Джо Аберкромби «Последний довод королей»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Это последняя книга трилогии «Первый Закон». Логен возвращается обратно на Север, Глокта принимает полномочия Наставника Адуи, а Джезаль неожиданно получает повышение по службе... Незначительные, казалось бы, события предыдущих книг неожиданно обретают важность, и больше не остается никаких секретов, персонажи показывают свои истинные лица, а все тайны одна за другой стремительно раскрываются, поясняя читателю неясные ранее вещи. Эта книга по праву считается лучшей в трилогии, ведь она наиболее насыщенна событиями и именно в ней происходят самые масштабные из них.
Джо Аберкромби завершает «Первый Закон» так, что его творение надолго останется в памяти читателей неизгладимым впечатлением прошлого.
Входит в:
— цикл «Земной Круг» > роман-эпопею «Первый Закон»
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2011 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место | |
номинант |
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2009 // Роман | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Переводная фантастика года | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Зарубежный роман года. 6-е место | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2015 // Переводной роман (Великобритания) |
- /языки:
- русский (7), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Абдуллин (5), В. Дьякова (2), О. Орлова (5), А. Питчер (5), М. Пухлий (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
energ1e, 5 сентября 2013 г.
Не читал ПЛиО, поэтому сравнивать ничего ни с чем не буду.
Но это все равно ужас. Логика! Логика отсутствует в этой книге напрочь. И вообще, создается впечатление, что где-то ближе к концу 2 книги автор потерял интерес к серии и 3 книгу писал «на отвали». Контракт с издательством был на трилогию, чтоли?
Из самого запомнившегося — это, конечно же, гениальный план сражения с Бетодом. Упоминалось, что Бетод крепко окопался на холмах и войска союза упорно не могут взять эти высоты. Что же нужно сделать? Правильно! Отправить 800 человек в некую долину посреди гор, из которой есть только 1 выход и ждать пока Бетод...прийдет со всей армией, снявшись с укрепленной позиции...да что за бред я читаю?! Да он просто оставит сильный заслон у входа в долину и подождет пока они там с голоду перемрут! Это же, елки-палки, самый хитрый полководец Севера! Но нет, Бетод как козел на веревочке послушно снимается с места, оставляя у себя в тылу целую армию Союза, и идет штурмовать древнюю стену. Поступок, достойный гения тактики и стратегии, чего уж там.
Хотя, это вообще присуще 3 части — автор постоянно забывает какие характеры у персонажей — они меняются чуть ли не каждую главу. И еще меня немного раздражало то, что почти все персонажи ноют. Глокта вечно вздыхает о том, какой он был молодой и красивый, у Ферро мысли почти всегда заняты воспоминаниями о том, как плохо было у гурков, Джезаль хнычет, вспоминая былые беззаботные времена и больше всех ноет Логен — самый суровый и беспощадный убийца Севера. Кстати, у Логена чудесная регенерация — пальцы у него отрастают и отваливаются с невероятной скоростью — то у него нет мизинца, то среднего пальца.
Описание битв вроде бы эпичное, но быстро приедается, т.к. все битвы описываются одинаково — герой издает боевой клич, бьет вражину под щит(это вообще как — сгибается в 3 погибели?), отрубает ему руку/ногу (вариант — рука/нога/голова остаются болтаться на куске кожи/хряще/кольчуге) и потом могучим ударом отрубает половину черепа (сколько раз на форуме уже обсуждалась невозможность разрубания мечом черепа). Метательный нож, вонзившийся в лоб по самую рукоятку, окончательно добил мое воображение и заставил усомниться в своих познаниях анатомии.
Сама книга в целом настолько «эпична», что аж перебор. Во всем надо знать меру, даже в эпичности. Потому что, читая описание очередного грандиозного по размаху деяния, уже не восторгаешься, а думаешь «ага, еще одно описалово эпик сцены на 20 страниц».
Отдельно надо сказать про перевод. Как такое попало в печать вообще неясно, рука корректора явно не касалась этой книги. Переводы вроде thrall — тролль, hillmen — гномы и много чего еще неимоверно усложняют прочтение. Приходилось иногда смотреть в оригинал, чтоб понять — что же написал автор?
