое противопоставление эпох модерна и постмодерна.
Испытывая затруднения в адаптации к новым реалиям, Рихард, вместе с тем, с достаточной непринужденностью подвергает современность критике, конструируя систему бинарных оппозиций: мужество противопоставляется трусости, подлинная жизни – бюрократии. Наконец, «самосознание суверенной личности» противопоставляется добровольному, но безотчетному приспособлению к сиюминутным требованиям социального порядка. Автором не фиксируется принципиальный трагизм, присущий истории или человечеству: лишь подсвечиваются фатальные изменения действительности. Истоки же данной трансформации (если, конечно, мы не принимаем за них динамику технологического развития) не раскрываются.
На последних страницах в произведение вводится участник исторического семинара, который, как выясняется, и передал нам случай Ротмистра Рихарда – одного из многочисленных докладчиков, повествующих о перипетиях своего жизненного пути. «Рассказчик», предупреждая критику, сообщает: «На историческом семинаре никто не предлагал никаких решений, а если и пытался, они не удовлетворяли». Тем самым Юнгером провозглашается сознательный отказ от вразумительного анализа: автор лишь фиксирует ощущение исторической неизбежности. Однако и оно не получает должного раскрытия.
Допустимо рассуждение о том, что хотел высказать автор: на что сетовал, о чем предупреждал. Однако самому ему донести это сообщение в цельном виде не удалось.
Shurka80, 31 января 2023 г.
Эта книга — воспоминание. Эта книга — ода разрушенных надежд. Эта книга о нестаром еще человеке, который пытается найти себя в изменившемся мире и не находит. Эта книга о человеке, который настолько ничего не добился в жизни, что все самое интересное происходило с ним либо в детстве, либо вовсе не с ним. Так что эта книга — как его жизнь.
Главный герой, как и автор книги, в прошлом — военный. Он начал свой путь в кавалерии, искренне любит лошадей и все с ними связанное. Но ему не посчастливилось жить во времена перемен и технического прогресса, и все его лошади, вместе с кавалерией, канули в небытие. На некоторое время гг заменил лошадок танками, но и это прошло, и вот он без работы, без денег и почти без друзей, со старомодными установками и взглядами на жизнь, вынужден проходить собеседование у технического гения современности.
Сюжет обещает быть интересным сочетанием утопии и антиутопии, но обещание так и остаётся невыполненным. Технический прогресс, миниатюрные механизмы, химический синтез пчелиного мёда и совершенные человекоподобные роботы, практически андроиды, здесь не основа сюжета, а всего лишь фон. И даже главного героя здесь сложно назвать главным героем, потому что речь не о нем, не об отдельном человеке, но об обществе в целом.
Не знаю, хотел ли Юнгер написать фантастический роман и заболтался, или это была изначальная задумка — прикрыть вуалью фантастики рассуждения о социальных трансформациях общества, но вышло то, что вышло. Получились печальные мемуары целого поколения, рассказанные одним человеком.
Эта книга — трагедия работоспособного сильного поколения людей, которые оказались не нужны своей стране и своему времени. Они устарели, не успев состариться. Их твердые жизненные принципы оказались недостаточно гибкими, чтобы измениться вместе с действительностью. Только настоящие гении смогли найти себе новое место, остальных же выкинуло на обочину истории. Блестящие молодые люди, они превратились в посредственную серость на незначительных местах.
Но вот вопрос: в чем именно трагедия? В том, что не нашли себя эти конкретные лица, или в том, что все остальное общество перестроилось? Стало ли человечество в целом лучше с пришествием прогресса? Не уверена, что у Юнгера был ответ. И спустя почти 100 лет его точно нет у меня.
god54, 24 октября 2022 г.
Текст просто впечатляет. Автор по-настоящему мастер слова. Великолепный подбор слов, аккуратные и легко читаемые предложения, логичные и точные абзацы. Однако, с точки зрения фантастики, идея неплохая, но практически не раскрыта, ибо автора интересовала не утопия, как таковая, а воспоминания о своем или чужом детстве, психологические переживания и эмоции. Вполне реалистичная книга, во многом поучительная.
Неизвестный Ч., 3 февраля 2022 г.
Годы, словно гости, проходили по его ковру и понемногу стирали рисунок.
Эрнст Юнгер -- Стеклянные пчелы
Итак, о пчелках. Середина прошлого века. Бывший воин первой мировой и астурийской гражданской (это и некоторые другие детали заставляют подозревать, что дело происходит в альтернативной реальности), легкий кавалерист, половину книжки безупречным стилем, порой афористично, сетует на свою нынешнюю никчемность, на преуспеяние пронырливых и недостойных, на огрубевание нравов и времен, и на отсутствие впереди чего-то хорошего. Потом возникают собственно стеклянные пчелы, изделия тамошнего, альтернативного Илона Маска