Уилл Макинтош «Фоллер»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования | Клоны и клонирование | Техногенные катастрофы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
День первый: никто ничего не помнит, ни себя, ни друзей, ни семью. Действительность как будто фрагментирована, и Земля состоит из обломка скалы, плавающего в бесконечном небе. В кармане у Фоллера подсказки: фотография его и женщины, которую он не может вспомнить, игрушечный солдат с парашютом и таинственная карта, заляпанная кровью. Обладая лишь этим немногим, Фоллер решается на прыжок. Он встречает другие плавучие острова и удивительно точные копии себя и других людей, и в конце концов узнает, что есть один человек, который ненавидит его и желает мести, только Фоллер не помнит за что.
Посвящение: Моему другу Колину Крозерсу.
Входит в:
— журнал «Lightspeed. Issue 77, October 2016», 2016 г.
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- книги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- С. Степанец (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gamarus, 24 мая 2018 г.
Уилл Макинтош всё-таки «забавный», мягко говоря, чудак. Написал полный бред, сам же признал это, но вместо того, чтобы выкинуть свою идею в корзину, нашёл какого-то лояльного астрофизика, который успокоил его, сказав заветное: «И так сойдёт!». Сделка с совестью заключена, и роман увидел свет.
Мой совет: читайте книгу сидя за столом, потому как вам понадобятся обе руки, что бы хвататься каждые пять минут за голову, от зашкаливающего маразма происходящего.
Попробую вкратце объяснить, хотя без спойлеров это сделать не так и просто.
Представьте, что некая техногенная катастрофа разорвала Землю на части. И теперь участки суши спокойно висят в атмосфере. Причём, речь идёт только о земной коре, что стало с внутренностями планеты, умалчивается. Как так получилось, что атмосферы хватило на все участки суши, тоже не оговаривается, хотя ведь очевидно, что её объём должен значительно увеличиться, чтобы покрыть непомерно «разбухшую» Землю.
Идём дальше. На этих участках, которые могут быть площадью от нескольких квадратных километров до десятка, действует всё та же гравитация, что была на целой Земле. По сюжетной задумке главному герою предстоит путешествовать по этому миру. И для этого он выбирает просто «гениальный» способ. Он делает самодельный парашют, подходит к краю «Земли» и прыгает. Летит так спокойненько пару-тройку суток со скоростью свободного падения, спит, ест, учится пИсать на лету не обмочив штаны, разговаривает время от времени со спутниками, если таковые есть, а как только внизу показывается очередной островок суши, раскрывает парашют и спокойно приземляется. Там он бегает, осматривается, знакомится с новыми людьми, попадает в переделки, и, повинуясь сюжетному квесту, опять прыгает вниз, ища ответы на свои вопросы.
С вопросами тоже не всё гладко, и даже очень. Оказывается Землю не только расфигачило в клочья, но и все население потеряло память. Т.е. очнулись они, ничего не помня, уже на островках суши, с тем, что оставила погибшая цивилизация. И потому все пытаются выжить, а наш герой, найдя в кармане фото себя с какой-то женщиной, хочет её найти. У него даже карта есть на обратной стороне заветной карточки — несколько овалов нарисованных кровью, а внизу крестик. И так он проникся этими овалами и крестиком, что нисколько не сомневался, что «таинственные» каля-маля очень важные.
И пока все население как дауны ходили и собирали консервы, пытались вспомнить как и что называется, убивали детей (должно быть, это очевидно, что как только наступит конец света, и вы потеряете память, надо тут же начинать истреблять стариков и детей, притом варварским способом — собирая их в толпы и сбрасывая с обрыва), наш герой сам ещё не понимая зачем, делает парашют и прыгает с небоскрёбов. И вот так чисто случайно он падает с острова... ну и дальше вы уже знаете.
Если я и дальше буду перечислять всю дурь, что извергнул из себя Уилл Макинтош, то этого хватит ещё на один роман. Да и за потоком полного бреда, уже теряются детали.
От начала до конца, какой бы аспект своего романа ни пытался осветить автор, везде получалась какая-то чепуха. Я не поверил своим глазам, когда прочитал, что Макинтош профессор психологии. Ну ладно он совершенно неуважительно обошёлся со всем, что касается законов физики. Но извините, потерю памяти и поведение людей в условиях постапокалипсиса он со своим образованием мог бы смоделировать и чуть убедительней. А так, его описание поведения людей больше похоже на фантазии школьника на заданную тему.
Люди не умеют ни писать, ни читать, не помнят как называются самые банальные вещи. Но зато употребляют слова «многофункциональный», «технологичный» и т.п. Автор включает амнезию для персонажей только там, где удобно сюжету или там, где не требуется особый писательский талант, чтобы обыграть эту ситуацию и налить очередной воды.
