Яцек Дукай «Ход генерала»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
История о мире, в котором магия шла рука об руку с наукой и технологией. О мире, в котором живёт Генерал — героический и заслуженный маг из прошлого, живущий уже более 800 лет.
В сети доступен русский перевод под названием «Ход генерала» (выполнен неким Алексеем Н. в 2013 году).
Входит в:
— сборник «W kraju niewiernych», 2000 г.
— антологию «A Polish Book of Monsters», 2010 г.
— антологию «Девятнадцать стражей. На грани миров», 2017 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2000 // Рассказ (повесть) | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Польский рассказ года. 5-е место (повесть) | |
номинант |
Серебряный Глобус / Srebrny Glob, 2001 // Рассказ |
- /языки:
- русский (2), английский (1), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (4), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Кэндел (1), С. Легеза (1), А. Павлишин (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 24 августа 2020 г.
Дукай настолько эпичен, что ему чрезвычайно тесно в рамках повести. Создан продуманный мир с количеством маготерминологии, которой хватило бы на толстенную многотомную эпопею. В пространстве повести всему этому тесно, есть ощущение некоторой захламлённости. Война на границах, магические звездолёты, придворные интриги. Мимоходом открыта, посещена и уничтожена планета в другой звёздной системе.
Несколько основных тем произведения:
* Эволюция фэнтезийной Империи. Что произойдёт с классическим миром магического средневековья через сотни лет.
* «Продвинутая наука неотличима от магии», сказал Кларк. «Продвинутая магия неотличима от науки», даёт нам понять Дукай.
* Маккиавелиевский мастер-класс: как прийти к власти, чтобы народ тебя ещё и благодарил? Позволить «плохим» заговорщикам совершить переворот и уничтожить династию, а потом разобраться с этими заговорщиками.
* Финальный монолог №1: верность династии vs верности народу. Кто прав?
* Финальный монолог № 2: феодальный праведный милитаризм vs против прагматичного буржуазного глобализма. Кто прав?
А прав тот, у кого заклинания круче.
Не так сумбурно, как «Золотая галера», но и не так продумано, как «Ксаврас Выжрын».
Допускаю, что «Ход генерала» был пробой пера перед «Иными песнями», увидевшими свет парой лет позже. Некоторые идеи очень похожи, хотя герои «Генерала» больше полагаются на артефакты и заклинания, а не на чистую волю.
7(ХОРОШО)
Al_cluw, 1 октября 2018 г.
Начинал читать, и подсознательно искал отсылки к Иным Песням. Но потом чтение увлекло, и забыл проводить сравнения с романом. И не смотря на то, что повесть(рассказ) оказались достаточно легкими для восприятия, подсознание все-же сыграло свою шутку. Дочитав до финала (и не найдя параллелей), я пришел к выводу, что мир повести и мир Иных песен оказался иным. Созвучным роману, но иным. Симбиоз магии и науки, утрировано можно обобщить — драконы и звездолеты. Но показалось ли мне, что я о подобном уже читал?
В общем, резюме — читать намного легче романа, хотя Дукай остался себе верен. Эквилибристика текста впечатляет и дает о себе знать. Ну а Генерал — что ж, ему даже можно посочуствовать, старый, израненый жизнью и политикой человек. Ну да, он еще и маг. И что? Шутка ли — прожить не одно столетие. А ведь он продолжает жить. И учавствовать в межзвездных войнах. Кто бы захотел через триста(или сколько там надо) лет стать полководцем и чтобы от его действий зависел исход битвы за суверенитет страны, нации, планеты?
P.S. И почему мне местами Арканум напомнило, не понятно. Возможно, из-за мира, в котором сосуществуют и магия, и технология.
nihilismadrem, 15 июля 2018 г.
Яцек Дукай, по видимому, забыл главное правило не только кинематографа, но и почти всего искусства в целом — не рассказывай, а показывай. Благодаря тому словоблудию, что происходило на страницах этого рассказа я впервые за свою жизнь просто взял и пропустил часть художественного текста, потому что уже не мог осилить то, что автор считает за монолог. Всё высказанное в нём можно было бы легко уместить между строк на протяжении рассказа, или хотя бы растянуть по тексту, вставив вместо длинных заумных описаний «наукоподобной» магии, объяснить читателю почему тот человек должен быть плохим, а тот не настолько плохим, не пихая это буквально ему в лицо с криком: «Смотри!», — причём этот крик повторяется столько раз, что становится неразборчивым шумом. Такое чувство, будто Яцек Дукай использует при написании книг что-то подобное к потоку сознания Джеймса Джойса, только в сто раз раздражительнее и болезненней для разума читателя. Ну или он просто не умеет писать.
vam-1970, 2 сентября 2019 г.
Повесть — номинант Премии им. Януша А. Зайделя 2000 / года, Премии SFinks 2001 года, Серебряный Глобус 2001 года.
Привязать сюжет к какому-либо времени или стране почти невозможно. Штрихами автора даётся вроде подсказка, что это наша планета Далёкого будущего: название осталось прежним -Земля, но только один континент(значит прошли миллиарды лет). Высочайший уровень развития науки, когда она уже и не наука , а магия. Это моё мнение.
А что осталось прежним? Борьба за выживание — Империя, интриги, вражда с соседними государствами и отчаянный монолог одного из персонажей в финале повести — все Империи рухнут!
Так что автор видно и задумал такой невообразимый сюжет для одной цели — рассказать устами персонажей, что все Империи пожирают сами себя.
Екклизиаст, 15 марта 2016 г.
Очень атмосферно и свежо.
В характерной для автора манере, он описывает мир, в котором магия достигла небывалого развития, при этом не заслонив, а скорее дополнив науку. Здесь есть место и джинам, и демонам, и многомерным пространствам, и высокотехнологичному оборудованию, правда тоже во многом завязанном на магии.
Центральной мыслью является то,