То, что у автора беда с концовкой книг, я понял еще в начале серии, но надеялся на более-менее внятный конец в 3 книге трилогии. Но нет, и тут нас ждет открытый финал. Зачем? Почему? Ведомо только автору.
В целом — книга испортила впечатление от до того неплохой серии. Нагроможденная концовка, спешащая дать ответы на все вопросы и завершить все сюжетные линии поскорее , неимоверное количество ляпов как автора, так и переводчика — все это привело к моей закономерно низкой оценке.
Kalkin, 5 июня 2010 г.
Есть искушения, которым невозможно противостоять, и одно из них — это желание узнать, что же будет дальше с героями полюбившихся книг. Всего лишь две трети «Первого закона» переведены на русский язык, но разве это может стать преградой? Напротив, чтение в оригинале, без посредников позволит мне ощутить истинную искрометность текста. Так думал я когда-то, считая, что первые две книги задали тон, и автору осталось только не уронить планку. Наивный! Я не мог даже предположить, что ждет меня в третьей книге.
Бешеная энергетика. Отрезвляющая, гнетущая серьезность происходящего. Горькая честность и потрясающий эмоциональный накал. Жестокость, страх и непреодолимый дух смерти. Кромешный мрак. Одним ударом твердую поверхность двух предыдущих книг выбили у меня из-под ног…
События романа происходят в смутное, отчаянное для Союза время. Королевская династия прервана. Новый король должен быть избран волей Открытого Совета, что означает ожесточенную борьбу за власть. На Севере по-прежнему действуют армии Бетода, а с Юга подступают полчища гурков. Развязка опасно близка.
Но есть люди, действия которых могут повлиять на судьбу Союза. Это Коллем Вест, Логен Девятипалый, Dogman, Джезаль дан Луфар, Занд дан Глокта, Ферро и, конечно, Байяз. Знакомые имена, не так ли? Быть может, вы даже уверены, что знаете о героях почти все? Опасное заблуждение!
В финале «Первого закона» Джо Аберкромби не только удалось до конца раскрыть образ каждого из героев, причем подчас весьма неожиданным образом, но и построить на базисе личных драм непротиворечивый, мощный и эмоционально насыщенный финал всей трилогии. Каждый герой – это клубок неразрешимых противоречий, намного более сложных, чем борьба между черным и белым.
В первую очередь «The Last Argument of Kings» – это бенефис Логена Девятипалого, по прозвищу Bloody Nine. Величайший воин Севера, привыкший к крови и смерти человек с необыкновенными умениями и странной судьбой – все это узнаешь из первых книг и не видишь в этом ничего особенного. Необходимо было прочесть финальный роман, взглянуть на героя, которому симпатизировал, под немного другим углом для того, чтобы увидеть правду. Пройти сквозь ад сражений на севере и юге, запомнить прощальный разговор Логена и Бетода, пронзительный и неожиданный, стать очевидцем страшного боя Логена с порождением Гластрода для того, чтобы понять.
Logen Ninefingers was a man full of death. И лучшего определения не подберешь! Судьба связала его жизнь со смертью, разрушив былое руками шанка, и спустя много лет он сам стал стихией смерти, бессмысленным и беспощадным призраком войны. В лице Логена Девятипалого перед нами предстает трагедия человека, уставшего от бесконечной войны, и тем не менее пригодного только на то, чтобы убивать вновь и вновь, каждый раз чудом оставаясь в живых. Его умению всегда находили применение правители; его поступки называли злодеяниями и великими подвигами, но по сути своей это были просто убийства. His victims were killed by Death.
В течение многих лет Логен Девятипалый стремился вернуться к мирной жизни. Он пытался перешагнуть через себя, оставить человека-машину по имени Bloody Nine в прошлом, но годы текли, началась и закончилась трилогия «Первый закон», а испытание миром все откладывалось.
А испытание дружбой? У Логена был только один настоящий друг, Dogman. Оба провели на войне большую часть своей жизни, оба были Названными. Подлинное стремление к миру смог сохранить только один из них.
