Евгений Немец «Медный гусь»
Первая четверть XVIII века. В Тобольск приходит царский указ: отправить в Бслогорскую волость отряд с целью отыскать вогульского идола, известного как Медный гусь. В конце весны экспедиция отправляется в путь, и почти сразу с участниками ее начинают происходить странные и загадочные случаи. Вскоре русские узнают, что по их следу идет ватага разбойников, а времени на то, чтобы дать им отпор, у тобольчан нет. Однако, с трудом добравшись до Белогорского капища, русские обнаруживают его пустым — вогулы ушли и забрали святыни с собой... <br><br>Для лиц старше 12 лет.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
i_am_sansanich, 23 июня 2019 г.
Книга вышла в серии «Исторические приключения». Внутри же оказалась больше фантастика или фэнтези (кому как больше нравится) в историческом антураже.
Начинается повествование не шибко живо, линейно и абсолютно безэмоционально. Путешествие стрельцов описывается ровно так, как его преподнёс бы путешественник, а не литератор – сухо. Ни каких мыслей, тёрок на привалах у костра, ни каких эмоций у выживших после первых потерь... Зато, спустя приблизительно треть книги, автора как подменили – маховик повествования набирает обороты и не сбрасывает их до самого финала. Мужики начинают мыслить (по мере возможностей), общаться, и даже шутить. Юмора не так уж много (в меру для такого жанра), но он настолько житейский, что почти все шутки вызывали у меня улыбку. Гибель товарищей уже не проходит как потеря статистов – люди винят: кто себя, кто соседа, думают о том, что было бы если…?
Особо удались автору описания природы. Они не очень объёмные (для меня это плюс), зато всегда Образные и разные. Картинки в сознании рисуются цветные и контрастные, реалистичные.
Интересно было узнать некоторые факты из жизни коренных жителей Югры. Многие ли, например, знают, что вогулы скальпировали побеждённых врагов и зачем это делали?
Главные идеи о противостоянии миров, религий, о навязывании своих благ другим просматривается практически сразу. В этом книга очень напоминает «Зверобоя». Персонажи, порой, тоже кажутся списанными у Купера. Но славянский мотив, в свою очередь, делает их более близкими нам и заставляет закрывать глаза на возможную схожесть.
Идею навязывания своих ценностей другим автор разгоняет плавно. Начиная с полной уверенности путешественников в своей правоте, в истинности своей веры и в то, что она нужна абсолютно ВСЕМ вокруг. Затем подсаживает им червя сомнения – а работает ли это на чужой земле и на кой государю тот Медный гусь, что шлёт людей на погибель. А вот финал стал для меня ударом ниже пояса. И дело далеко не в моих политических или религиозных взглядах. Дело лишь в том, что приплести будёновцев (да именно тех со звёздами и под красными флагами), как главных служителей дьявола, мягко говоря, не уместно. Шаману стоило более внимательно заглянуть в будущее или прошлое самой церкви, или показать пресвитеру как Пётр Алексеевич лично бошки стрельцам рубил (наверное гуся не принесли), тогда бы будёновцы показались ему пионерами на линейке.