Владимир Кузнецов «Ртуть и соль»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези | Технофэнтези | Городское фэнтези ) | Хоррор/Ужасы (Готика (Современная стилизация ) | Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | С множеством интриг | С использованием мифологии (Европейского средневековья )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ) | Африка (Тропическая Африка ) | Мировой океан, моря (В открытом океане ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Путешествие к особой цели | Договор с нечистой силой | Культы | Сновидения, формы изменения сознания | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Добро пожаловать в Олднон, темное отражение георгианского Лондона. Это мрачное место, человеческий муравейник, где прогресс идет нога в ногу со средневековым мракобесием, место, полное странных существ и разнообразных человеческих пороков. В поисках пропавшей супруги Эдвард Сол вынужден заглянуть в самые темные уголки этого города — и собственного разума.
Попутно Сол успевает побывать членом уличной банды, мастерящим патроны и бомбы, фабрикантом-химиком, матросом, проданным на военный корабль, ветераном морской войны, едва не становится жертвой инквизиции, сталкивается с жуткими чудовищами — все для того, чтобы найти сбежавшую жену и понять, каковы истинные причины их общего макабрического сна.
Входит в:
— цикл «Олднон»
— сборник «Ртуть и соль», 2016 г.
Награды и премии:
лауреат |
Рукопись года, 2015-2016 // Рукопись года (1 место) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
technocrator, 10 июля 2021 г.
Мастер ролевых игр попадает в мир из сна, гротескное полуфэнтезийное отражение Англии времён промышленной революции (подчёркивается отличие от типичного «стимпанковского» сеттинга викторианской эпохи). Впрочем, образ довольно собирательный: присутствуют как мелкие анахронизмы (в морском сражении под командованием Нельсона участвует пароходофрегат, тут же и погромы фабрик рабочими под знаменем Неда Лудда, что в реальности было чуть позже), так и литературные персонажи разных времён.
Действие достаточно атмосферно и динамично. Но минусы: психологические задвиги с подоплекой нарисованных картин кажутся несколько высосанными из пальца. Неожиданно выявляется почти в самом финале пророческий артефакт (гадательные кости), очевидно важный, но так непосредственно и не задействованный, непонятного происхождения и с неясной истинной задачей. Воообще, так толком внятно и не раскрывается природа реальности, захватившей Сола и его жену.
LegaLes, 12 июля 2017 г.
Для меня эта книга оказалась довольно странной, непростой. И оставила странное затруднительное таинственное послевкусие.
Чехарда приключений героя ведет его, как водится... куда-то. Через череду испытаний. Герой простой и прямой, привык сначала действовать... да и потом, пожалуй, тоже действовать. Напролом. Раздумья, если они есть, остаются, в основном, за кадром.
Воля автора. Но все эти бессмысленно-беспощадные (хотя и ярко описанные) драки без конца и края порядком утомляют. Читателя, для которого драки-то не главное. До такой степени утомляют, что этот читатель порывается бросить книгу не однажды, но все еще надеется на что-то, возвращается. И драки во мраке создают какую-то почти кафкианскую уже атмосферу. И вот тогда, по идее, читатель должен начать подозревать, что и для автора драки тоже не главное. Но если не главное — почему они, зачем? Книга притворяется простой и развлекательной, но где-то по дороге вдруг сворачивает к темам повзрослее.
Автор увлекается обходными маневрами и деталями — нуар, экшен, химия, корабли, высшее общество, интриги... А вот художественная правда — стремление героя к главной цели, сложности его выборов, развитие и достоверность действительно важных персонажей, своевременное и логичное раскрытие секретов и тайн... здесь уже не так всё радужно.
Много ртути, но маловато соли.
Хотя не исключено, что читатель просто не слишком вынослив и внимателен.
И при этом «Ртуть и соль» совсем не плохая книга, просто неудобная.
Концовка непредсказуема и оригинальна и одним махом переводит роман в другую лигу, оставляя за собой кометный хвост вопросов на десерт. Но те выводы, которые делаются в финале, не так хорошо вытекают из повествования, как хотелось бы.