Однако пришло время вернуться в Союз, судьба которого тесно связана с судьбой трех человек – Занда дан Глокты, Джезаля дан Луфара и Байяза, Первого из Магов.
На протяжении всей трилогии образ Глокты претерпевал эволюционное развитие. Трагедия полковника Глокты, выжившего в императорских тюрьмах, стала общим местом задолго до начала событий «Первого закона». Но драма инквизитора Глокты, человека, внушающего одновременно и симпатию, и страх, разворачивается уже на наших глазах. Человеку, который обладает острым умом, стремится к истине и готов любыми средствами добиться достижения цели, суждено либо быть найденным мертвым однажды утром возле доков, либо стать большим, чем слуга двух господ.
А что же Джезаль дан Луфар? Его жизнь – это драма человека-марионетки. Путешествие на край света заставило его проститься с беззаботной юностью, но задумывался ли он хоть раз, слушая старые сказки о Гароде Великом, о далекоидущих планах первого из магов? В одночасье Jezal the Magnificent распрощался со свободной жизнью, став для Союза всем и никем.
Судьбы героев, главных и второстепенных, изломаны судьбой мира. Люди всего лишь пешки в вечном противостоянии Байяза и Пророка Кхалюля. На стороне добра стоит Байяз – гордец, предатель и убийца. Призраки прошлого преследуют его, стремясь рассказать читателю горькую правду о Первом из Магов. Но каким бы негодяем он ни был, от него зависит судьба Союза. Историю же напишут победители.
Заключительный роман трилогии превзошел все мои ожидания. Мозаика людских судеб при взгляде со стороны складывается в четкую, непротиворечивую картину мира, где есть место всем оттенкам черного. За отдельными личностями проступают архетипы, за конкретными проблемами – вечное противостояние идей. В честном мире «Первого закона» нет места морали, и лишь одно правило действует непреложно: no one gets what he deserves.
kramolny, 5 апреля 2024 г.
Итак, наконец закончилась эта эпопея. Скажу честно, фанатом я так и не стал, однако смею заметить, что в сравнении с предыдущими книгами добавился экшон. Однако, признаюсь честно, иногда бывало довольно трудно пробираться через слишком подробные описания того, кто кому какую кость сломал и куда нож или меч воткнул.
К сожалению, не получилось почувствовать того, о чем говорят другие комментаторы в своих восторженных рецензиях. Для меня персонажи, остались на своих местах, кроме, разумеется нашего друга Джезаля дан Луфара. Но, признаться честно, здесь иногда тоже были перегибы (в особенности с неожиданными эмоциональными порывами).
Логен Девятипалый так и остался персонажем, который чуть ни что, как пускается рассуждать об одних и тех же вещах. Здесь даже фразы практически одни и те же из книги в книгу (возможно, это вклад переводчика): «Да уж, да уж, ничего-то тут уже не попишешь, вот так вот и происходит» — накладываем сюда сожалению на какую-либо очень простую тему, будь то смерть кого-либо близкого, либо рассуждения на морализаторскую тему или вовсе саморефлексию.
Занд дан Глокта все так же шутит бесконечными потугами желчного сарказма, так присущего в наше время молодежи: «Ох, видать мое тело найдут поутру где-то в порту»; «Да уж, рассек голову — миленько, скажу я вам». Читать это становится уже немного неловко что-ли... Порывы рассмешить читателя такими «искрометными» изречениями выглядят немного непрофессионально на мой взгляд.
Феро Малдин... Ну, здесь я, пожалуй, останусь без комментариев. Персонаж плоский настолько, насколько это вообще может быть возможно. Очень похоже на карикатурную девушку из янг эдалта с миссией кому-то там отомстить, только «злую».
Байяз не сказать, чтобы был каким-то интересным интриганом и прочее, однако здесь он просто интересно местами рассуждает. Пафоса в речах стало поменьше, чем было во втором томике (впрочем, там он поведовал нам лор, поэтому оно и не удивительно). Добротный дедушка-маг со своими закидонами.
