Елена Ершова «Град огненный»
На окраине мегаполиса, вдали от ярких огней и сытой жизни бродит горстка беженцев: мусорщики и сантехники, дворники и разнорабочие. Погоди брезгливо морщить нос, подойти ближе, если осмелишься! Чувствуешь запах гари и сладости? Это мы – чудовища из твоих кошмаров. Армия без Королевы. Мы лишились всего: дома, надежды и смысла жизни. По нашему следу идут охотники за головами, над нами ставят опыты, а кто-то до сих пор ведет теневую войну, пытаясь вернуть контроль над идеальным оружием. Кто-то называет нас монстрами, кто-то жертвами. Мы называют себя по-прежнему – васпы. Это – наша история. Смерть не конец, а только начало…
Третья, самая неоднозначная часть трилогии «Выход: дневник монстра» – отчасти нуарного детектива, отчасти философии, отчасти фантастики. Роман построен как дневниковые записи и рассказывает о событиях, которые происходят через три года после романа «Царство медное». В «Выходе» много внимания уделяется рефлексии героя. А так как персонаж сам является убийцей (по крайней мере, в прошлом), то в романе нашли отражение элементы нуара – чёрного романа.
«Град огненный» — планируемое издательское название.
Входит в:
— условный цикл «Легенды Сумеречной эпохи» > цикл «Царство медное»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Г. Л. Олди, 26 июня 2020 г.
Все начиналось, как обычно: создавали идеальных солдат. Скрестили мертвецов и насекомых, получили людей-ос, ужаснулись. Схватились не на жизнь, а на смерть с собственным творением – у доктора Франкенштейна всегда конфликт с любимым монстром! -- победили дорогой ценой, и с этого дня начался гуманизм. Ос выжило немного, глобальной опасности они не представляют, и теперь их пытаются социализировать, ассимилировать, уравнять в правах, позволить жить рядом с законопослушными гражданами. Бывшие солдаты, офицеры, убийцы, насильники, пыточных дел мастера, продукт кастовой системы, верные слуги матки-Королевы – механики, дворники, мойщики, мальчики на побегушках.
Тоже люди все-таки… Или нет?
Благими намерениями выстлана дорога в Улей. Ян Вереск, главный герой романа – оса, гвардеец Королевы, скромный лаборант, одноглазый комок нервов и убийственных инстинктов. Формальный и, похоже, неформальный лидер ос, в мирное время Ян сражается на два фронта. Первый бой – с теми, кто создавал ос и по сей день не оставил надежды приспособить их к новым реалиям войны. Второй, пожалуй, более страшный бой – с самим собой. Человек, мертвец, насекомое – все, что заложено создателями в несчастного Яна Вереска, ужасно больше чем полностью. Хищное насекомое рвется на волю и время от времени получает возможность удовлетворить свои потребности. У осы нет совести, у мертвеца нет сомнений. У живого человека есть и то, и другое
Душа прорастает заново: с болью, с кровью, в муках.
«Град огненный» трагичен, эмоционален, держит в напряжении до самого финала. Композиция сложная, тщательно продуманная. Помимо событий дня сегодняшнего затрагивается прошлое Яна Вереска, давнее и недавнее, история эксперимента и его последствий. Главному герою сочувствуешь, даже понимая, что ряд поступков осы чудовищен. Впрочем, обычные люди не уступают Яну в соревновании за звание главного монстра.
Книга написана ярким, динамичным, чувственным языком. Временами случается неверное словоупотребление, но это бывает редко. Чаще в «оперативке писателя» зависает какой-то образ, становится доминантой – и всплывает чаще, чем следовало бы. Тогда вокруг, к примеру, все становится желтым, поскольку штампы на документах желтые, фото пожелтевшие, энергия желтая и течет «желтая кровь фонарей». Впрочем, это уже профдеформация, редакторский прищур. Книгу это не портит.
Елена Ершова пишет страшно и светло. Как ей это удается, бог весть, но такое сочетание – редкость. После романа «Ихтис», прочитанного ранее, «Град огненный» подтвердил, что мы имеем дело с вполне сложившимся, а главное, самобытным литератором.
