Борис Гребенщиков «Обещанный день»
Входит в:
— сборник «Трамонтана», 2013 г.
— сборник «Десять стрел», 2014 г.
— сборник «Серебро господа моего», 2015 г.
— сборник «Песни», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neo smile, 28 мая 2020 г.
Сегодня самый замечательный день.
О нем написано в тысяче книг.
Слева небеса, справа пустота.
А я иду по проволоке между них.
Спетое вчера осталось вчера.
В белой тишине белые поля.
Нечего желать и некем больше быть.
Здравствуй, это я...
Это бриллиант. Как в творчестве «Аквариума», — так и в русском роке вцелом. И хотя нынешний Гребенщиков уже так не пишет, — не те времена, на которые идут совершенно другие творческие синхронизации, — достаточно всего одного раза прослушивания, чтобы влюбиться в эту вещь окончательно и бесповоротно. -Здесь пишу с безусловной оговоркой: только для фанов; ибо столько противоречивых суждений, сколько вызывает «Аквариум» у стагнированного мышления, — всё это есть в «послужном списке» далеко не у каждого автора / коллектива.
«Обещанный день» — это с одной стороны очень понятное и линейное авторское изложение; а с другой — нарочитой ясностью Гребенщиков у себя в текстах никогда ведь «не страдал». Тем он, собственно, хорош и интересен.
***
Очень сокровенная, пронзительная и безупречно выточенная вещь. Тогда в 2009м в их альбоме «Пушкинская, 10» этот сингл выглядел весьма нелепо, — среди привычного сарказма / ироничного драйва вдруг расцвёл (уже ближе к самому концу диска, предваряя ошибочное впечатление: «проходняк») этот маленький шедевр.
Невероятно красивый и ёмкий эпик с привкусом азиатской не очень сложной притчи, которая — парадокс из парадоксов — будет понятна далеко не каждому. Хотя понимать БГ лучше всё же душой и сердцем, — нежели каким-то «мёртвым» филологическим анализом. И здесь, вероятно, дело обстоит примерно так, как с теми же сумасшедшими сюррами от ФКДика и Р. Желязны: «ты» либо их принимаешь и без остатка растворяешься вместе с автором в образах оригинального воображения. Либо нет... (И то, и другое нормально по сути своей первопричины: у каждого свой внутренний мир и свой неповторимый «камертон» изысков и предпочтений).
Что касается моего внутреннего мира и всех возможных впечатлений влюбленного в «Аквариум» слушателя, — такие вещи считаю классикой вне какого-либо конкретного жанра. Великолепный, лёгкий и почти невесомый текст и потрясающее соло дудука Дживана Гаспаряна в берущих за душу проигрышах, — соло нежного как поцелуй рассвета и аскетичного как вечная мерзлота, — это пожалуй, визитная карточка хорошего фолка, богатого на красивые инструментальные партии. Вот они-то как раз и тянут все, — даже самые простые тексты «Аквариума», — в запредельную высоту.
Господи, я Твой, я ничей другой;
Кроме Тебя, здесь никого нет.
Пусть они берут все, что хотят,
А я хочу к Тебе — туда, где Свет.
Отношения Гребенщикова с Богом — это излюбленная тема любопытных журналистов. В интервью в лучшем случае он изящно шутит. В худшем, — ну глупый вопрос по обыкновению неизменно рождается такой же глупый ответ... Но именно в творчестве этого тонкого психодела у «Аквариума» очень много. В этом тексте всё линейно, красиво и выверено. И поскольку перекладывать то, о чём пишет БГ в текстах — по сути дело неблагодарное... Скажу здесь в качестве условной и очень гибкой рекомендации:
PS ходить с БГ по проволоке между Пустотой и Небесами — это реально очень классное ощущение. Ну это на любителя, понятное дело)) Правда, тот у кого хотя бы раз получилось, — будет так или иначе всё время «подвисать» на этом наркотике. На таких обычно пишут: «Лёгкий психоделик. В малых количествах не опасно».