Немного жалко, что было очень мало Бетода. Мне показалось, что этого персонажа в целом обделили вниманием, но фигура и в целом образ его были наиболее интересными на всем этом полотне. Вот только жаль, что стратега из него сделали никудышного... Я так и не могу понять, зачем он предпринял такое стратегическое решение, которое и повлекло дальнейшие события в северной кампании. Ну да ладно, автору нужно было как-то склеить концы к концам и продвинуть сюжет — придираться попусту не будем.
Нормальное чтиво, я даже добавлю от себя дополнительный балл, потому как читается вполне себе легко и объемом не задавливает. Лор, персонажи, диалоги, мысли — к сожалению, ничего интересного для себя здесь не нашел. На уровень с Эриксоном, Бэккером, Мартином ставить бы не стал автора. Все же лига чуть пониже, как по мне.
HDRip, 1 июля 2020 г.
Третий том оставляет лишь ощущение разочарования. Дочитывал через силу. Автор решил пойти по пути наименьшего сопротивления: персонажей бросает из крайности в крайность в угоду сценарию. Из-за этого многие герои романа вызывают ощущение, будто у них какая-то истерика, настолько непостоянны они в своих решениях. Большая часть книги посвящена описанию многочисленных сражений, в которых все друг друга убивают, и своих и чужих, без разбора. И тут, опять же, автор выбрал наиболее простой исход: почти все персонажи, с которыми мы познакомились на протяжении первых двух книг, либо погибают, либо судьба их остаётся за кадром (пропал без вести, тело не нашли). В отличии от второго романа, тут никакого сопереживания смерти не вызывают из-за слишком большого их количества и откровенно бессмысленной простоты, с которой автор их убивает. Жаль, что нельзя бросить цикл после первого или второго тома, ведь тогда сюжет оборвётся на середине. Хотя и ту концовку, что предложил нам автор, назвать удачной сложно. Трилогия почти не оставляет вопросов, но реализованы ответы на вопросы топорно: ответы на вопросы дают сами персонажи, не предлагая читателю ломать над ними голову. Скажем, возник вопрос: «что случилось с тем-то персонажем?», тут же возникает какой-нибудь злодей и говорит: «а, это я его убил, и тело бросил там-то».
Laughing Jack, 8 августа 2023 г.
Трилогию стоит читать, если вам нужно развлечься, и хочется динамичного повествования.
Персонажи запреты в рамках серой морали, из-за чего им не позволено развиваться. Они спаяны со своими присказками, которые повторяют на протяжении всей трилогии, и максимум эволюции — занять на время другую присказку у соседа. Всё настолько в петле, что и финалы закольцованы, и устои мира, и порядки жизни.
Чтобы сохранить иллюзию, что всё может сложиться как-то иначе, чем продиктовано статусом кво, после прочтения первой книги лучше остановиться.
Nikonorov, 14 июля 2023 г.
Ну отлично же! Прекрасное завершение трилогии!
(Когда-то я читал эти романы в далеком 2011-м году с читалки, и уже тогда Аберкромби вошел в мой личный топ. По делу.)
«Никто не получает того, что заслуживает». ©
Одним словом — развязка. Тут, по-моему, хорошо всё. Джо запрягает, но быстро, сражения масштабны, но не затянуты, политика и интриги есть, их много, но в то же время в меру. Не устаешь. Череда глав позволяет отдохнуть, если ВДРУГ (почему?) заскучал. Автор не церемонится с героями, и хоть у почти всех персонажей карьера махнула ввысь, счастливым-то никто, по сути, не стал. А даже наоборот. Как-то, знаете ли, утратили вкус к жизни. Аберкромби здорово прошелся, если не сказать ПРОТОПТАЛСЯ, по судьбам героев. Да, волею случая (случаев) они заматерели, помудрели, стали жестче, но, несмотря на королевские титулы и значительные скачки по службе, героям легче не становится, за них переживаешь, им сочувствуешь, соболезнуешь, и, на мой взгляд, в этом романе, как и во всей трилогии, это ГЛАВНОЕ. Показать персонажей разными и живыми 3— талант. Показать динамику их личностей — талант.