P. S. Читая про блокаду Селиверстова, адаптирующую ос к социуму, я вспоминал «Полную переделку» З. Юрьева и «Возвращение со звезд» С. Лема с бетризацией мира будущего. Не думаю, что автор «Града огненного» сознательно вкладывала в текст такие ассоциации. Но форма адаптации агрессивной особи к существованию в мирном обществе – эта тема давно и не без оснований интересует писателей-фантастов.
Hellequin, 12 мая 2020 г.
Краткая рецензия
Это отличная книга, идите читать.
Подробная рецензия
Я, честно, очень не люблю настоящее время. Вот ваще не люблю. 95% авторов почему-то думают, что настоящее время даст +100 к крутости их писанины и используют его как попало, и получается у них, соответственно, такого же качества произведение. А когда им указываешь, что, в общем-то, получилось нечто не очень интересное и такой приём тут не к месту, в ответ начинается: «Фи! *отставив пальчик* вы ничего не понимаете в литературе! И в искусстве тоже! И вообще идите рыло помойте!».
Так вот, эту книгу можно купить в твёрдом переплёте и бить ею таких пейсателей по голове, надеясь, что хоть так в их куцые мозги попадёт немного полезной информации. Потому что здесь настоящее время использовано как надо.
Да простят меня филологи, но язык этой книги я бы охарактеризовал понятием «ламинарный». В самом деле, если сравнить повествование с потоком, то здесь вообще нет зон турбулентности. Каждый абзац тщательно выверен, отточен, все предложения и словосочетания в его рамках аккуратно стыкуются между собой, сплетаясь в единую плавную струю, так что уже ничто не мешает читательскому трансу и не выбивает из колеи — только в таком случае настоящее время начинает работать. Последнее время я стал довольно придирчив к языку художки, так вот, при чтении этой книги я не спотыкался нигде.
Настоящее время располагает к неспешному медитативному повествованию, и именно таким оно здесь и является, а идеальный темпоритм текста не даёт читателю заскучать. Вот есть завязка — умирает друг Яна, главного героя, вроде бы повесился, но Ян сомневается в самоубийственном характере случившегося. Что было бы дальше в боевике или детективе? Сюжет сконцентрировался бы вокруг (само)убийства, началось бы расследование, потом, вероятно, оказалось бы, что друг вовсе не белый и пушистый, что на самом деле всё сложнее и так далее. Здесь, в сущности, происходит то же самое, но пружина закручивается куда медленнее — читателя аккуратно вводят в сеттинг, и так и должно быть, потому что он тут не декорация, а основа и сюжета, и идей. И в центре вовсе не (само)убийство, а психология.
Психологизм давит практически везде. Каждая страница буквально пропитана им, везде аккуратно разбросаны складывающиеся в единую систему маркеры, постепенно раскрывающие героя. Даже когда Ян проникает в квартиру погибшего, психологизм тоже никуда не уходит. Яну вообще повезло, он обладает развитым интеллектом, зато простые солдаты сравнимы с людьми, страдающими лёгкой умственной отсталостью, по крайней мере, именно такое впечатление производит дневник погибшего Пола и поведение других персонажей. Они не понимают общества, в котором оказались, с трудом адаптируются к нему, но всё равно не могут влиться по-настоящему.
С матчастью в этом плане я бы поспорил. Да, автор основывает васпов на обществе ос, у них есть и королева, и преторианцы, и простые солдаты, но в моём понимании солдат должен обладать развитым интеллектом, иначе это будет просто мясо. А мясо эффективно только при мощном, стремительном зерграше, и, в сущности, не годится больше вообще ни для чего. Нельзя выполнять авиационные миссии, будучи мясом. Нельзя воевать, будучи мясом. Группа опытных бойцов, правильно выстроив засаду, уложит целые штабеля таких оловянных солдатиков, и их не спасёт ни скорость реакции, ни живучесть, ни бесстрашие, ни вообще ничего. Это в Средневековье, быть может, такой концепт прокатил бы, но сейчас — увы.