Три отдельных истории в конце книги — вовсе не необязательный довесок, а расставляют точки над i, многое в романе проясняя, добавляя измерений. Мне почему-то показалось, что первую историю выгоднее было бы поместить в пролог (с незначительными изменениями).
+ 2 балла за последнюю треть книги. Ну и по сумме, не жалею, что провел каникулы в обнимку с этой книгой (потертые золотые буковки на корешке — мои доказательства).
Удачи автору со вторым романом.
Caspian, 5 октября 2016 г.
На днях прочитал роман «Ртуть и соль». Владимира Кузнецова стоит поздравить с дебютом в полновесной форме. Нельзя не отметить, что он удался на славу. Ведь всегда есть вполне резонные опасения, когда, выражаясь спортивным языком, спринтер примеряет на себя экипировку стайера. То, что безотказно работает в жанре коротких историй может с треском провалиться на длинной литературной дистанции. И потому вдвойне приятно, что в новом амплуа Кузнецов не подкачал. Как будто он только и делает, что пишет романы один за одним. А теперь обо всём по порядку.
Нет смысла повторять аннотацию — это не даст ничего нового и станет потерей времени для читающего отзыв. Лучше всего будет пройтись по особенностям романа, выгодно отличающих его от множества книг подобного жанра. Безусловно, легко узнаваемый авторский стиль, вдумчивая, кропотливость и бережность, с которой Владимир создаёт истории. Столь тщательно прописанный город-фантом Олднон, наводит на мысли, как будто он реальность, а не плод авторской фантазии. Нельзя же столь достоверно и правдоподобно описать то, чего не существует вовсе. Кузнецов доказывает — неразрешимых задач для него нет. Детальность, с которой автор описывает события, процессы, мотивацию персонажей — всё это исполнено на очень высоком уровне. Если сравнивать романы отечественных современников, то только два автора способны заставить забыть о том, что книга написана не западным мастером слова. Это Константин Образцов и его «Красные цепи» и Владимир Кузнецов собственной персоной. «Ртуть и соль» наглядное тому подтверждение.
Окунув главного героя — Эдварда Сола в чуждый, злой мир, где нет ни одного друга, а убить могут из-за того, что «рожей не вышел» едва ли не на любой улочке города, писатель сознательно готовит читателя к тому, что незадачливый попаданец вполне способен в кратчайшие сроки стать законченным параноиком. Тем интереснее наблюдать за тем, как с новыми напастями будет справляться не робкого десятка мужчина. Но что в этом новом беспощадном к слабому духом и телом месте истинно, а что иллюзорно? Не поддельные — чувства к любимой женщине и болевые ощущения. Это из того, что наверняка. С остальным будет посложнее. Как безошибочно отличить осколки правды от лжи зеркал? Игра вслепую хороша тогда, когда ты не выступаешь в роли её полноправного участника, а занимаешь место зрителя. Увы, Эдвард Сол оказался избавлен от подобной привилегии. Любая оплошность может оказаться роковой. Один неверный шаг и всё закончится, не успев толком начаться. И особенно обидно становится, когда старина Эд узнаёт, что его жена где-то неподалёку, а, значит, есть шанс узнать причины её попадания в сновидческий Олднон и попытаться понять, как вообще могут два человека видеть один тот же сон? Или фантасмагорическую реальность? Или что-то иное....
Поговорим немного о смешении жанров. Фэнтезийность превалирует над хоррор-составляющей, но никто и не обещал, что непременно будет иначе. Так что ни издательство, ни сам автор предварительных читательских ожиданий не обманули, равно как и не ввели никого в заблуждение. Сработано обеими сторонами безукоризненно и профессионально.
Весомым преимуществом романа стал тот факт, что в нём напрочь отсутствует присущая жанру «вода». Всё по делу и для дела, даже если кажется, что «вот этот мельчайший фрагмент непонятно зачем сюда вставлен», то это не так на самом деле. Мелочи позволяют глубже окунуться в атмосферу произведения, проникнуться ею, впитать в себя.