Ну да, у нас тут война с Бетодом, война с наступающими на королевство гурками с другой стороны, да, померший король, да, надо выбрать нового, да, выбрали, но он олух и лучше всем будет руководить первый из магов, но это всё декорация к клубку драм и характеров, ибо автор не так уж и сильно посвящает нас в детали мира. Но зато он красиво завершил имеющиеся линии, оставил задаток на будущее (и мы знаем, что оно будет), нашел место подвигам, геройским проявлениям, мотивации, героике, самопожертвованию и другим светлым вещам в таком мрачном мире, созданным Аберкромби. Мне почему-то больше всего запомнилась подготовка Логена к сражению с Фенрисом. Давненько я не переживал так за персонажа, заранее зная исход. В тот момент Логен прямо ожил еще сильнее.
В общем, отличная завершающая вещь, все еще безупречно написанная, без провисаний, с шикарными диалогами и блестящим юмором. С множеством вау-эффектов.
Эта трилогия — платиновая в творчестве автора.
sergej210477, 10 апреля 2024 г.
Заключительный роман трилогии «Первый Закон»
— Как самостоятельная книга не рассматривается, это, всего лишь, финальная часть одного большого произведения, не имеющая собственного независимого сюжета.
— Одни и те же герои, но, к плюсам романа можно отнести то, что персонажи не статичные, потихоньку развиваются, ну, или, меняются.
— По-прежнему, одни и те же достоинства и недостатки.
— Великолепные диалоги, яркие сцены сражений и отдельных поединков, динамично развивающийся, без пауз и зависания, сюжет, колоритные герои.
Сложно назвать недостатки.
Ну, наверное, главный — это подростковый жанр, фэнтези, сказка. Поэтому, на любителя. Да, порой герои ведут себя нелогично. Разные политические конструкции, «многомодовые» хитрые схемы, выглядят слишком сложными, чтобы сработать. Понятно, что во многих безнадёжных ситуациях персонажи чудесным образом умудряются спастись. Только, все это — претензии к данному литературному жанру. Сложно от сказки требовать реалистичности.
Мне не очень нравится, что автор бережет и жалеет главных героев. Конечно, тут сразу задумывается эпопея на десяток книг, поэтому, никто не будет «резать курицу, несущую золотые яйца». Только, наблюдать за «бессмертными» персонажами на протяжении нескольких романов, порой, становится скучным.
В остальном, нормальное, крепкое и профессионально написанное фэнтези.
Хороший финал, впрочем, писатель плавно перекинул мостик к продолжению...
Bouquin, 6 ноября 2022 г.
«есть вещи, которые лучше сделать, чем жить в страхе перед ними»
Такое чувство, что с каждой следующей книгой Аберкромби повышает планку. Казалось бы, куда выше? Но нет, он находит, чем снова нас поразить. Конечно же, без первых двух книг данной бы не было и в отрыве её прелесть не понять, но какое же вышло замечательное заключение у трилогии. Даже самые мелкие детали ещё с первой книги, которые уже вылетели из памяти, автор умело использует, чем вызывает некий шок и восторг одновременно. В общем, в этот раз я буду снова нахваливать автора, если кто-то ждал чего-то другого, то можно проходить мимо.
«ни на что не надеяться. Жизнь если чему и учит, так ждать только худшего.»
Нас снова встречают качественные, продуманные персонажи, о которых я уже говорил ранее в первых отзывах. Байаз с компанией вернулся из путешествия, где они посещали остров Шабульян, на самом краю земли. И теперь, в порту Адуи, компания приняла решение разойтись в разные стороны. Раздосадованный Байаз буквально прогнал от себя Ферро, Семя не нашли, а значит она ему не нужна. Логен поплыл на север, здесь ему больше нет места. Джезаль решил навестить Арди. Как после полугодовалой разлуки она его примет? К тому же теперь его милое лицо украшает совсем не милый шрам. Брат Длинноногий, выполнил свой заказ и должен с кем-то встретиться в Адуе. Неудачное приключение закончилось, зато закружилось новое. На этот раз мы наблюдаем за Глоктой и выборами короля в Адуе, ожидание интриг оправдано максимально, а так же переносимся на Север и наблюдаем за Коллемом Вестом и за главными сражениями на севере между силами Союза и силами самопровозглашённого короля севера Бетода. И это только половина книги. Армия Гурков уже на подходе.