Однако имеем что имеем. В сущности, на саму историю это не влияет — она не о том. В её основе лежит вовсе не тактика зергов, а вопрос обоснованности ксенофобии. Вот есть человек, преобразованный для одной-единственной функции — войны, а вот есть «нормальное» общество и прекрасная барышня, которая общается с человеком примерно так же, как упомянутые в самом начале этой рецензии писатели общаются с критиками. У неё есть для этого серьёзные мотивы, в конце концов, солдат убивал и насиловал. И вообще он больше не человек. Но теперь пытается им быть, и как, получается?
Зависит, как водится, от точки зрения.
Помимо ксенофобии, затрагивается и любимая мною тема экспериментов над людьми. Тезисов тут много, вот один из них: окей, вы сделали супер-пупер-модифицированных солдат, которые слепо выполняют приказы и не задают вопросов, а кто несёт ответственность за их действия? Являются ли эти солдаты палачами или жертвами? Да, они совершали поступки, которые однозначно трактуются как преступления. Но в то же время из них сделали существ, которые должны заниматься этим, существ, подчинённых королеве. Вопрос философский и более чем подходящий для научной фантастики, кроме того, он отлично дополняет тему ксенофобии.
Ответ на него, как подсказывает логика, лежит в том, является ли солдат личностью и способен ли он на самостоятельные поступки. Здесь опять же уместно провести параллель с нацистами, благо что в тексте присутствуют тонкие намёки: любимым аргументом «против» у на Нюрнбергском процессе было утверждение, что солдат Вася Пупкин, то есть, простите, Базил Пупкин просто выполнял команды вышестоящего начальства и вообще моя хата с краю. Любопытно, что во время дебатов Яна с главой движения Contra Wasp до этого попросту не доходит: как и положено любому подобному антагонисту, этот глава даже не пытается взглянуть на ситуацию отстранённо, и придерживается крайне радикальной позиции. Позиция Яна выглядит более правильной, но в то же время, напоминаю, он убийца и садист.
И поди разбери, кто же прав.
Нет, ближе к концу симпатии автора явно расставляют все точки над i: глава местной Амбреллы оказывается концентрированным козлом, а васпы, хоть и убийцы, всё равно хорошие. До битвы бобра с ослом, конечно, книга не опускается, но разграничивает плюс и минус достаточно чётко. Вообще ближе к середине сюжет начинает доминировать над идеями, хотя психологизм довлеет на протяжении всего повествования. Как триллер «Град огненный» прекрасен, как научная фантастика — малость недотянут.
А вот что так и оставило меня в недоумении, так это почему в жанрах не стоит эта самая научная фантастика. Книга ведь проходит даже мой личный, «жёсткий» критерий НФ — в ней есть чётко выраженная идея, и она не просто декларируется, но и раскрывается посредством сюжета, пусть даже и находится в подчинённом положении по отношении к нему. С матчастью тут тоже всё прекрасно: да, васпы невозможны, если начать докапываться до научности, но кого вообще это волнует, если эксперименты над ними выписаны убедительно на все сто процентов? В книге есть даже записи и заметки учёных, которые выглядят более чем естественно. И на всём этом основным жанром стоит безликая, серая, унылая «фантастика» вместо НФ. Почему, автор? ПОЧЕМУ?
ZarubinAl, 5 октября 2021 г.
Елена Ершова... Выход. Он же «Град огненный».
Но редактора в данном случае идут лесом и в пень, изначальное название мне нравится больше.
Выход. Дневник монстра...
Монстры здесь действительно есть. Разные. И выход тоже есть. Но давайте по порядку.
Сюжет начинается с весьма подозрительного самоубийства одного из офицеров ( бывших ). А вот фабула — завязка текста искусно отодвинута назад, почти в середину — фабула этой истории началась с того, что силы зла сдались на капитуляцию. Кроме шуток, зло — кровавое месиво в исполнении глав героев у Елены получалось лютое. А потом оно вышло с поднятыми руками и сдалось. И что дальше? Поставить на колени и зверски убить? Тоже, конечно, вариант, учитывая количество пострадавших. Только...
