Гай Гэвриел Кей «Самая тёмная дорога»
- Жанры/поджанры: Фэнтези («Классическое» фэнтези | Эпическое фэнтези | Артуриана )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Спасение мира | Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Армии правителя Айлерона и сил зла готовы сойтись в последнем бою на равнине Андарьен. Но исходы битв зависят порой не от численности войск, а от случайности, предусмотреть которую может разве что великий Ткач. Дариен, сын Ракота Могрима, Разрушителя, наделенный невероятной магической силой, и становится такой случайностью. Именно его выбор между Светом и Тьмой, между любовью и могуществом определит, существовать ли дальше миру Фьонавара или стать узором прошлого на ткани бесконечного Гобелена. Только выбор этот должен быть совершенно свободным, а для этого Дариену нужно пройти дорогой, полной боли и непонимания. В полном одиночестве...
Входит в:
— условный цикл «Миры Фьонавара» > роман-эпопею «Гобелены Фьонавара»
Номинации на премии:
номинант |
Аврора / Prix Aurora Awards, 1988 // Английская категория (роман) |
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Ибрагимова (5)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 6 марта 2024 г.
Самая вменяемая, адекватная, логичная и последовательная часть трилогии. Плюс, история стала по настоящему интересной и ни разу, ни разу за всё прочтение меня не клонило в сон — разительный контраст с «Древом жизни», на котором меня вырубало от тоски и уныния примерно каждые десять-пятнадцать страниц. А уж последняя сотня страниц... Вся битва с войсками Ракота — моё искреннее восхищение. Чего стоит только шикарная и трагичная дуэль в начале битвы (хоть и выбор поединщика с «хорошей» стороны выглядел бредовым балаганом), и трагичные смерти последовавшие далее. Да и «эпилоги» удались. Что плохо? Моментами автору отказывал вкус и он перегружал отдельные эпизоды трагизмом и таким пафосом, что авторы пишущие про космодесантников завистливо утирают пот со лба.
Selvaggio, 3 июня 2024 г.
Вот и дочитана последняя книга «Гобеленов Фьонавара» — и это было замечательное путешествие . Финальная история меня местами растрогала и я в полном восхищении от таланта писателя . Детальный , красочный мир он заселил такими персонажами , за которыми я наблюдал и не мог оторваться — история каждого меня интересовала , плюс он добавил в своё произведение множество легенд и мастерски как тот самый Ткач из его книг вплёл их в историю самого мира . Даже какой то персонаж , который встречался по пути одному из героев книги не был забыт и за ним стояла своя история и от этого книга не превращалась в нагромождение какой то совершенно не нужной мне информации , а только выигрывала — добавляла яркости этому миру... Я буду очень скучать по Фьонавару и непременно вернусь туда спустя какое то время ...
tapok, 14 мая 2018 г.
Масштаб эпопеи «Гобелены Фьонавара» растет с каждой книгой
***
«Древу Жизни» многое можно было простить, ссылаясь на дебютный характер книги. «Блуждающий огонь», будучи уже вторым романом, особо не показал прогресс стиля автора, подачи материала и содержания. Поэтому к третьей книге я подходил с небольшой долей скепсиса, но при этом лелеял надежду, что всё-таки Кей даст выстрелить многим ружьям, которые он до этого красиво вешал на гобелены, покрывающие стены домов. Надо сказать, что автор в чём-то даже смог удивить.
«Самая темная дорога» является завершением трилогии, где темный властелин – Ракот Могрим – противостоит Светлой стороне, что подразумевает собой эпичную битву двух армий. От подобной книги ждешь вкусной выписанной батальной сцены, море крови и битв на мечах, красивых моментов, например, ловушки для врага, засады, облавы и так далее. Гав Гэвриэл Кей же ставит вопрос столкновения сил под несколько иным углом. На первом плане стоит не эпичное сражение, а несколько битв, многие из них представляют собой чуть ли не дуэль, а некоторые – это борьба с самим собой. И каждая битва – это узор на Гобелене Фьонавара. Пожалуй, самая запоминающаяся – это битва за сердце Дариена. Вот уж поистине архетип Омена! Но, как бы автор ни пытался избежать финальной битвы, она всё-таки имеет место быть. Конечно, это не детальная (с точки зрения тактики) сцена, какая бывает у Бернарда Корнуэлла. Это не эпичная схватка на 200 страниц, какая была в «Коелсе времени». И, безусловно, Кею далеко до Аберкромби («Герои»). Но финальная битва получилась у автора вполне неплохо. Есть как локальные сражения, так и масштабные.
