Стейс Крамер «Мы с истекшим сроком годности»
Джине 17 лет, и у нее все прекрасно — любящая семья, младшая сестренка, симпатичный парень, школу она заканчивает как одна из лучших учениц и готовится поступить в престижный Йельский университет. Но на выпускном случается трагедия, которая перевернет ее жизнь, и подарит шанс начать все заново...
Авария, инвалидное кресло, реабилитационный центр. Кажется, что черная полоса никогда не закончится, но, возможно, именно все эти события позволили Джине найти себя, верных друзей и истинную любовь?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paul Atreides, 20 февраля 2020 г.
Неожиданно, лучший роман Крамер (в миру Анастасия Холова). Во многом благодаря тому, что его можно читать и стараться сдерживаться от нервного смеха.
Сюжет непримечательный. Главная героиня — Джина — выпускница школы, умница, красавица, отличница, спортсменка и т.д. У неё богатые родители, подруга, самый красивый парень школы. Короче, Мэри Сью в кубе. Но однажды гг с пьяну решила устроить GTA с полицейскими на дороге. Результат закономерен: паралич нижних конечностей и прочие мелкие проблемы. И всё в жизни Джины рушится прахом — подруга покидает её, предки смотрят на побитую собаку, а сама она вынуждена проводить дни в своей комнате, постоянно устраивая истерики и ссоры с родителями. Однажды у последних кончается терпение и они, обманом, отправляют героиню в реабилитационный центр. Там героиня спустя n-дней постоянных ссор и перебранок наконец знакомится с группой людей и одной сварливой бабушкой. Однажды сварливая бабушка (не без совета гг) решается на последнее в её жизни путешествие — используя разбросанные по всему миру подсказки покойного мужа, она решает добраться до «последнего сюрприза» мужа, рискуя при этом умереть. И тащит гг с собой. А та тащит с собой всех своих друзей. И понеслась...
В отличие от 50 ДДМС, где на каждую 10 страницу приходится откровенный треш с ВОТ ЭТО ПОВОРОТОМ, здесь повествование мерное и спокойное. Удивило, что Настя решила немного покурить медицинский материал про паралич, отчего не знакомому с подобной темой обывателю объяснения состояния героини кажутся реалистичными. Так оно или нет — спросите у врачей. Плюс ко всему героиня неплохо штудировала википедию на тему стран, городов и поселении, где оказались герои в ходе своего путешествия. Это хорошо. Описания мест поверхностные, но было видно, что Настя старалась сделать свой текст хоть немного похожим на художественную литературу (а не пост 14-ти летней девочки в ВК, как в ДДМС). Тоже самое касается и переживании и чувств главной героини.
Вот тут я остановлюсь по подробнее. Видите ли — проблема в том, что тема инвалидности — очень скользкая и опасная. Напишешь что то не то, и тебя предадут литературной анафеме. Тем более, что подобный текст будет рассчитан на тех, кто через это прошёл, чтобы они в полной мере смогли оценить весь ужас и драму главной героини (хотя она и так понятна). Но вот в чём дело — Настя не инвалид (и Слава Богу). Она не проходила через всё это (тьфу-тьфу), не знает, какого быть по-настоящему прикованным к креслу. Откуда она может знать, что по-настоящему чувствует парализованный человек? Через какие душевные муки ему приходилось пройти, чтобы немного реабилитировать себя (если они вообще смиряются со своим положением — бывают и самоубийства)? Ответ: ни от куда и никак. Посему я с одной стороны сочувствую горю молодой Джины, а с другой чувствую себя дураком: а стоит ли вообще сопереживать вот именно по этому поводу? У меня бы возникли те же самые ощущения, если бы Евгений Понасенков решился написать роман от лица солдата, воевавшего в Афганистане.
Но с другой стороны, у романа есть посыл. Да, ты инвалид, да, твоя жизнь круто изменилась и не в лучшую сторону; но это не повод опускать руки, жизнь продолжается и есть столько всего неизведанного и удивительного, которое надо увидеть. Ты должен постоянно двигаться вперёд и преодолевать препятствия, на своём пути. Вести бес башенную жизнь, и делать всё, что тебе захочется (эх, видимо Настя не читала Маркиза Де Сада, иначе б отнеслась к последнему посылу с максимальной осторожностью). И тд. Посыл хороший, но я не буду предаваться нудным рассуждениям на тему правдивости этой мысли (знаете, вспоминается мем с ботаником, который спрашивает у людей на форуме, как познакомиться с девушкой; а качок ему спокойно отвечает «Ничего сложного, взял и познакомился без задней мысли! Просто будь собой!»). Просто скажу, что так как Настя написала о том, о чём сама не знала, я не могу в полной мере принять этот посыл. Но за его наличие большое спасибо. В 50 ДДМС и этого нет.
Если касаться всего остального, то выйдет очень блеклая картина. Повествование до жути наивное, приправленное гиперлизированной романтикой (гг влюбится в лечащего врача) и любовными интригами (понятное дело, Настя посмотрела не мало сериалов на Россия 1). Всё у неё просто, легко; окружающие люди добрые, счастливые, все стремятся помочь и т.д. Персонажи романа (за исключением гг) какие-то картонные, неинтересные, и нужны лишний раз для того, чтобы говорить читателю: «Инвалидность — не приговор!». Несмотря на их бекстори, меня не покидает ощущение, что они просто выполняют функцию автора. Да после прочтения они вообще забываются! В конце вообще становится весело. Как вам наличие... привидении?!!! Да-да, они тут есть! Вспоминаются дешёвые мыльные фильмы, где гг в слезах встречает призрака мужа, который говорит ей, что на том свете хорошо. Примерно то же самое и тут. Нет, это просто нелепо; но для лёгкого романа для юношеской аудитории или бабушек может сойдёт.
Ну и конечно, куда без ошибок. Настя не проходила никаких лит.курсов, отчего количество неуместных речевых оборотов сведёт с ума любого филолога. Самое яркое, что мне запомнилось — это покрасневший негр. Ну и предложения некоторые построены так, что непонятно, какой персонаж говорит или что он делает. Так я однажды чуть не поперхнулся, узнав, что сиделка Феликс — это ОН (оказывается речь шла про врача, которого не было в предыдущем предложении)! К счастью, пришлось мысленно поправить автора.
В итоге я ставлю этому роману 5 из 10. За какой-никакой посыл, за попытки написать действительно художественное, ровное и спокойное произведение с яркими описаниями. Если Настя и дальше будет так двигаться вперёд, то может я даже начну её по-настоящему хвалить.