Во первых — васпы сдались далеко не исчерпав возможности сопротивления. И даже наоборот, возможность опрокинуть весь мир обратно в постапокалипсис у них была. А во вторых — так, забежал вперед. Кто такие васпы?
от английского слова wasp — оса. Искусственно выращенные солдаты, живые убитые, залитые мертвой водой, наполовину осы, наполовину мертвецы. Это если по спецификации. А по жизни...
А что там по жизни — с этим главным героям «выхода» еще предстоит разобраться.
Ян порой думает, что он таки мертвец... Друзья ему — тоже порой — говорят, что он дурак. Друзья у мертвеца? Ага, и ближе к середине еще и девушка любимая добавляется. Только... Эх, это помереть просто, а вот ожить — куда сложнее. Убить душу просто, хотя и больно порой, вырастить обратно — оно сложнее и куда болезненнее. Вспышка, откат, и во тьме — ходят тени, сверкая хищными акульими плавниками. Шаг вперед, порой — два назад. И снова вперед, а держаться почти физически больно. Но можно, и вместе с Яном мы попытаемся пройти этот путь до конца. До конца ? Какого ? А это еще увидеть надо... Но перед этим — наряду с внутренним, тут крепок и внешний сюжет. Выход — он ведь, одновременно, для кого-то и вход. пока кто-то долго и мучительно пытается выбраться — кто-то весело, почти вприпрыжку бежит ему навстречу, во тьму. И добро бы сам, в одно рыло бежал — пытается и героев за собой утащить. За шкирку. А что, экспериментальная модель, универсальный солдат, не знающий сомнения страха и жалости — как такого без управляющей подсистемы оставлять? А что предыдущих пять попыток окончились большим и кровавым пшиком — ну так, оптимизм у некоторых, до времени спрятавшихся за кулисами товарищей большой. Насколько оправданный — в финале видно будет.
Вот только ожившему мертвецу ужас, как не не хочется умирать снова.
А выход там же, где и вход... И враги завсегда сходятся на узкой дорожке...
Вывод кратенький: текст очень атмосферный, и, вместе с тем плотный — берет за шкирку и тащит не останавливаясь, от начала к концу. Жуткий — почетное звание мастера ужасов Елена у нас носит не даром — и вместе с тем оптимистичный. Короче говоря — вещь...
T0rvald, 18 января 2021 г.
«Град огненный» – заключительный роман в трилогии о васпах. Васпы – плод генной инженерии, люди, подвергшиеся вмешательству в ДНК в ходе проведения чудовищного эксперимента по созданию идеальных солдат, лишенных страха, сомнений и совести. После того, как о Дарском эксперименте стало известно общественности, все ульи были разрушены, а Королева уничтожена. Васпов, оставшихся в живых после штурма, признали жертвами этого эксперимента. Для них была разработана программа реабилитации и социализации, чтобы дать шанс вернуться к человеческой жизни и позволить жить и работать среди людей. Не последнюю роль в этом сыграл известный по предыдущим книгам профессор Виктор Торий («Однажды вас обрекли на смерть... теперь я предлагаю жизнь»). Бывшие убийцы и насильники становятся дворниками, мусорщиками, механиками, сантехниками и разнорабочими. Они вынуждены постоянно принимать лекарства, посещать психотерапевта и постоянно находиться под негласным надзором. Однако у этой программы есть и противники, объединившиеся в движение «Си-Вай» во главе с Эштваном Морташем, который не считает васпов ни людьми, ни разумными существами вообще.
Роман представляет собой дневник, который ведет Ян Вереск, бывший преторианец Королевы, ныне ставший лаборантом у Виктора Тория. Помимо происходящего в реальном времени, в нем также описаны события прошлого, подробности Дарского эксперимента и Перехода. Ведение дневников васпами – одно из необходимых условий программы реабилитации. «Если верить докторам, лучший способ привести в порядок мысли – это поделиться ими с кем-то или записать на бумагу». Дневник начинается с записи о смерти Пола – васпы, офицера четвертого Улья. Официальная версия полиции – самоубийство, но Ян не верит, что преторианец мог совершить суицид и начинает собственное расследование. Единственной зацепкой оказывается дневник Пола, найденный в его доме.
