Татьяна Живова «Метро 2033: Пасынки Третьего Рима»
Когда один твой близкий человек покидает этот мир, а другой тебя и знать не желает, впору решить, что хуже, чем теперь, вряд ли будет. Однако судьба, словно желая добить, подкидывает новые испытания. Внезапный плен, рабство, арена, клетки с чудовищами... Полные брезгливости и неприязни взгляды, направленные со всех сторон... А тебе — всего пятнадцать лет, ты – затерянный в чужом и враждебном тебе Большом Метро «экзотический» раб-мутант из племени скавенов. И сейчас твоя важнейшая задача — не только самому вырваться из неволи, но и вытащить оттуда единственного среди «чистых» людей друга. Что ты предпримешь, Марк, сын Хмары из Алтуфьева? Ведь здесь ты – всего лишь раб-смертник, и времени у тебя – всё меньше, а возможностей – вообще никаких. Но… Ave, Третий Рим, обречённые на смерть приветствуют тебя!
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: На поверхности Москвы»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 408
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3024 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Miromarh, 10 января 2020 г.
Всем доброго времени суток. Да, знаю, что отзыв вышел с боооольшим опозданием, но всё же я наконец дочитал вторую книгу Татьяны Живовой и спешу поделиться с вами той тонной эмоций, что оставила после себя история. Кстати, я бы дал ей иное название – фразу, взятую из одной из моих любимых песен Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе», которой Кожан в «Джульетте без имени» назвал Востока и Крысю – Книжные дети.
В первую очередь «Пасынки третьего Рима» преподносят нам историю о настоящей дружбе, которую даже в нашей обычной, спокойной жизни не так часто встретишь. О такой дружбе, когда ради друга ты готов пойти на всё, рискнуть всем, что имеешь, даже, возможно, отдать жизнь. Часто вы такое встречаете? Вот так-то. А в условиях, когда чтобы выжить, многие плюют не только на друзей, но и вообще на всё человеческое, становятся чудовищами, скрытыми за человеческой личиной. И вот в этом, казалось бы, чужом для таких понятий, как дружба, мире, встречаются два человека, два мальчика. Они, на первый взгляд, совершенно непохожи друг на друга: мутант, прошедший за свою недолгую жизнь суровую школу выживания, не раз поднимавшийся Наверх, с детства знавшего, что «чистые» — враги; и «чистый» человек, никогда не видевший неба, с рождения будучи рабом и не знающий, что такое свобода. Они сразу восприняли друг друга «в штыки», но не потому, что были непохожи внешне (хотя и это, надо думать, сыграло какую-никакую роль), а просто потому, что оба привыкли не доверять никому, кто их окружал. Но всё-таки они сошлись, смогли понять переживания друг друга, рискнули открыть свои сердца, и постепенно между ними и возникла та самая дружба, когда, стремясь помочь другу, совершенно не думаешь о себе.
Да, это, как мне кажется, как раз тот идеал человеческих взаимоотношений, к которому мы должны стремиться. И когда-нибудь, мы встретим такого человека (а кто-то, возможно, уже встретил), которого не кривя душой, сможем назвать настоящим другом. Как там у всё того же Высоцкого поётся:
«Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.»
Раз уж мы заговорили про дружбу, то нельзя не вспомнить и гладиаторов из Атриума. Ведь они сразу же приняли в свой круг двух совершенно незнакомых ребят, один из которых, до кучи, оказался мутантом. Гай, Кевлар, Шаолинь, Бур, Людоед, Дим-Саныч не только приняли чужаков, но и не раз пытались заслонить их от опасностей. Да, не всегда это получалось, но даже в самые тяжёлые моменты для ребят, их старшие товарищи (а именно так я их смело могу называть) оказывались рядом и протягивали руку помощи, даже когда это могло серьезно навредить им самим, всегда находили нужные слова, знали, когда их лучше оставить одних. Это ли не настоящая дружба?
Теперь хотелось бы немного отвлечься от главной темы, цели, идеи... — называйте, как хотите. И рассказать о других вещах, связанных с книгой.
Первое, и как всегда самое главное – язык, которым написана книга, и живость героев, за которых хочется переживать.