Персонажи получились колоритные. Наибольший интерес представляет Мэтт, который возвращается к своему народу, чтобы вновь стать королем. Триада «Гвиневра-Артур-Ланселот» так же представляет собой любопытное звено. Дариен теперь выглядит вполне реалистичным, то же касается Лэйлы, которая аж с первой книги была лишь на самых дальних задворках. А вот кто подкачал, так это Ракот. Видимо, Кей уж слишком вдохновился Сауроном Толкина, поскольку Ракот так и не появляется толком в центре событий. Его же пешки – бледнейшие тени «Девятки». Из злодеев только Галадан выглядит более-менее стоящим. Его мотивация хотя бы понятна, чего не скажешь про того же Ракота.
Отдельного упоминания заслуживает усложнившаяся космогония. Ткач, который является прообразом христианского Бога (как ни парадоксально относительно кельтских мотивов трилогии!), получает должное внимание. Так, например, герои «Самой дальней дороги» рассказывают в своих рассуждениях, почему существует «Дикая охота», почему Ткач не вмешивается в события, когда, казалось бы, силы Тьмы побеждают Свет.
Касательно отрицательных моментов книги – они все те же (быстрое переключение ПОВов; не всегда четкое определение ПОВа, такое, что приходится гадать, от чьего же лица идет повествование; порой мотивация героев лежит за гранью восприятия). Но, честно говоря, эти недочеты показались мне менее заметными, чем ранее. Либо я привык к ним, либо мастерство Кея растет.
Заключение: достойное завершение трилогии. Финал вышел хорошим, прописанным. Не может быть и речи о скомканности или обрыве линий. Так же хочу сказать, что автор достойно отправил некоторых героев на покой. В первой и второй книге казалось, что Кей не способен убивать своих персонажей. Оказалось, способен. Не Мартин, конечно, но хоть что-то. В конечном итоге это книга о прощении, о предназначении, о самопожертвовании.
Алексей Пенза, 30 мая 2014 г.
Одно из самых долгих чтений завершилось; читалось не так охотно, почти каждая страница навевала скуку, разжёвывания автором претило.
Запоминавшиеся моменты встречались в третьей книге уж очень мало. Даже стало обидно. Вспомнить особо нечего, даже если я только давеча перелистнул последнюю страницу, и вроде бы должен многое помнить. Отмечу сразу, что историю о мире Фьоновара всё-таки автор уж слишком растянул, можно было бы и уменьшить объём в количестве слов, вырезав «лишнее», превратив в мощную дилогию.
Самое впечатляющее в финальной части цикла – это был последний танец Дьярмуда, я не ожидал такого поворота, тут автор уделал мои предположения. Красивое описание, однако!
Не менее неслабым оказался поступок Ланселота Озёрного, который «молча» согласился оберегать подростка Дариена, вступившись за него, выйдя на бой против монстра с молотом Курдаха. Хотя, как и Артура Пендрагона, я не воспринимал этого рыцаря как героя. Считаю, уж лучше бы автор использовал других персонажей, пристроив их также авантажно в эту историю борьбы Света с Тьмой.
