Анна Старобинец «Переходный возраст»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
История разворачивается в совершенно обычной семье. Мать-одиночка воспитывает своих детей, сына и дочь. Но по каким-то непонятным причинам с сыном Максимом начинают происходить странные вещи. Мальчик сторонится всех своих родных и друзей, предпочитая проводить время в одиночестве, стремительно набирает вес, а все недоеденное прячет под подушкой и матрасом. Особенно любит Максим сладкое, причем готов потреблять конфеты, мед и сахар в неограниченных количествах.
Входит в:
— сборник «Переходный возраст», 2005 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Нокт / Premios Nocte, 2013 // Зарубежный рассказ (повесть) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2013 // Зарубежный рассказ (Россия; повесть) |
- /языки:
- русский (5), английский (1), испанский (1), французский (2), итальянский (2), болгарский (1)
- /тип:
- книги (10), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- М. А. Курлетто (3), С. Бранц (1), Р. М. Гарсия (1), Р. Паш (2), Х. Эплин (1)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlexRims, 5 декабря 2023 г.
Очень интересная и затягивающая книга, настолько точно, ёмко и ярко, что во время чтения возникает ощущение, что смотришь кино. Редко, когда женщинам удаётся написать хорошее произведение, данная повесть именно тот удачный случай. По этой книжке, вполне можно бы было написать сценарий к сериалу, типа «Секматов». Необычный сюжет, талантливый слог и финал. Кому понравится этот хоррор, осмелюсь порекомендовать её же «Резкое похолодание» и многое из Максима Кабира.
P.S. Кто критикует книжку, поделитесь если можно, какие произведения других авторов вам понравились?
Yarowind, 5 мая 2022 г.
Небольшая повесть про то, как мальчик любил сладкое. Ну, не совсем мальчик. Формально повесть относится к жанру ужасов, но произведение скорее не страшное, а периодически вызывающее чувство брезгливости. Людям, которые не любят натуралистичность, читать не стоит.
Barrell, 23 июля 2018 г.
МУЖЧИНАМ – НЕ ЧИТАТЬ !
Как-то мерзко. Ощущение грязи с первой до последней строчки.
Если автор писал это на спор или в качестве литературного упражнения в подражание кому-то – понять можно. И простить.
Если искренне и от души – то искренне и от души мне жаль Анну. Хреновая у неё жизнь.
От текста прёт вторичностью: то ли уже читал, то ли в кино видел. Вторичность наслаивается на типично бабские (уж простите меня женщины) литературные (уж простите меня литераторы) фобии, комплексы и штампы. И, конечно, «похотливо разинутые окостеневшие древние клювы» — это находка для эротичной орнитологии.
Хоррор?
Декаданс декаданса.
НЕ ЧИТАТЬ.
roypchel, 22 января 2017 г.
Мне сложно было поверить, что современный русский хоррор существует. «Переходный возраст» явное тому подтверждение. Книга молодой писательницы буквально ошеломила читательское сообщество в 2005 году.
Липкий рассказ о мальчике, поглощающем сладости, и семье, потворствующей этому. Повесть о бесконечной любви матери к мальчику, слепо боготворящей любимое чадо. Мерзкая и отвратительная история с насекомыми в главной роли.
senneka, 17 августа 2012 г.
На прочтение сподвигло сравнение автора с Кингом. До классика жанра хоррор она не дотягивает. Больше мне произведение напомнило низкобюджетный американский фильм ужасов. Те же приемы, тот же стиль нагнетания атмосферы страха. Впрочем описываемое в произведении скорее вызывает омерзение, нежели страх. Получилось то, что называется нас пугают — а нам не страшно. А вот осадочек неприятный остается...
Yazewa, 13 ноября 2013 г.
Эта работа скорее не понравилась. Единственная из всего цикла. При том, что хорош стиль, прописаны образы... всё, как надо. Плоха здесь история с дневником. Неестественная, раздражающая, трудно читающаяся. Собственно, и сама идея с муравейником внутри человека не очень интересная. Лучше бы было что-то необъяснимое, недоговоренное. В принципе, у автора это вполне даже получается в других работах.
Лекс Картер, 3 октября 2009 г.
Жила-была простая семья, мать-одиночка и дети-близняшки: брат и сестра. Отец их бросил, когда детям было шесть лет, впрочем, продолжал навещать. Дети пошли в школу и однажды, после прогулки на природе мальчик сильно заболел. К выпускному классу он превратился в жирное неповоротливое создание, которое хранит в своей комнате годовые запасы сахара, тащит все сладости, которые только находит и слыхом не слыхивал о слове «мыться». Да и вообще странным он стал типом, делающим странные дела, а однажды мать заметила ползущего по нему муравья.