Главным же в романе является не процесс расследования, а психология и внутренние переживания героев, не приключения тела, но приключения духа. Здесь с неожиданной стороны раскрываются те, кто ранее были известны как монстры и бездушные убийцы. Невзирая на то, какие ужасные и невероятные по своей жестокости вещи совершали васпы до Перехода, к бывшим убийцам проникаешься искренним сочувствием, наблюдая за сомнениями и душевными терзаниями Яна, Расса, Пола, Буна, стремлением измениться и справиться со своей внутренней тьмой. «Если умирать легко и не страшно, почему же так страшно и больно прорастать жизнью?».
Можно ли считать олицетворением вселенского зла тех, чьими руками были совершены ужасающие по своей жестокости преступления? Тех, кого люди создали своими руками и хотели использовать лишь в качестве оружия? Заслуживают ли васпы шанс на новую жизнь? Являются ли они жертвами обстоятельств или чудовищами, достойными казни или помещения в лаборатории в качестве подопытных крыс? Кто несет ответственность за все случившееся?
Эта история – о сражении с самим собой и со своими внутренними демонами, о взаимоотношениях общества и тех, кого принято считать изгоями. О том, как стать Человеком и как прорастает душа – через боль и страдания. Как люди порой оказываются более жестокими, чем любые монстры. «Поверьте, это больно и тяжело – растить души. Но результат стоит того, чтобы попробовать».
«Град...» – потрясающий роман, глубокий и эмоциональный, наполненный густой и мрачной атмосферой, написанный прекрасным, ярким и живым языком, погружающим без остатка в мир произведения и рисующим в голове читателя красочные образы происходящего. От книги сложно оторваться, все читается на одном дыхании. Ее обязательно захочется перечитать, чтобы еще раз пережить и переосмыслить все события.
В этой книге раскрываются многие детали и даются ответы почти на все вопросы, которые могли возникнуть ранее, при прочтении первых двух частей. Очень впечатлили истории Яна о процессе Перехода. Сцена прощания с Нанной и история Буна, сумевшего победить монстра внутри себя и начать новую жизнь с людьми, пробирают до мурашек и вызывают в душе очень много эмоций.
Также очень интересен дневник Пола, после прочтения которого становится понятно, что васпы, несмотря на всю свою жестокость и бесчувственность в прошлом, абсолютно не приспособлены к жизни в человеческом обществе и могут быть излишне наивны и доверчивы в непривычных для себя ситуациях.
Вообще, все романы трилогии довольно сильно различаются по стилю написания, Дарский эксперимент и проблема васпов рассматриваются в них с трех абсолютно разных точек зрения. «Царство медное» — научная фантастика, постапокалипсис, где главным действующим лицом является ученый Виктор Торий. «Неживая вода» – взгляд на происходящее глазами простых деревенских жителей с присущими им страхами и суевериями, считающих васпов существами потустороннего мира, навью, чертями, нежитью. Сказочная, мистическая и пугающая атмосфера прилагается. «Град огненный» же представляет собой великолепный нуарный детектив и психологический триллер. Несмотря на то, что каждую из книг можно рассматривать в качестве самостоятельного произведения, я настоятельно рекомендую прочитать их все, так как они прекрасно дополняют друг друга и рисуют целостную и законченную картину этого мира.
Подводя итог, хочется от всей души выразить Елене Ершовой огромную благодарность за прекрасную историю.
«И на пепелище однажды всходит росток новой жизни».
ужик, 7 апреля 2021 г.
Самый удачный роман трилогии. Васпы после гибели Королевы ушли жить к людям и пытаются обосноваться в человеческом обществе, работая водителями мусоровозов, курьерами, дворниками, сантехниками, автомеханиками. Пола Берга находят мертвым, следствие считает что это самоубийство. Но лидер васп Ян Вереск сомневается и начинает собственное расследование, пытаясь отыскать мотив и виновного в обществе, где сам не сильно ориентируется.
