Сергей Семёнов «Палач»
Одинокий военный бункер в Уральских горах. Вокруг — дикая радиоактивная тайга, за которой — мертвые пустоши, выжженные ядерной войной. Земля без надежды, без радости... Здесь еще можно жить, можно пытаться хранить веру. Но однажды в убежище извне приходит неведомое и приносит с собой Смерть.
Можно ли радоваться, что костлявая обходит тебя стороной, когда вокруг умирают люди? Или же Смерть щадит тебя лишь ради того, чтобы Тебе самому стать палачом?..
Опубликовано в сети в 2016 г.
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > Антологии > антологию «Метро 2033: Холодное пламя жизни», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Miromarh, 10 января 2020 г.
Первое, что сразу же бросается в глаза — язык. Конечно, это не рассказ Гребенщикова, где каждое предложение можно было смаковать и перечитывать по несколько раз, но всё равно язык в рассказе Сергея красивый, есть интересные метафоры и обороты, удачно вставлены короткие, одно-два слова, предложения. Вот, например, самое начало:
«Шорох во тьме. Тихий, точно шелест пожухлого листа, тронутого лёгким дыханием ветра. Вскакиваю, словно ошпаренный. Вглядываюсь в стылую темень, обступившую меня. Не видно ни черта, будто мешок на голову напялили. И тишина. Задумчива, молчалива ночная тайга.»
Также здесь, как и в рассказе Андрея, повествование идёт от первого лица, что позволяет ещё лучше передать атмосферу. Да, кстати о ней. В рассказе великолепно передана атмосфера страха, а в некоторых моментах и отчаяния. Хоть рассказ вроде бы и не позиционирует себя как хоррор, в некоторых сценах действительно становится жутковато: момент с изолятором или, например, последний разговор Артура и Сапёра. На руку той самой атмосфере играют и постоянная смена повествования от настоящего к прошлому, причём переходы сделаны не абы где, а там, где это нужно. Ещё мне очень понравился финал. И вроде бы он достаточно предсказуемый, но я, например, ожидал какого угодно исхода, но не того, что показал нам Сергей. Герои порадовали: как главные, так и эпизодические. Особенно хочу отметить разную реакцию людей на «светофор», по которой уже можно делать выводы о характере персонажа, даже ничего про него не зная.
А вот что мне не очень понравилось, так это недосказанность истории прошлого Артура, в частности про его семью. Мне кажется, этому следовало уделить больше внимания, а не ограничиваться парой намёков, тем более, что в сюжете было достаточно «крючков», к которым можно было бы привязать подобные воспоминания.
Итак, рассказ Сергея — один из лучших в сборнике. Имея не самый, на первый взгляд, интересный сюжет, он цепляет читателя языком, атмосферой и хорошо прописанными персонажами. Благодаря этому не хочется отрываться от чтения. В общем, мне рассказ очень понравился. После прочтения мне захотелось познакомится и с другими произведениями автора. Сергей, спасибо!
Dobkachleo, 22 декабря 2018 г.
«Пациент»
Мини-рецензия на «Палача» Сергея Семёнова
Мне весьма нравится стиль, который использует Сергей Семёнов. Такое мерное, чуток простоватое (я не сказал простое!) повествование, от строгих в своей абстрактной точности описаний природы незаметно перетекающее в довольно активную фазу. Если прошлые работы выходили достаточно светлыми, то на сей раз Сергей пробует мрак на прочность.
Действующие лица — сплошь военнослужащие. Конечно, возникают вопросы, как они двадцать лет выживали, когда из всех женщин, если верить сказанному, была только жена командира, которая ни с кем больше не сходилась (по крайней мере, намёков на её нечестность автор не оставляет). Если же отбросить низменные, приземлённые вопросы и сосредоточиться на предлагаемом сюжете, мы увидим, в первую очередь, историю мужества, страха смерти (или, напротив, бесстрашия перед ликом её), а также вариацию на тему «дилеммы вагонетки». Или что-то родственное.
Возникают, конечно, вопросы, почему единственным лекарством от «светофоров» военные избрали пулю, не пытаясь найти, пока не поздно, нелетальное решение. Врач там всё-таки был, но быстро кончился. Что ж, они могли быть стеснены в средствах исследования. Вспоминается «Эдем в аду» Анеты Паздан, где целая станция подверглась неизлечимой эпидемии, но здесь, по-моему, всё ещё мрачнее, как в концовке фильма «Живое».
Хороший язык, приковывающий к себе внимание сюжет и мрачная тональность — всё это позволяет назвать рассказ замечательным, хотя мрачные истории я, увы, недолюбливаю. И в очередной раз скажу, что по-прежнему жду «Цену свободы», где Сергей наверняка разгуляется на полную!