Страшной эта история не получилось, скорее просто… странной. Бал тут правит чистый абсурд и невероятное допущение о мальчике, чей мозг и тело подчинило муравьиное королевство. Идея и ее реализация находятся на достаточно высоком уровне, хоть и не на том, чтобы сравнивать Старобинец с Кингом и уж, тем более, с Кафкой, но этот начинающий сборник рассказ определенно дает задуматься о ней, как о писательнице, произведения которой, достойны, по крайней мере, внимания. Но если уж идти по заимствованиям, то лавры Вербера журналистке и ее издателям тоже явно покоя не давали.
Однако, если о первой половине рассказа можно отозваться положительно, то вторая вызовет ряд вопросов и подозрение, что не соблюдена грань между здравым абсурдом и чистым бредом. Понятно, что все произведения пишутся для читателя и все сказанные диалоги сказаны исключительно для читателя, но обычно этот прием сильно скрывают, чтобы сохранить реалистичную целостность происходящего. Так вот, во второй части рассказа, с дневником которая, на все эти правила тупо забили, выписав совершенно бредовое откровение муравьев, написанное как бы только за тем, чтобы «упорядочить дела», поэтому получилось нечто напоминающее главу из «Простоквашено» под названием «Папа и Мама читают письмо», где отписывались поочередно несколько персонажей. Вот такая же фигня и тут, но если поначалу это хотя бы смешно, то в скором времени начинает надоедать своей алогичностью. Кажется, что Старобинец просто не смогла придумать другого объяснения этой невероятной ситуации и решила выписывать ее до конца в жертву, какой-никакой, реалистичности, заставив муравьев самостоятельно сделать чистосердечное признание с подробным раскрытием темы. В итоге, получилось понятно, но из сдержанного и даже изящного абсурда рассказ скатился в обыкновенный трэш.
Название, а впоследствии и брошенная в тексте фраза, наталкивают на мысль, что в этом рассказе есть… смысл! Да, несмотря на хромое воплощение, смысловая нагрузка рассказа прослеживается довольно четко и отсылается к слепой материнской любви, которая сваливала все проблемы сына на этот абстрактный «переходный возраст», понадеявшись, что все пройдет само собой. Если просмотреть рассказы Старобинец дальше, то можно выяснить, что такая глубина мысли здесь редкое достоинство, а потому умен тот человек, поставивший этот произведение первым в сборнике и озаглавил им книжку.
Итог: очень неровный рассказ с большими недостатками, балансирующий на грани абсурда и трэша. И тем не менее в нем есть смысловая нагрузка, которая качественно выделяет его, и оригинальная идея, которая запоминается. Так что впечатления оставляет, в целом, положительные.
Ann-Matti, 1 апреля 2011 г.
Прочитала. Подумала, что совсем не хочу читать подобное. Это было жутковато. Стиль повествования может вызывать вопросы, описания муравьев и их действий могут показать дилетантскими, но от этого не становиться легче. Во время чтения не раз себя ловила на мысли- Прекрати читать это! Но не смогла, хотела знать чем все закончится. Понятно, что это все фантастика, но впечатление производит. Я давно не писала отзывов, а здесь не могла не написать. Очень хотелось своё недоумение, страх, неуверенность и ужас высказать. Жуткое произведение. Не в плане написано плохо, а в том, что это действительно жутко.
FEDOSSS, 16 сентября 2011 г.
Вроде бы все просто написано, но, с другой стороны и очень захватывающе.Все эти личинки, мухи и подушка со сладостями или чем там еще — все это создает атмосферу жути.Плюс мерзкая старуха и коза...ну, не стоит раскрывать занавес, лучше прочитать все самому, тем более, что рассказ небольшой.
necrotigr, 11 января 2009 г.
Жутковатое произведение, впрочем, я не большой знаток и любитель хоррора, поэтому кому-то она может показаться не такой страшной. Я же после прочтения этой повести хорошенько проветрил комнату, а с чаем конфеты решил пока не есть:smile: Но всё-таки больше всего впечатлило не отвратительные моменты вроде личинок в подушке, а то, до чего может довести слепая материнская любовь... Повесть совсем небольшая, но в ней есть пара интересных стилевых находок: вставки курсивом ремарок — прорывов реальных мыслей и детского «днивника».