Роман получился смесью довольно слабого и предсказуемого детектива и философских размышлений о возможности реабилитации, правильности принятых решений, месте «идеальных солдат» в чужом для них обществе. Неоднократно выслушав как васпы устали от войны и крови, к финалу мы приходим к решению привлечь часть васп к службе в спецназе. Вот с одной стороны заставлять такой узкоспециализированный кадр мести улицу — это как забивать гвозди микроскопом. С другой, а что же ассимиляция? Удалась? Что здесь важно — разрешение общества на применение насилия васпами как знак доверия к ним ( а общество-то спросили? Что-то вспомнилось почему Ян ходит пешком и не пользуется общественным транспортом) ? Или же невозможность маньяков, убийц ни дня прожить без крови и насилия? Ну не получаются у автора из васп «нежные фиялки». Ну не знаю, будто поманили конфетой — а потом сказали «ан нету»... Автор так видит, все дела, но что-то не то...
И отдельное «фе» за сцены сексуального характера. Для всей трилогии вообще характерны женские персонажи, которые внезапно запрыгивают на откровенно страшно выглядящего героя и развратничают. Почему? Ну-у-у-у... Не люблю это словосочетание, но ведь относительно женщины спермотоксикоз не напишешь. В общем, бешенство матки. Зачем вот это все здесь, к чему это в сюжете? Да бог весть. Но у автора явно что-то странное твориться с женскими персонажами.
NataBold, 27 августа 2017 г.
Трилогия Елены Ершовой «Царство медное» — своеобразное явление в отечественной фантастике. Три романа, абсолютно разных по жанру, стилистике и проблематике, удивительно гармонично живописуют мир «Сумеречной эпохи» в самых разных его проявлениях и с самых разных точек зрения.
Если в первом томе это трезвый взгляд ученого, привыкшего смотреть на все сквозь призму фактов, во втором – простодушный, почти мифологический взгляд простого деревенского парня, то в заключительной книге серии право голоса отдано самим васпам. Не даром книга называется «Выход. Дневник монстра». Тут и форма, и содержание. Это действительно дневник и подробный анализ выхода из сложившегося кризиса – одновременно. Форма выбрана крайне удачно. Дневник естественно предполагает рефлексию, и сложные философские вопросы, поднятые в романе, выглядят очень органично.
По факту читатель познакомится с двумя дневниками. Это прежде всего дневник самого Яна Вереска, личности незаурядной и легендарной даже среди васп, и это дневник Пола, из-за которого, собственно, и начинается финальная битва. Битва за право васпов называться людьми.
После завершения Дарского кризиса начинается обширная работа по реабилитации жертв чудовищного эксперимента. В Дар возвращается нормальная жизнь, без страха перед набегами нави, и саму навь также пытаются социализировать и вернуть, насколько это возможно, в человеческий облик.
Дневники – одна из многочисленных техник этой реабилитации. Программа, призванная контролировать и сдерживать агрессивные инстинкты васп. Инструмент самоанализа, позволяющий взглянуть на себя со стороны. Дневник Пола особенно интересен в этом плане. Это прямая и бесхитростная хроника событий, из которой очевидными вдруг становятся парадоксальные факты. Смертоносные васпы беззащитны в этом новом для себя мире. Скованные строгими рамками новых правил общежития, они не понимают его принципов. Убийство и запугивание – единственная знакомая им модель социального поведения. А в человеческом обществе моделей взаимодействия гораздо больше. Люди умеют не только убивать, но и лгать, обманом используя других в своих целях. В дневнике Пола прекрасно виден этот немного наивный, почти детский взгляд на мир. И дневник Пола – единственная зацепка, остающаяся у Яна Вереска после того, как Пола находят мертвым.
Жанрово роман ближе к детективу и даже политическому триллеру. В поисках убийц Пола Яну приходится обрабатывать массу информации, докапываться до подноготной собственного ближайшего окружения и ближайшего окружения Пола, выискивать истинные мотивы поступков и принимать судьбоносные решения. Как и в предыдущих романах, тут много сложных конфликтов и столкновений, от противостояния в эфире телевизионного шоу, где Ян становится пешкой в руках опытных политиков, до открытой финальной схватки. Но прежде всего это внутреннее противостояние, результатом которого должен стать решительный душевный перелом, ведущий к полному и окончательному перерождению.