«Ртуть и соль» частично напоминает лёгкостью повествования, обилием событий, интригами и атмосферой роман одного из культовых сценаристов сериала «Твин Пикс» — писателя Марка Фроста. Речь о книге «Список семи». Именно такое сравнение первым приходит на ум, когда погружаешься в работу Владимира Кузнецова. Разумеется, сюжеты двух романов не имеют между собой ничего общего, поэтому не стоит искать намёки на возможный плагиат там, где их нет и в помине.
Недостатков всего два, но они крайне незначительны и относятся к разряду индивидуального читательского восприятия. Немного избыточно повествование морской части приключений Эдварда Сола. Было бы неплохо чуть больше уделить внимания событиям на суше. С другой стороны, тут есть и свой плюс. Частично ощущается влияние Рафаэля Сабатини в некоторых моментах. Опять же, не сюжетно, по духу. Ну и другой недостаток — нехватка событий в Зачумлённых кварталах. Кузнецову настолько удачно получилось передать ужас мест, затаившийся страх, того и гляди, способный обрести материальную форму и весь колорит пристанища горя и скорби, что хотелось бы продолжить знакомство с мрачной изнанкой Олднона. К сожалению, эта часть книги пролетает совсем стремительно. Не исключено, что мне это лишь показалось. Уж больно хороша визуальная сторона и потому неудивительно желание читать как можно больше о Заколоченных кварталах и Красной Чуме.
Стоит ли тратить время на этот роман? «Ртуть и соль» была поглощена мною за три неполных вечера. Скучные книги редко прочитываются так быстро, не правда ли? Если всё ещё сомневаетесь, а первому встречному рецензенту не хочется верить на слово — пробегитесь глазами по нескольким страницам и вот уже сами не заметите, как прочитали 5 страниц...10... Роман затягивает и оторваться можно только завершив чтение(только не в магазине — продавцы не оценят). Он не забудется с последней строчкой, а останется с вами в виде приятно-долгого послевкусия, которое характеризует изысканные вина.
Сноу, 20 сентября 2016 г.
Тяжела и неказиста жизнь простого толкиениста. Эдуард Малышев, он же Эдвард Сол в ролевом комьюнити, знает об этом не понаслышке. Игроки, ради которых он мастерит игру, ленивы, их заявки — убоги, да и сам Эд скорее всем этим уже тяготится, нежели получает фан. По большому счету, эта игра — дань Алине, его жене, которая планировала провести игру по своему особенному сеттингу, но не смогла: тяжелая болезнь отправила её в кому, и нет никаких предпосылок к тому, что она из неё выйдет.
Сеттинг по готовящейся игре и вправду необычный. В центре его внимания прообраз Лондона времен промышленной революции — город Олднон. До викторианской эпохи еще чуть больше ста лет, но прогресс идет вперед уже семимильными шагами. Повсюду растут громады фабричных зданий, в ходу пушки и порох, паровые машины; могучий флот расширяет имперские колонии по всему миру... Вместе с тем в городских трущобах царят преступные группировки, ведущие между собой кровопролитные войны; на окраинах свирепствует смертельная чума; то и дело вспыхивают гигантские пожары, стирающие с лица города целые кварталы. Грязь, нищета, гарь, жестокость в Олдноне на каждом шагу. Те, кто читал антологию «Темные», знают, насколько это местечко скверное и опасное.
Заснув с описанием Олднона в ночь перед игрой, Эдуард Малышев неожиданно для себя пробуждается на его узкой, затянутой холодным туманом улочке. Как и любой попаданец, некоторое время он борется с желанием выдать случившееся за галлюцинации или чью-то злую шутку, а потом... Потом новый мир хватает его за грудки и не спрашивая тащит сквозь свои жернова, кидая из одной крайности в другую. Эдвард Сол то приживается в банде чичистеров и штурмует убежище конкурирующей банды, то уходит под покровительство Рипперджека, сверхъестественного существа, которого боится весь Олднон; имея химическое образование, Эд строит ему фабрику по производству пороха. Снова противостояние с очередными конкурентами, теперь уже из высшего сословия, вылазки в логово речных пиратов, новые друзья и враги... Но самое интересное, что Эд находит в Олдноне следы присутствия своей жены Алины. Её поиски заносят его в еще более жуткие места, но разгадка их появления в этом мире постоянно от него ускользает. Места и события сливаются в один безумный и увлекательный калейдоскоп, который ни на мгновение не сбавляет свой ход и ни при каких условиях не дает читателю заскучать.