Я уже писал в отзыве на «Джульетту...», что живость персонажей напрямую зависит от языка писателя. У Татьяны этот язык максимально приближен к разговорному, поэтому герои и не получаются картонными. Они общаются, как обычные люди, как мы, буквально оживают на наших глазах, из-за этого за персонажей хочется переживать, за ними интересно следить. Так же, продолжая тему героев, отмечу, что среди персонажей Татьяны Живовой нет шаблонных героев. Каждый из них индивидуален, имеет свой характер, отличительные черты, даже свой собственный юмор. А второстепенные персонажи вроде тех же гладиаторов, сталкеров или охотников из Алтуфьево не сливаются в один большой серый ком, а каждый имеет свою собственную небольшую историю в этой книге.
Раз уж мы заговорили об историях, то хотелось бы отметить, что большое внимание в «Пасынках...» уделено животным: кот Кузьмич и его предки-мышеловы, вокруг которых разворачивается настоящая драма, крыса Шушара, пёс Крокодил, даже хряк Борис. Каждый зверь в книге является полноценны героем, имеет свою историю, характер. Из этого можно сделать вывод, что автор и сама очень любит животных, раз уделила им столько внимания.
«Пасынки третьего Рима» — первая книга, у которой мне действительно понравилась обложка. Как утверждают многие люди, и я с ними, в прочем, полностью согласен: встречают книгу по обложке. Конечно, судить о содержании по обложке глупо, но на подсознательном уровне ты понимаешь, что раз обложка красивая, то и книга не разочарует. В случае с «Пасынками...» эта самая обложка выполнена максимально качественно, и придраться здесь абсолютно не к чему.
Ну что ж, на этой ноте я бы хотел завершить свой отзыв на одну из лучших книг ВМ2033 (да, я почти про каждую книгу в последнее время так говорю). Татьяне хотелось бы сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО за те невероятные эмоции, которые я испытывал при прочтении. В процессе чтения я иногда сравнивал «Пасынков...» с недавно вышедшим фильмом «Мстители: Война бесконечности» (да-да, я тоже иногда люблю супергеройские фильмы глянуть, тем более тут десятилетие студии, как-никак). Почему я сравниваю эти, казалось бы, совсем разные произведения? Да потому что, как и при просмотре фильма, когда читаешь эту книгу, несмотря на всю серьезность происходящего, ты не можешь удержаться, чтобы не прыснуть от очередной умелой шутки. При этом ты понимаешь, что смеяться вообще нельзя, а тем более на таком моменте, но ничего поделать с собой не можешь. Это непередаваемое чувство, поверьте мне. Татьяне же хочется пожелать творческих и жизненных успехов, здоровья, счастья и прочих хороших вещей. Я очень жду выхода заключительной книги из трилогии «На поверхности Москвы» «Сердце Морры», поэтому хотелось бы попросить, если такое конечно возможно, писать книгу чууууть-чуть поскорее и выкладывать отрывки чууууть-чуть чаще, а то кроме пролога, (который, кстати, получился весьма интригующим. Главным героем будет Существо?) мне больше так ничего и не удалось прочитать из этого романа. Итак, книга – просто замечательная, всем рекомендую. В конце концов в ВМ должны быть не только страшилки вроде книг Туллио Аволедо и Рината Таштабанова, но и романтические сказки. Не так ли?
Dobkachleo, 11 октября 2017 г.
«Братья наши серые»
Рецензия на «Метро 2033: Пасынки Третьего Рима» Татьяны Живовой
Давным-давно мой одноклассник вычитал в учебнике по обществознанию необычное утверждение: «Дружба — глубоко интимное чувство». Произнёс он фразу таким тоном, что можно было сразу понять, что он там подумал об авторе и что представил, исходя из этой формулы. Но если отбросить все предубеждения и прочие глупости, если задуматься, всё-таки приходишь к подобной мысли.