Концовка мне показалась какой-то скоротечной и как бы слащавой, то есть, как это бывает у большинства писателей «разбегутся на рубль, а удар на копейку». Финальная и эпическая битва по мне должна было произвести фурор, раз 2,5 книги к этому меня вёл автор, а тут… дракон последний и единственный прилетел гаркнул и сдох от столкновения с крылатым единорогом Имрат. А Ракот Могрим с обрубком руки! Им пугали, пугали, а сыночек пришёл к отцу, увидел его воочию каков папаша и смекнул в одночасье, что зря сюда тащился, не таким он себе его представлял, что же остаётся, как выбрать ему правильный выбор, прильнуть к Свету, так и не стало ужасного и опасного Расплетающего Основу тёмного бога. Что ж тут получается, вроде и Дариен молодец, всё-таки определился, и подарочек в виде кинжала гномов не зря принёс. Зло побеждено. Накрывай столы, будем пировать!
Кстати, я так и не понял взаимоотношения «странной» троицы: Артура, Ланселота и Джиневры, она же Дженифер! Что же меж ними происходит? Они любят её, а она их обоих. Кого больше королева предпочитает, я так и не уяснил; они даже в конце истории после так скажем разгрома врага, уплывают втроём в Чертоги Ткача… Обычно сказание о сердцах трёх решается стандартно: кто-то должен «уступить». А тут…
Вновь жирно подмечу, что жаль, что автор навязал к своей эпопеи легендарные личности. Может быть, для кого-то эта привязка и оказалась существенной, в моём же случае: неинтересной и невосприимчивой.
А закончу я свой отзыв такими словами: «Хорошо, что это не тетралогия, а то бы я не осилил уже!»
С уважением, AlexeyPenza.ru
igor_pantyuhov, 25 января 2016 г.
Когда читал этот роман, представлял себе, как все в конце концов будет хорошо, враг будет побежден, и все счастливы, все довольны. Но не тут-то было. Нет, все в общем-то так и вышло. Но вот только победой это не назовешь…
Самый печальный роман из всех трех. И самый непредсказуемый и трагичный. Даже не знаю как автору это удается, оставаться в рамках жанра, и все же предавать ей такую трагичность.
Kartusha, 19 декабря 2011 г.
«Самая темная дорога» воплотила в себе некий дуализм: с одной стороны – путь, ведущий к неизбежному концу, с другой – принятие решения, рожденного в тяжелейших муках. На протяжении всего романа персонажи сталкиваются с выбором и решают: то хладнокровно, то неосознанно, то сгоряча, то принципиально, наперекор всему, а то и просто полагаясь на волю судьбы. Есть ли, вообще, право менять свою судьбу и судьбу других или все уже давно предрешено?
Оказалось, что нет однозначного ответа на этот вопрос – события начинали развиваться самым неожиданным образом, ведомые лишь личными переживаниями и желаниями героев, но, порой, в итоге, все равно, возвращались к заложенной нити гобелена.
Силы Тьмы и Света мерцали всеми гранями, доходя до максимального контраста, то, разбиваясь и переплетаясь между собой, становились частью единого целого.
В заключительной части эпопеи автор собрал все краски, чтобы отправить читателя еще раз во все уголки этого увлекательного мира, ошеломив его красотой и приоткрыв завесу множества тайн уникальных народов.
Боги стали человечнее и увязли в череде семейных отношений, переплетаясь с линиями судеб и простых людей в гобеленах Фьонавара. Сила слова осталась такой же могущественной, способной вмешиваться в ход глобальных событий и подчинять себе даже самых великих персонажей.
Прошлое, настоящее и будущее, судьбы героев все сильнее и сильнее, все теснее и теснее связались, чтобы начертать самый последний узор грандиозной финальной битвы.
Поражает та четкость, с которой автор раскручивает сюжет на протяжении книги и как четко и ярко он заканчивает линию каждого героя в конце.
И перед нами — готовые гобелены, которыми можно наслаждаться бесконечно.
Orion-Seregil, 18 июня 2013 г.
К огромному моему сожалению, книга меня не впечатлила. Собственно, как и весь цикл. Когда прочитаешь большое количество книг одного, излюбленного жанра, начинаешь замечать заимствования, нестыковки... Да, автор умеет ставить точку в финале, но финал выходит очень затяжным.
