Илья Пивоваров «Плач и скрежет»
Владиславу Полонскому не везёт по жизни: с работы увольняют, с квартиры приходится съехать, деньги заканчиваются, а в новом жилище обитает сосед-алкоголик. И как назло, зубы мудрости не дают покоя...
Входит в:
— антологию «Новая плоть», 2016 г.
— журнал «DARKER № 7'17 (76)», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kuznetsov_V_A, 22 ноября 2016 г.
Рассказ от идейного отца, композитора и звукотехника «Новой плоти» Ильи Пивоварова, завершающий рассказ сборника. И один из лучших в нем.
«Плач и скрежет» — яркий пример грамотного совмещения отдельных частей, в целом неплохих, в единое целое, которое в итоге наглядно демонстрирует все сильные стороны и грамотно избегает слабых. Баланс составных – главное достоинство рассказа. Ни одна из частей не выпирает, не «перетягивает на себя одеяло», отчего текст в целом сильно выигрывает. Здесь нет безумного, в лучших традициях Вирджинии Вульф, потока сознания Колыхаловой, нет надрывного драматизма Костюкевича, металлопластиковой клаустрофобии Провоторова. И в то же время, есть какая-то синергия, эммерджентность ключевых идей и приемов, которая не присуща ни одному из рассказов сборника.
Первое что сразу западает в уши – рассказ, пожалуй, самый аудиально ровный. Он не спотыкается при прочтении. Текст идеально подогнан к звуку и это на самом деле сильно улучшает восприятие, потому как ничего не сбивает, позволяя целиком концентрироваться на сюжете и атмосфере. То же самое – к общей грамотности и стилю. У сборника не было литредактора и каждый автор представил свой чистый, «честный» текст. И здесь «Плач и скрежет» выглядит, пожалуй, лучше многих, демонстрируя очень вдумчивое и трепетное отношение к языку.
Второй плюс рассказа – его планомерная эволюция. Здесь нет какого-то резкого захлестывания, оглушения, он раскрывается – и накрывает – медленно и плавно, в конце подавая пару отличных плот-твистов, которые, вроде как, и не твисты вовсе, а скорее выход на следующий виток, повышение градуса. Автор работает в изначально очерченном круге персонажей и условий – и это здорово, тем более, что по итогам все выглядит натуралистично и закономерно.
Третий, плюс – Илья не пытается объяснить и рационализировать сюжет. То безумие, которым все оборачивается, имеет объяснение скорее метафорическое, которое грамотно подано перед кульминацией и, по сути, и есть один из важных сюжетных разворотов. В какой-то момент создается впечатление, что все, сейчас рассказ оборвется, повиснет буквально на полуслове сведя все к морализаторству – а ничего не кончается, все только начинается и это здорово ломает восприятие и переставляет акценты.
В сборнике есть рассказы, которые сразу пытаются «купить» слушателя, подцепить на зазубренный крюк и тащить за собой. У Пивоварова идея не слепит сразу своей яркостью и оригинальностью, напротив вырисовывается постепенно и тем интригует, заставляет гадать, порождая интерес не вынужденный, но осознанный, провоцируя на умопостроения. На первых минутах, вплоть до переезда в новую квартиру, я ждал что наступит утро и будет что-то вроде Кафкианской «Метаморфозы» (отсылки к которой ждешь почти в каждом расскае, но встречаешь только у Костюкевича), я ожидал иного поведения героя, иных реакций. А реакции, двигаясь в той же канве, что и у кафкианского героя, в итоге, абсолютно логично, вывели в другое совсем положение. По большому счету «Плач и скрежет» во многом резонирует с «Метаморфозой», но выворачивает ее суть буквально наизнанку.
Этот рассказ — мощный финальный аккорд, эдакое «торжественное закрытие» сборника, идейно выверенное и идеально подогнанное.
Pink.ME, 6 декабря 2016 г.
В самом конце сборника «Новая плоть» Илья ставит жирную точку, демонстрируя каким, на его взгляд, должен быть настоящий боди-хоррор. В сравнении с этим рассказом, прочие уже не кажутся такими уж «боди» :) Плотный, крепкий, жесткий рассказ о зубных неприятностях унылого офисного хомяка, превращающих его в могучее и мстительное чудовище.