«Когда получаешь власть, следует немедленно отстраниться от союзников. Иначе они припишут победу себе и не удовлетворятся никакими наградами. Вместо них возвысьте врагов. В обмен на небольшое – и не заслуженное – поощрение они захлебнутся благодарностями.»
Удивительно, но в третьей книге я ловко ориентировался среди второстепенных персонажей и помнил все моменты с ними. И это не смотря на их огромное количество, для меня. Я к такому не привык, а тут все стали своими, даже те, кто был не так важен. Не будет спойлером, жанр у нас такой, к концу трилогии дожили не все. Над многими я горевал. От смерти многих был в шоке. Где-то тепло попрощался. Что же касается выживших, далеко не всем выпала лёгкая ноша. Аберкромби не стал делать никого счастливым по-настоящему. Скажем так, многие добились определённых высот. Но какой ценой? За каждую награду, автор взял большую плату с персонажей. В какой-то момент я даже усомнился в авторе, подумал, что какая-то сказка получается, но нет, когда все точки были расставлены, сомнения пропали, перед нами не сказка, а отличный представитель жанра.
«Хороший, плохой… все зависит от того, на чьей ты стороне.»
Удивительно, но факт, в книге не так много описаний природы и окружения, есть только начертания. Но автор всё же умудряется нарисовать перед читателем картину через ощущения персонажей. Что будет воспринято как более живое? То, что вы прочитаете, что там холодно и какой формы снежинки или же то, как какой-нибудь воин пытается согреться, у него стучат зубы, перестают слушаться синеющие пальцы? Как по мне, то второе. На протяжении всей трилогии автор разговаривает с читателем через ощущения и чувства своих персонажей, буквально закладывает их к нам в голову. Ранее я восторгался «ПЛиО», но возможно время прошло слишком много с того момента, когда я читал, и чувства остыли, или же действительно вышло так, что Аберкромби смог затмить своей трилогией главное творение Мартина.
«Если привел волка в стадо, не плачь, когда тот станет убивать овец»
За предыдущие два отзыва я, кажется, почти ничего не сказал про сюжет, потому, как мне кажется, что бы его полностью понять нужно, дочитать трилогию. И тогда его можно понять в полной мере. Ведь сюжет трилогии это такая шахматная партия, которую даже сам автор нам показал в конце, когда карты раскрылись. Что-то шло по плану кукловодов, что-то не так. За всеми действиями скрывается тёмная фигура, которая бала на самом видном месте. Что касается того как закончилась трилогия. С одной стороны есть ощущения, что это не конец, с другой стороны, а как ещё это могло закончиться? Всех под нож? Нет, так не должно быть. Персонажи должны жить. Жить и страдать.
«Путник, заблудившийся в пустыне, берет воду у того кто ее предложит»
Подводя итог, скажу, что перед нами отличная литература, которая прямо требует, что бы вы её прочли. Если вам действительно хочется попробовать себя как читателя этого жанра, и вы ищете пример хорошего представителя этого жанра, то он перед вами. Не жалею, что посвятил себя в такой талмуд, всё таки увесистая трилогия, требующая времени на прочтение. Но оно стоит того. Однозначно рекомендую.
«Только дети играют по правилам. А по законам войны единственное преступление — проиграть»
Victuar, 16 июля 2023 г.
Что сказать, отзывов много и я не буду оригинальным. Трилогия замечательная.
Персонажи действительно глубоко прописаны и чувствую сопереживания присутствует ко всем, или почти ко всем. Глубоких интриг у Аберкромби нет, но темп бодрый с хорошими твистами. Однозначно «к прочтению обязательно».
Главное чтобы Netflix/Amazon не взялись за экранизацию. Хотя Земной Круг вписывается в современные стандарты довольно неплохо.
Самая большая загадка которая меня мучила «кто такой Пайк?» Но в конце она разрешилась.
SeverianX, 8 апреля 2022 г.
«Последний довод королей» – заключительная часть трилогии Джо Аберкромби «Первый закон». На протяжении первых двух книг автор умело развешивал сюжетные «крючки», и вот настало время им сыграть свою роль. В этом плане меня автор полностью удовлетворил – обыграл сюжетные повороты на высочайшем уровне.