Не убедителен Макинтош и в теме с клонами... Как я вам ещё не сказал? Ну так вот, в разных мирах герои будут встречать своих клонов. Интриги не ждите, с самого начала будет понятно, откуда они взялись. Клоны это один из ключевых элементов сюжета, но и здесь автор выдаёт сущую ерунду. Вот хотя бы взять желание или согласие человека на абсолютное дублирование своей личности. В книге персонажи идут на это если не охотно, то, в общем-то, без особых проблем. И их не заботит, что через час их индивидуальность и уникальность для этого мира исчезнет. Не верю!
Есть ещё одна вещь, которая усугубляет всё вышеперечисленное. Язык у автора такой же корявый, как и его идеи. Вероятно, чувствуя, что подвести под свой выдуманный мир и идею хоть сколько-то серьёзную основу у него не получается, Макинтош начинает злоупотреблять диалогами. Но и здесь тихий ужас. Люди общаются как запрограммированные куклы, нет ни естественности, ни жизни во всех этих диалогах. Да и смысловой нагрузки они не несут, только лишь увеличивают объём романа. В экшен-сценах, а их, хоть и бестолковых, тоже будет немало, часто трудно понять, что происходит. Нет, здесь не пахнет не только писательским талантом, но даже, сколько-нибудь ремесленным навыком. Правда, спешу вас обрадовать, там, где вы не очень понимаете, что хотел выразить автор, можете смело пропускать это и не вникать. Как оказалось, на восприятие сюжета это вообще не влияет. Разве что дополнительно раздражает.
Вы, конечно, можете возразить, что, мол, действие происходит в мире, где люди потеряли память и пережили гибель мира и косноязычность и некоторая нелепость поступков оправдана. Но я вас огорчу. Ровно половина повествования происходит до апокалипсиса. История как двое учёных привели мир к гибели, к сожалению, тоже вызывает глубокий вздох. А сценарий развития третьей мировой войны, это вообще феерия тупняка.
Но и, наверное, последняя капля — это перевод. Я, конечно, не читал оригинала, но некоторые фразы и даже целые куски текста явно переведены с помощью промта или подверглись минимальной обработке. Хотя стоит ли винить переводчика в подобном подходе, ведь переводить подобную муть, то ещё испытание.
osipdark, 30 апреля 2018 г.
Из рук вон плохо.
«Фоллер» Уилла Макинтоша, без всяких обиняков в сторону давеча незнакомого автора, максимально плохая и неумелая вещь. Безынтересная, скучная и непомерно затянутая. Но постараюсь высказать свое негодование, мягко говоря, по порядку.
Целую неделю я провел в интеллектуальном голоде — без книг. По определенным обстоятельствам. Даже дописал в своем своеобразном «изгнании» на обрывках блокнота главу для собственного творческого «произведения». А вернувшись сразу упал одновременно и в болото столь желанной сетевой прокрастинации, по которой тоже соскучился за несколько дней, и в неотложные дела. Но голод-то остался! И нагулявшись да напившись, я обрадовался, увидев у себя в руках книгу «Фоллер». Данный роман я давненько приметил в обозреваемых англоязычных новинках фантлаба. Необычная аннотация, доводящая вроде бы как историю с недурным потенциалом интересности и оригинальности. Даже не думал, что увижу ее на русском! И тут, на тебе, перевод в таком прекрасном издании, в такой хорошей серии и со столь привлекательной обложкой. Да-да, я порой забываю про правило «не суди по обложке» + «по аннотации». И при каждом подобном забытьи получаю по сусалам. Как и в этот раз.
С авторского же предисловия Макинтош погружает нас в чудную историю сего опуса. Мол, его первая литературная идея, долго им вынашиваемая и взращиваемая. Столько времени не мог ее вывести в свет, и вот, с помощью всяких-разных знакомых писателей и ученых, доведя ее до ума, таки издал эту книжку. Оно, конечно, понятно, почему для Уилла «Фоллер» столь важен не как просто идея и первый литературный эксперимент, заключенный навеки в столе. Первый опыт, как мы все знаем, самый важный, волнительный и незабываемый. Вот и решил Макинтош его увековечить. А, наверное, лучше б было оставить его в закромах того самого стола для писанины автора. Счастье любит тишину, ибо.
