Камилла Гребе «На льду»
- Жанры/поджанры: Триллер | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Психологическое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Эмма, скромная красавица из магазина одежды, заводит роман с одиозным директором всей торговой сети Йеспером Орре. Он публичная фигура и вынуждает ее скрывать их отношения, а вскоре вообще бросает без объяснения причин. С Эммой начинают происходить пугающие вещи, в которых она винит своего бывшего любовника. Как далеко он может зайти, чтобы заставить ее молчать? Через два месяца в отделанном мрамором доме Йеспера Орре находят обезглавленное тело молодой женщины. Сам бизнесмен бесследно исчезает. Опытный следователь Петер и полицейский психолог Ханне, только узнавшая от врачей о своей наступающей деменции, берутся за это дело, которое подозрительно напоминает одно нераскрытое преступление десятилетней давности, и пытаются выяснить, кто жертва и откуда у убийцы такая жестокость.
Входит в:
— цикл «Ханне Лагерлинд-Шён»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
RebeccaPopova, 17 марта 2023 г.
Аннотация этого романа обещает интригующий сюжетный троп, когда за обычной, ничем не примечательной продавщицей внезапно принимается ухаживать директор торговой сети. А с учетом того, что по жанру роман заявлен как психологический триллер (жанр, когда с ни о чем не подозревающими героями происходят, на первый взгляд, необъяснимые вещи), удержаться от чтения казалось совершенно невозможно...
А потом приятно удивлял слог автора, ее наблюдательность и умение обрисовать и настроение героев, и природу вокруг несколькими быстрыми и точными мазками. А главное — я не могла сдержать восхищение по поводу того, как ловко Камилла Гребе манипулирует читателем, заставляя его верить и всеми силами сопереживать героине и взывать к милосердию автора, чтобы эта девушка не только осталась жива, но и вышла победительницей во время своей вынужденной дуэли с безответственным мужчиной — а, возможно, еще к тому же и мошенником...
На протяжении всего романа героиня по имени Эмма по кусочкам вспоминает историю своих детства и юности, во время которых ей так хотелось получить от родителей хоть немного тепла и почувствовать себя в нормальной семье — в семье, хоть немного похожей на тот идеал, который «показывают в рекламе».
И вот после всех этих событий своей предыдущей жизни героиня уже вовсе не так наивна в своих отношениях с мужчинами. Эмма не идеализирует своего кавалера — наблюдая за ним, она отмечает про себя многие его «косяки». Однако с течением времени, потраченного на отношения, она просто хочет получить от своего ухажера какое-то минимальное количество обязательств... Разве в этом есть что-то предосудительное?
Конечно, все описанное происходит во времена женской эмансипации, когда женщина вроде как всего лишь полноправный партнер мужчины, однако нормы какого-то минимального благородства в человеческих отношениях еще никто не отменял. Вот почему читатель гарантированно сопереживает героине, которой всего-навсего хочется разобраться в происходящем и понять мотивы своего жениха.
«Мама сказала, что мне следует остерегаться мужчин, потому что им всем нужно только одно. Это звучало так, словно они хотят лишить меня достоинства, украсть у меня что-то ценное. Лучше бы мама сказала мне правду. Мужчин нельзя подпускать близко, потому что потом от них не избавишься. Они проникают тебе под кожу.
Они все время со мной. Они в моих мыслях, моих снах. Мое тело помнит их запахи, прикосновение теплой кожи, звуки сдавленных стонов и учащенного дыхания над моим ухом.
Мне хотелось бы смыть их с кожи струей воды, как грязь. Но вода с мылом не могут избавить меня от того, что засело у меня в мозгу. Если бы волшебным образом можно было перенестись обратно в прошлое – до того, как я встретила этих мужчин. В то время, когда у меня были все эти наивные представления о том, как сложится моя жизнь.»
Примечание 1. Любителям стандартных (шаблонных?) полицейских расследований, равно как и любителям покритиковать «косяки» в действиях полицейских, книга может не понравиться)
На протяжении нескольких первых глав элемент расследования в книге призван лишь обострить, добавить изюминку всему происходящему.
Примечание 2. А глюки в жизни девушки после расставания (различные построенные кем-то невидимым неприятности и ощущение слежки) напомнили мне роман Бернара Миньера «Не гаси свет».
tapok, 25 февраля 2018 г.
Северная Европа – новая веха в жанре детективов и триллеров
***
В последнее время литература из Северной Европы набирает популярность. Здесь и «Миллениум» Ларссона, здесь и книги Несбё. Время от времени попадаются и просто добротные, хоть и менее популярные (читай – распиаренные) вещи. К ним можно отнести и «На льду» Камиллы Гребё. Книга вышла в серии «Мастера саспенса». Практически все книги данной серии – крепкие романы (часто – дебютные). Не скажу, что в них уж слишком много саспенса, но он есть. В целом же, уровень «Мастеров саспенса», как мне кажется посильнее, чем в серии «Психологический триллер» (правда, со второй серией я знаком еще мало).
Итак, «На льду». Роман Гребе с первых страниц кажется похожим на «Миллениум». Главный герой – коп, уопминается СЭПО, действие происходит в Стокгольме, несколько сюжетных линий. Но это лишь поверхность айсберга. Всё-таки «На льду» мало похож на более именитые книги Ларссона. Книга Гребе рассказывает сразу о трех персонажах: об Эмме, о Петере и о Ханне. Эмма – молодая работница магазины одежды. Она знакомится со своим начальником, вскоре у них завязывается роман. Петер – коп средних лет, он в разводе и совершенно не принимает участие в воспитании сына. Наконец, Ханне – женщина в солидном возрасте, психолог, у неё недавно обнаруживается старческая деменция. Что же их объединяет? Объединяет их труп женщины, найденный в доме бизнесмена Орре. Бизнесмен, естественно, оказывается тем самым начальником Эммы.
К счастью, Камилла Гребе не пошла легким путём. Помимо разных сюжетных линий (они, естественно, рано или поздно соединятся в одну), есть еще обширные экскурсы в прошлое главных героев. Экскурсы эти порой оказываются интереснее главного сюжета. Особенно прошлое Эммы. Более того, нередко точки зрения Ханне и Петера на одно и то же расходятся, что создает весьма объёмную картину.
Язык повествования достаточно прост, но не примитивен. Работа переводчиков и редакторов – на четверку с минусом. Очень часто появлялись одинаковые слова в двух предложениях подряд. Не уверен, что это авторский приём. Книга читается легко, драйв присутствует. Гребе очень часто делает разрывы даже в одной линии повествования, то уходя в прошлое, то возвращаясь в настоящее. В итоге получится роман без воды, что радует.
Заключение: «На льду» — крепкий скандинавский триллер. Да, у него есть минусы – временами он прост, работа редакторов\переводчиков немного расстраивает. Самый же главный недостаток – это провал интриги примерно страниц за 80-100 до конца книги, когда всё становится ясным. Но даже при таком сюжетном ходе читать интересно. Хорошая книга для серии, не лучшая, но и не худшая.