Правительство может признать васпов такими же жертвами жестокого эксперимента, как и прочие люди Дара, но слова на бумаге не станут реальностью, пока васпов не признает само людское сообщество, и что более важно – пока они сами не отстоят свое право находиться среди людей.
Долгий путь к очеловечиванию идет через внутреннюю борьбу: рефлексии, сомнения, непредвзятую оценку людей со всеми их страхами, слабостями, ложью, тщеславием и жестокостью. В последней книге трилогии автор как будто спрашивает, стоит ли борьбы звание человека? Не лучше ли, не честнее остаться хищником?
И дает в финале однозначный ответ.
midea, 4 февраля 2019 г.
Книга интересная, атмосфера в последней книге цикла накаляется, правда, акценты слегка смешаются и к вопросу: «Как остаться человеком?» добавляется вопрос: «Как стать человеком?» Наши извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что с эти всем делать?» тоже присутствуют.
К чести автора надо сказать, что она не сконцентрировала свое внимание только на васпах, и хоть и мимоходом, но напоминает нам о людях. Главный герой удивлялся, что под программу помощи для жителей северных областей попали и они – васпы. Но для меня все логично, так как жертвами эксперимента являются все жители этих земель. Большая территория стала полигонам для эксперимента, а ее жители стали подопытными кроликами: часть из них в детстве были превращены в васп, а другая часть стала объектами, на которых васпы отрабатывали свое мастерство убийц. Несколько поколений выросло в страхе перед неведомой навью и тем, что эта навь однажды придет за тобой или твоими детьми. Трудно сказать чья участь была страшнее. Можно, конечно, долго философствовать о роли простого гражданина в стране и его незавидной участи быть «рабочей пчелой» в ульи под названием «государство», но книга не об этом.
Для меня эта книга о преодолении себя, о возможности вернуться к человеческой жизни даже если всю жизнь, которую ты помнишь, ты был монстром. Автор сглаживает некоторые моменты и сдвигает постепенно центр тяжести с преступлений главного героя и всех васп на их желание изменить свою жизнь. Но так или иначе преступления, совершенные васпами, всегда будут маячить за их спинами.
Сколько их было? Сотни убитых с особой жестокостью и десятки зверски изнасилованных на каждого «взрослого» васпу и немного поменьше на молодняк. Да, это было совершено не по собственной воле. Да, это была воля совершенно других людей. Да, васпы тоже жертвы. Но недаром один из васп поднимает вопрос об искуплении перед этими людьми. Потому что, приобретая возможность жить по собственной воле, васпы приобретают и ответственность за свои поступки.
Понес ли кто-то наказание за бесчеловечный эксперимент? Нет, не понес. Тоже очень логично — автор же нам социальную фантастику написала, а не сказочку для взрослых девочек и мальчиков. Главный злодей Морташ скрылся, и никто его искать не будет, так что продолжение эксперимента возможно в другом месте и с другими людьми. Единственное, есть очень слабая надежда, что люди сделали вывод из этого всего. По крайней мере Виктор и профессор Полич осознают свою ответственность, но и они достаточно амбициозны, напористы и жаждут славы. Поэтому иди знай куда приведут их эксперименты с «живой водой». Будем надеяться, что прививку от самоуверенности и эгоизма они получили и не заиграются в Богов и будут помнить, что не всегда цель оправдывает средства.
Я не психолог и не психиатр и мне трудно судить насколько правдоподобно выглядит перерождение психопата в нормального человека, но пройти этот путь становления новой личности вместе с героем было интересно. Путь был долгий, сложный, извилистый с подъемами и падениями, со срывами. С момента, когда васпы, если перефразировать слова песни:
Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,
К небесам удивленные морды задрав:
Или с неба возмездье на нас пролилось,
Или света конец, и в мозгах перекос,
Только били нас в рост из железных стрекоз.
Кровью вымокли мы под свинцовым дождем,
И смирились, решив: все равно не уйдем!
Животами горячими плавили снег.