Владимир Кузнецов, хорошо известный по своим «историческим» рассказам в антологиях ССК, не изменяет себе и в крупной форме. Отличное знание материала, характерные декорации, безупречный, легко усваиваемый читателем авторский штиль... Элементы gaslight-фэнтези в романе хоть и выпуклы, но не навязчивы. По духу «Ртуть и соль» вышел чем-то вроде гремучей смеси из «Шерлока Холмса» Гая Ричи и авантюрного детектива начала прошлого века, густо посыпанной щепоткой духа романов из серии «Бухта приключений»: с морскими сражениями, пиратами, неизвестными континентами и пр. Необычно, ярко, нескучно.
Из недостатков, пожалуй, можно отметить лишь то, что роман — «попаданческий», и это обязывает его развиваться в традиционном для подобного жанра ключе. Как то: знакомство с новым миром, становление при помощи имеющихся современных знаний и полученного за их счет преимущества, которое почти всегда ставит героя выше остальных, тем самым сильно упрощая конфликты, развитие персонажа и пр. Ко всему этому можно добавить еще и то, что, несмотря на мрачный Олднон, Короля Чуму, Рипперджека и всё остальное, что есть темного в романе, — это все же больше фэнтези развлекательное, не гримдарк, что само по себе, конечно, никакой не недостаток, но в тематическом контексте журнала все же небольшой, но минус.
В целом же, «Ртуть и соль» — это отличное фэнтези в необычном антураже. Яркое и в меру мрачное, динамичное и увлекательное. Несколько приятных вечеров за его чтением гарантированы.
Assez, 8 сентября 2016 г.
Пришел, увидел, прочитал.
Признаться, не ожидал от книги чего-то сверхъестественного – начинается она как классическая история о попаданце, то бишь с брифинга о герое: Вася Пупкин, родился тогда-то, материальное положение такое-то. Однако есть тут и существенная деталь – автор с первых же страниц чуть ли не напрямую тыкает пальцем в мир, куда отправится герой. И вот дальше начинаются куда более любопытные действа.
Во-первых, тут полно аллюзий. Индустриальный Лондон, чума 1665 года, великий пожар 1666, банды Нью-йорка, мифологические мотивы и прочее. Все это банально интересно узнавать.
Во-вторых, классическое вроде бы начало – герой использует свои познания в химии, чтобы толкать вперед прогресс – тут всего лишь инструмент, а не весь сюжет. Место есть и экшену, и размышлениям, и красочным описаниям. Действительно красочным. Автора можно за многое побить, возможно, даже ногами, но красивую картинку создать он умеет.
Из минусов – нелюбимое мной настоящее время. Хотя после четверти текста его уже не замечаешь. Плюс несколько смазанная концовка — такой вот спойлер, мхех. Впрочем, это уже вкусовщина.
В общем, книга удалась. Потраченного на нее времени не жалко. На этот отзыв – тоже.
fuzzyworm, 15 марта 2017 г.
Неплохо. Напомнило цикл Нью-Кробюзон Чайны Мьевилля — жестко, физиологично, с дымом и миазмами техномагического города. Этакий фэнтези-нуар.
mac_mac, 9 октября 2016 г.
В принципе, для автора, испытывающего страх и отвращение к инвалидам хочу сказать следующее: Все возвращается бумерангом, и никто в этой жизни ни от старости, ни от болезни, не застрахован. Был такой случай в школе: одна учительница сказала, что инвалиды обществу не нужны, и наказание было таким: каждый год у этой учительницы умирал от болезни кто=то из родственников... Это она потом рассказывала...
mac_mac, 24 сентября 2016 г.
Не особо впечатлило! Никогда не соглашусь с тем, что мы живем осколками былого величия, сейчас мы выбираем высоту, это бесспорно! Автор обобщает: если бы все специалисты получали корочки, а не знания, то прогресс в нашей стране не двигался бы вообще! Оценка: «Не читать!»
Оценка: 1.