Дружба — яркое проявление верности и привязанности к другому человеку, действительно близкое к любви, а главное — касающееся непосредственно друзей. О дружбе написано, снято и спето столько всего, что привнести нечто новое практически невозможно. Да и все всё понимают. Так же с любовью, семьёй, верностью Родине и многими другими вечными ценностями. Читателя, зрителя или слушателя всем этим «джентльменским набором» давно не удивишь, зато его можно заставить искренне сопереживать каждому событию, разворачивающемуся в художественном произведении с персонажами, которые ещё недавно не были вообще знакомы ему.
Вы, наверное, можете предположить, что я сейчас скажу, что Татьяна внезапно сделала невозможное и описала дружбу как-то иначе, лучше и проникновеннее. Что ж, проникновенность мы ещё разберём, но вот сама по себе тема, вобрав в себя ещё и отголоски ксенофобии и предрассудков, раскрыта вполне себе классически. Попали два чужих друг другу пацана в переплёт, нашли способ вытащить друг друга оттуда, отчасти получилось, отчасти их приключения пошли дальше, пока не доросли до братания.
Как всегда, дьявол в мелочах. Музыка строится из семи нот, русские тексты — из 33 букв, иногда с привлечением дополнительных знаков, история вечной дружбы — из знакомства в экстремальных условиях и спасения шкуры то одного, то другого. Но почему-то у одних мелодия течёт словно кристально чистая речка, текст читается взахлёб, а знакомая, в целом, история о дружбе западает в душу, в то время как у других всё наоборот. У Татьяны как раз первый случай. Читаешь — и вдруг понимаешь, что дорожишь дружбой, или, точнее, другом, Марка также, как собственными друзьями. Не хочется, чтобы они потеряли друг друга, желаешь, чтобы у них всё сложилось благополучно. Читаешь — и понимаешь, что дружба драгоценна и делает людей людьми. Даже если в одном из них частично крысиная кровь.
Как ни трудно догадаться, главные участники истории о дружбы, Марк О’Хмара (скавен с Алтуфьево) и Костя («чистый» из Черкизона) выписаны достойно. За их приключениями приятно наблюдать, а их взаимодействие описано живо, ярко, приятно. Но не пацанами едиными… Пожалуй, даже более классный персонаж в «Пасынках Третьего Рима» — это Мартиша. Если в «Джульетте без имени» Существо была внезапным камео с какого-то боку-припёку, то в этой книге Татьяна с любовью и весельем расписала своё альтер-эго. Все эти словечки, описание внешности, отношение к вещам (выделю чудесный монолог о забытых, отвергнутых игрушках и детских книжках) с её стороны и отношение к ней со стороны других (Санджита, Кожана, того же Марка) делают её образ цельным, многогранным и глубоким. А ведь «Сердце морры» вообще её в главные героини должно возвести!
Ещё хочется отметить Атриум. Тут любопытно: в тексте много раз упоминается Черкизон, даже Костя оттуда родом, но кажется, что Атриум — это такая замена Новому Вавилону, чтобы не сталкиваться с «владениями» Андрея Ерпылёва, а также чтобы добавить пару своих деталей, вроде связи с Ганзой. Другое дело Горбушка! Это уже вотчина Татьяны Живовой, и её она продолжает расписывать, добавляя неожиданных подробностей, отлично дополняющих образ мутантской ярмарки.
Порадовали отсылки к многим книгам серии, в частности, к относительно недавней «Гонке по кругу». И всё это чудесно приправлено тщательным следованием хронологии, что прибавляет целостности столь популярной для авторов Москве 2033 года. Что же касается вполне закономерной связи с «Джу…», она тут есть, конечно, но «Пасынки Третьего Рима» спокойно можно было бы читать без неё. Вот только это пресловутое «бы»! Без знания того, кто такие скавены и что с ними не так, кое-что может оказаться непонятным, а тогда впечатление смажется. Так что «Пасынки…» получились хорошим приквелом, с самостоятельным сюжетом, но не с совсем самостоятельным сеттингом. Посмотрим, будут ли сведены воедино две сюжетные линии из этих двух книг с линией Мартиши в «Сердце морры». Надеюсь, у Татьяны всё получится. Она уже написала яркий, захватывающий, подходящий основной аудитории роман, и теперь будем ждать, насколько здорово она завершит трилогию.