Михаил Фоменко «Эскадрилья всемирной коммуны: Советская героическая фантастика 1920-х гг.»
Антология представляет собой сборник фантастических рассказов о борьбе мировой революции и борьбе с остатками каитализма и империализма.
В сборник вошли романы, повести и рассказы советских фантастов 1920-х гг. Объединяет их тема борьбы коммунистического интернационала и злобных, жестоких толстосумов, «последнего и решительного» боя мировой Коммуны и мирового Капитала.
В этих произведениях отразились и другие распространенные темы эпохи: фантастические изобретения, завоевание воздуха, вездесущие шпионы и диверсанты, глобальные катастрофы и авантюрные приключения «красных Пинкертонов».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kons, 30 сентября 2016 г.
Все произведения вошедшие в эту небольшую антологию написаны в 20-е годы, а посему несут отпечаток времени, которое их породило. Основная тематика победа всемирного коммунизма с остатками капитализма. Ну и конечно же задействована главная сила того времени — авиация. Зачастую перед нами фантастика ближнего прицела, которая позже, в 30-ые годы, переросла в специфический поджанр «военной фантастики», в которой наши войска стремительно отражали любые агрессорские нападения на СССР.
Типичными произведениями, которые с небольшими вариациями похожи одно на другое, являются «Эскадрилья всемирной коммуны», «Огненные дни» (тут ещё один модный сюжет того времени — «красный пинкертон»), «Гибель Британии», «Стальной замок» Посему о них и говорить не о чем. Сюжет прост до невозможности — они злые, мы освободители и мы им обязательно врежем, чтобы раз и навсегда.
Немного странное произведение Ефима Зозули — некий Главный Город, который завоевал враг-победитель. История о том, как завоеватели, в образе которых довольно легко угадываются капиталисты (чего стоит эпизод с продажей неба над городом под рекламу), пытаются подавить жителей Главного города, прикрывая всё это прекрасными лозунгами. Над прекрасным Главным Городом возникают новый город, который закрывает всё солнце. Конечно же в итоге это приводит к восстанию и революции. Сухой, упрощенный, аллегоричный стиль не позволяет воспринимать произведение всерьёз. Ты вроде читаешь некую нравоучительную историю. Необычен финал, в котором никто не побеждает, а только все погибают. И да, авиация не играет роли в развитии сюжета, а существует где-то как данность — на ней спасались из Верхнего города, при его крушении.
Чуть меньше, но также выделяется произведение Николая Шпанова. Здесь есть угроза СССР и главную роль играет авиация, но видим мы это со стороны врага — польского летчика, описывающего не удавшийся вылет бомбардировщика на Москву. Рассказ получился более психологичным, в чем-то более личным, чем все остальные произведения сборника, которые воспринимаются как хроника боевых действий.
Одним из главных недостатков большинства произведений является полное отсутствие вразумительной концовки. Длительное повествование, развязка сюжета, а на окончание отводится всего 2-3 предложения (произведение Буданцева в 22 страницы — все развернутое полотно битвы завершается в 2 абзаца, произведение Шпанова, конец рассказа вообще разваливается на 2 части — вполне осмысленная и завершенная часть, которая является частью дневника летчика, и ненужный пояснительный довесок, опять же, в 2 абзаца, в котором и не было необходимости, произведение Горелова заканчивается в 2 предложения!, «Гибель Британии» заканчивается в 1 предложение! (пускай и весьма фантастическое — «они в назначенный час мирно отлетели в иной мир» — на планету в другой звездной системе)). То есть складывается впечатление, что сами авторы не знали о чем же дальше можно писать — «мы долго шли к победе и конец». Попробуй напиши, что-нибудь не то, пофантазируй, потом припомнят.
Более завершенным выглядит рассказ «Стальной замок», но тут от самого завершения веет такой кровожадностью (соглашусь в этом с составителем антологии) — «эскадрильи мстителей-освободителей...довершали великое дело». Каково?
Что в итоге — достойная и интересная узкотематическая антология. Читать преимущественно любителям истории жанра.
olpo70, 30 марта 2017 г.
Полностью согласен с предидущим отзывом хочу только добавить от себя немного.
Первое. Сразу читать, не отрываясь и бесперерыва, этот сборник тяжело. Трудно правильно оценить произведения. Они начинают тупо сливаться в одно. Они очень похожи, они об одном и том же и главный элимент фантастики ( авиация и электричество ) у них одно и то же. Поэтому иой совет прочитав один рассказ, отложите. Почитав что-то другое, прочтите следующий. Так вам больше понравиться.
Второе. Я поставил десятку за труд создателей этого сборника. Это тяжелый труд. Найти всё это в библиотеках, архивах, частных коллекциях и букинистах. обработать и подать нам в прекрасном виде, достойно уважения.