На протяжение трех книг не оставляло ощущение депрессии: в действиях героев, в мыслях, высказываниях, даже в событиях. Будто мир Фьонавара в любом случае обречен, а герои лишь его последние жители, приговоренные к смерти.
И да простят меня поклонники, но книги не дотягивают. Ну вот не потянет меня перечитать этот цикл.
glupec, 15 августа 2009 г.
Третий том — кульминация. Все конфликты становятся острее, исходная ситуация — в чём-то мрачнее, и все взгляды сосредотачиваются на одном герое: что он выберет, свет или мрак? (А ещё говорят — в эпике по определению не м.б. главного героя, т.к. их много... Что ж, значит, это не совсем типичный эпик...)
Но победа добра достигается дорогой ценой — это понимал еще Толкин: как у него эльфы уходят из мира, так и здесь мир безвозвратно покидают многие... очень многие, «кому бы жить да жить, но они мертвы...» (с)
Впрочем, это светлая грусть. No pains, no gains.
PS А как великолепно выписан гном Каэн — это отдельная песня. Разве в реальной жизни вы не встречали таких вот лжецов, умеющих убеждать и завладевать нашим сознанием?..
PPS Как выписан сам Ракот — вообще молчу. Даже Толкину не удалось показать Чёрного властелина «в лицо», он убрал его, так сказать, «за скобки» (ведь известно же, что достоверно изобразить положительного героя всегда трудно, а вот какой-нибудь последний подлец — как пр., выходит «как живой»... Вот этого, видимо, и испугался Профессор — не стал рисковать. А Кей рискнул — и «эксперимент удался»).
Yazewa, 11 января 2010 г.
Случилось так, что этот роман — третий из цикла — оказался для меня первым. Сразу погрязла в немыслимом количестве непонятно-незнакомых имен, названий и т.п. Читать оказалось сложно, нудно и неинтересно. Ну. честно говоря, и стиль меня отнюдь не восхитил. Ну, будем считать, что дело именно в том, что читала не с начала... Попробую познакомиться с другими работами автора.
Ruddy, 26 сентября 2007 г.
Кей умеет ставить красивые и драматичные «точки» в своих произведениях — вижу это в который раз: и в «Тигане», и в «Сарантийской мозайке», и здесь. Думается, что хэппи-энды были задуманы заранее, но они не кажутся приторными и слащавыми. Если вчитаться, то все равно каждый герой в конце потерял нечто, что ему было дорого, приобретая что-то взамен, что-то, что даже и ему кажется непонятным и недостойным. В целом, последняя книга очень неоднозначная, читается хоть и ровно по сюжету, но со всплесками эмоций.
Sola, 15 августа 2007 г.
«Как много дорог ведет к печали...». А повода для печали в конце было более чем достаточно. Казалось бы счастливый конец все равно вызывает легкую грусть. Слишком много хороших героев погибло. Но больше всего мне жаль того, кто умер в холодном Старкадхе, в одиночестве, имея лишь призрачную надежду на то, что другие узнают о принятом им решении.
квинлин, 6 января 2007 г.
Ну уж вы дали маху, элент! Давно за душу так не трогали книги, особенно последние сцены, где Ракот Могрим был убит. Снимаю шляпу, господин Кей!
baroni, 3 мая 2007 г.
Удивительно, но последние 2 книгши гобеленов произвели более сильное впечатление, чем 1-я. Обычно бывает наоборот. А м.б. Кей — просто тот автор, в которого необходимо вчитываться.
Рыженькая, 17 сентября 2007 г.
Недавно дочитала...и навеки отдала этой книге место в сердце!говорите что угодно,Кей-писатель с большой буквы!!!
DukeLeto, 8 июля 2007 г.
Очень понравилось как автор, в финале книги, разложил всех персонажей по собственных хэппи-эндам — это усилило впечатление от завершенности. Не понравилось только одно, судя по финалу ВООБЩЕ все зло побеждено, редко какой автор позволяет себе такую вольность, и непонятно откуда еще оно возьмется во вселенной. Одна надежда — на хаос, который заперт до поры до времени под камушком.