Валерий Шевчук «Сиві хмари»
Николай Твардовский умудряется вести странный образ жизни, вместе со своим слугой они постоянно колесят дороги между поместьями местного панства, стараясь угодить и тем и этим, живя за счёт информации, слухов, которую он узнаёт и оперативно доносит всем интересующимся, с которых может поиметь выгоду. При этом каждому своему «клиенту» он преподносит свои услуги как эксклюзивные и дружеские, на деле же одну и ту же новость он предлагает каждому заинтересованному, часто стравливая помещиков между собой. Имея возможность осесть и остепенится, Твардовский продолжает своё «ремесло», а вырученные средства без сожаления пропивает.
Входит в:
— роман «Дім на горі», 1983 г. > цикл «Голос трави»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oreon, 27 июня 2017 г.
Я уверен, что и на такой рассказ обязательно найдётся любитель, только это не я. Мне рассказ показался гаденьким, а наиболее правильным окончанием сюжета, как по мне, было бы оставить главного героя, пана Твардовского, висеть на каком-нибудь суку. Герой мне антипатичен, я сомневаюсь, конечно, что автор питал к нему другие чувства, но так уж получается, что это весьма мало вероятно, чтоб мне понравился рассказ, если меня отталкивают его события и отталкивает его герой.
В отличии от предыдущего рассказа («Відьма»), где тоже фигурирует этот пан в качестве второстепенного персонажа и там у него образ эдакого мистического рассказчика, почти товарища князю Долинскому, человека в состоянии найти и привести ведьму; здесь его образ раскрывается более полно. На самом деле это мерзкая пиявка живущая за счёт стравливания местных, более богатых помещиков, имеющая где-то жену, но живущая лишь ради упиться до состояния риз и уснуть где-то в шинке под столом. При чём в данной истории он осознанно приводит к насилию, крови и грабежу относительно нескольких персонажей, чьим доверием он пользовался и за чьим столом он не раз сидел как друг. Ему наиболее подходит образ шакала Табаки из мультика про Маугли, только у шакала было меньше возможностей гадить. На самом деле проблема, конечно, не исчерпывается лишь одним Твардовским: будь у других персонажей больше человеколюбия, христианства, лишь мимоходом декларируемого на страницах цикла, — и у них было бы на порядок меньше шансов попасть в такую ситуацию. А так они всего лишь попадают в яму, которую копали другому. Но рядом с ними страдают и другие люди.
Ещё одна отвратительная кровавая сцена — устраиваемая местная коррида, где под дикий пьяный угар гибнут и животные и люди, а пан Твардовский валяется где-то под столом пьяный и, по видимому, это и есть наступившее на миг счастье.