Эту бойню затеял не Бог — человек:
Улетающим — влет, убегающим — в бег…
Но — на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не монстры!
Так вот от момента «Мы больше не монстры!» и до момента, когда васпы споют нам: «Наша служба и опасна, и трудна!» пройдет несколько лет, где будет реабилитационный центр, медикаменты, гласный надзор психологов и негласный надзор полиции. И еще у каждого будут сны, в которых «Дух войны» и Королева еще долго не захотят оставлять своих верных солдат.
Финал книги, не знаю, может он в чем-то наивный и пафосный. А с другой стороны, человечность и гуманность победили. Для меня это было основной идея всей трилогии — гуманность к человеку: к большому и маленькому, к хорошему и плохому, к любому.
Даже искупление для васп за все их преступления будет гуманным — нет, это не будет в духе «смыть кровью», это будет добросовестное выполнение своих служебных обязанностей для поддержания правопорядка.
лит-гурман, 4 ноября 2017 г.
НЕМНОГО СПОЙЛЕРОВ, МНОГО ЛИЧНОГО И ЕЩЁ БОЛЬШЕ БУКАФФ:)
«Град огненный»(в девичестве «Выход. Дневник монстра») — это третья и завершающая цикл о васпах книга. Кто такие васпы и с чем их едят (хотя они сами кого хочешь сожрут, хе-хе) подробнее можно узнать из двух первых книг серии — «Царство медное» и «Неживая вода».
Лирическое отступление. Довольно необычно, что для каждой из трёх книг выбран свой, отдельный стиль написания. «Царство медное» — классическая фантастика с элементами хоррора, сказочно-мистическая «Неживая вода» и «Град огненный» — нуарный детектив от первого лица.
Начало мне далось трудновато. Но дело не в самом тексте — тут как раз всё здорово. Впрочем, как и всегда у Ершовой. Дело в моей личной неприязни к Яну. Вот не нравился он мне, не хотелось переживать ему, неинтересны были его мысли. Потому что для меня он монстр и убийца. Живя я в том мире и будь лет на десять младше запросто мог бы оказаться активным сторонником Си-Вай. Поэтому поначалу, пропуская рефлексию героя, следил за другими событиями: что случилось с Полом? Убьёт ли Ян ту шлю...(вымарано) или сдержится? Кстати, о Поле и его дневничке стоит сказать отдельно. Он написан совершенно другим языком. Дополнительно подчеркивающим характер Пола — простоватого, наивного и безобидного, вроде бы, парня. Ты уже почти проникаешься симпатией к нему как — бах! — автор напоминает что и господин офицер в прошлой жизни садист и убийца.
По-настоящему переломным моментом в отношении к васпам стала история Буна. Именно после неё я поверил что васпы искренне хотят и действительно могут измениться. Это словно рассказ бывшего наркомана, который смог преодолеть себя, влиться в общество, обрести маленькое человеческое счастье и вот уже много лет оставаться «чистым». Вообще, чем дальше «в текст», тем сильнее прослеживается аналогия между тягой васп к кровавым расправам и наркозависимостью. Потому-то в обществе и не утихают споры относительно их статуса — люди с поломанными судьбами они или бездушные орудия убийства. Вот и Виктор Торий верил, что первые. Верил настолько, что готов был рискнуть жизнью ради помощи им. И вот здесь меня удивила его жертвенность, покорность, с которой он принимал свою участь. Словно Иисус, готов был терпеть страдания ради спасения своих же мучителей. И привести их к новой жизни. Без него этой истории не было бы, хотя изначально Торий кажется обычным, не лишённым честолюбия, учёным.
Ну и наконец-то здесь, в третьей книге, раскроются все подробности появления васп, их становления и осознания себя личностями. Найдутся ответы на все вопросы, всё встанет на свои места, и история приобретёт стройность и законченность. Читать однозначно!
LOLLOSER, 29 октября 2017 г.
Мой любимый роман трилогии — отличное сочетание фантастики, нуара, психологической драмы и триллера. И именно его не торопятся выпустить на бумаге!
Тематика чем-то напомнила «Заводной апельсин». Но персонажи этого произведения вызывают искреннюю симпатию.