Итак, собственно, о «Фоллере«! Чересчур графомански растянутый текст с наличием полностью блеклых, не цепляющих и не вызывающих интереса/сочувствия/т.д. героев, которые по сути просто персонажи-функции. Я их имена уже успел забыть. К слову, «уже» в данном случае — через пять минут после прочтения книги. Искусственно растянутый всяко-разной водой сюжет для коротенькой повести не соизволит даже предоставить нам интригу. Может, она бы была, если Макинтош додумался на заигрываться с параллельным повествованием, сделав отрывистые флэшбеки и разбросав их равномерно по основной линии романа. Постоянные перевороты нарратива в прошлое с самой первой главы просто убивают всякую интригу при дальнейшем чтении. Может, конечно, это я просто стал чрезмерно опытным для таких вещей, насмотревшись уже всех возможных фильмов с неожиданными финалами и начитавшись соответствующих же книжек, а также не забыв курс логики из института. Да, такое возможно, но по мне так тут кичиться и чванствовать резона нет. Ибо «Фоллер» — недоработанная, однообразная, не впечатляющая, нудная и ненужная история с серыми персонажами. Даже засчет мира не получилось у Макинтоша выехать — мультсериал, который, если я не ошибаюсь, назывался «Охотники на драконов» гораздо интереснее, динамичнее, драматичнее и даже логичнее и поумнее будет. Ведь как смешно читать про российские беспилотники, бомбящие Соединенные Штаты, и наши же танки там, разносящие «этих пиндосов» в пух и прах. Что за аляповатый новый «Красный шторм»? А уж о физической подоплеке происходящего помалкиваю. Я захудалый гуманитарий, но чувствую тут ненаучность и непроработанность.
Итог таков — пропускайте «Фоллер» Макинтоша. Даже не раздумывайте. Серая и графоманская, утомляющая скукотища. Ни оригинальности, ни неожиданности в сюжете, ни динамики, ни персонажей, с которыми себя можно интерпретировать, сопереживать или хотя бы за которыми было возможно с интересом наблюдать. По всем статьям писатель пролетел, так еще и собственноручно, в самом начале романа, убил всякую интригу. Читать смысла не имеет никакого, даже на полнейшем безрыбье. В мире столько всего более прекрасного, особенно хороших книг и женщин, что на этой безвкусице не надо останавливаться.
Nikquest, 29 июля 2018 г.
Какая-то грандиозно тупая, полная ужаснейших штампов и нелепая в самой своей концепции книга, обладающая очень интригующей завязкой, но уничтожающая ее просто в ноль первой же попыткой развить действие дальше пары глав. Вкратце, в чем суть этой дичи. Какой-то взрыв расколол Землю на части, и теперь они парят в пространстве друг над другом. Главный герой приходит в себя с полной амнезией и, будучи с какого-то бодуна уверенным, что мир не единственный, прыгает с края своего мира. Летит-летит-летит много-много часов и приземляется на другой кусок расколовшейся планеты. Там находит интуитивно знакомых людей-клонов, тоже потерявших память, и уговаривает их на прыжок веры. И вот они уже сигают козликами в бездонные пропасти как на работу, летают от одного куска планеты к другому, абсолютно непонятно зачем, проводя в полетах сутки, если не больше. Параллельно этому абсолютно неувлекательному действу идет история-флэшбек о том, как этот мир вообще оказался расколотым. И я не знаю, какого хрена автор так яро напускает туману, когда с самой же первой главы этой части становится понятно, что гг, сейчас ухающий в километровые провалы, окажется причастным к данной катастрофе. Короче, бредятина полнейшая, еще и бездарно написанная, а на перечисление одних только неудобных вопросов автору может уйти не одна страница. Куда делось ядро Земли после взрыва? Как и за счет чего «острова» висят в атмосфере? Как герой ни разу не промазал и вообще не разбился со своим самодельным парашютиком из говна, ниток и туалетной бумаги? Как остались существовать флора и фауна? Как держатся водоемы на «островах», почему вода не спадает вниз, ведь там уклоны же явные? Как гг в полетах умудрялся спать, справлять нужды, разговаривать с другими людьми? В общем, полнейший трындец, бездарно вообще все: и идеи, и реализация, и стиль, и многочисленные диалоги, и выбранная тематика…
Adamzagirbekov, 17 августа 2018 г.
Признаюсь, удивился, увидев низкую оценку и негативные комментарии. Все таки лучше вначале прочитать книгу, а уж затем смотреть отзывы.
Потому как лично мне книга понравилась. Да, в ней много псевдонаучного, но я не мог оторваться всю ночь от чтения. В корне несогласен с предыдущими комментаторами, что персонажи картонны. Я видел их в своём воображении, как живых.
В тонне бестолкового фэнтези, выходящего в последнее время, и не менее бестолковых, повторяющих друг друга космоопер- «Фоллер» очень стоящая вещица
Рада Северова, 25 марта 2019 г.
Это не шедевр литературы, со своими недостатками, выкрутасами фантазии и не реалистичностью. Это читабельная книга для тех, кто не зацикливается на оговорках и мелочах, кто читает ради удовольствия.
Не в обиду другим рецензиям с различных сайтов, я нашла у них ошибки. Видимо, они сразу сочли книгу негодной и не удосужились внимательно прочитать.
Да, как уже сказано, в ней много косяков, она на любителя, типа меня, кому скучно доже начинать читать классику. Но она прикольная, захватывающая и интересная.