Персонажи прописаны всё также шикарно. Они объёмны, правдоподобны и противоречивы. Герои получают дальнейшее развитие и смогут нас удивить не раз. Компания Байяза ни с чем возвращается в Адую из своего путешествия на край света. Теперь первому из магов предстоит придумать новый план противостояния Кхалюлю. Название трилогии отсылает нас к запретам магии. Кхалюль со своими учениками нарушили второй закон, запрещающий поедать человеческую плоть. Это даровало им огромную силу, скорость и выносливость. За долгие годы Пророк создал мощную армию едоков, чтобы уничтожить злейшего врага. Байяз же в ответ решил нарушить первый закон и призвать в мир людей демонов, подобно Гластроду. Коллем Вест продолжает войну на севере против Бетода. Джезаль, завоевав славу в походе на запад, становится знаменитостью в столице. Попутно он пытается наладить отношения с Арди Вест, что удаётся ему далеко не всегда. Занд дан Глокта после возвращения из Дагоски всё больше и больше увязает в столичных интригах, пытаясь балансировать между двумя хозяевами. Логен отправляется на Север, решив окончательно разобраться со своим прошлым. Убежать от себя и кардинально измениться практически невозможно. Одним словом, пути большинства персонажей сходятся в Адуе.
А в Срединных Землях всё не так благополучно как хотелось бы. Повсюду вспыхивают крестьянские восстания, а армия повстанцев движется к столице. Война на Севере затянулась, а с юга грозят вторжением гурки. Аристократы борются за власть, абсолютно забыв про защиту страны. Безвольный король не может разобраться с этими проблемами, а Закрытый совет погряз в интригах.
Автор очень интересно обставляет многие литературные клише, не щадя своих героев. Например, Логен хотел уйти от своего прошлого и стать новым хорошим человеком. В итоге же он бросает вызов Бетоду. Интересно читать об отношении северян к Девятипалому: его ненавидят и боятся. Однако мы же видели, как он с ложки кормил раненого Луфара. Как такое разное поведение может быть объединено в одном человеке? Всё дело в том, что временами в схватке в Логена вселяется чуждый жестокий разум, который жаждет лишь убийства. В пылу сражения Девять Смертей не различает своих или чужих, и люди, зная о такой особенности, предпочитают находиться от него подальше. Вызов же ему также никто не бросает из страха – в бою Девять Смертей неодолим. Забавно было читать, как один из северян называет Логена худшим из людей, а самовлюбленный Луфар – наоборот, лучшим. Всё в этом мире относительно. И подобная неоднозначность прослеживается во всем. Луфар по время путешествия мечтал о тихой мирной жизни в Арди Вест, но прибыв в столицу оказывается вовлечён в круговорот дворцовых интриг. Он, как и Логен, хочет стать лучше, но судьба диктует свои правила.
Практически все сюжетные линии оказываются завершены. Единственное, что оставило у меня вопросы – это дальнейшая судьба Ферро. Получив в свои руки немалую силу, она отправилась мстить. Было бы интересно почитать, что из этого выйдет.
Итог: Часто слышал, что многие ругают финал. Я с ними в корне не согласен. Аберкромби удалось грамотно свести воедино все сюжетные линии, при этом не потеряв логику романа. Динамика и эпичность на высоком уровне. Автор умело описывает как одиночные сражения, так и масштабные битвы. На мой взгляд, «Первый закон» – один из лучших фэнтезийных циклов.
Lilian, 29 декабря 2019 г.
Самая динамичная и увлекательная книга трилогии. Собрать всех героев, устроить им масштабное противостояние в декорациях одной многостраничной осады, пару раз огорошить читателя неожиданными поворотами сюжета и раскрытыми тайнами (Толомея!) — было очень интересно. Старая аннотация спойлерная, но при всем при этом раскрывающая лишь малую часть припасенных сюрпризов.
Больше всего магии, больше всего масштаба. В финале — окончательно оформившаяся деконструкция жанра классического фэнтези. Выскажу мысль, что как раз в этой книге автор впервые в полной мере раскрыл свой фирменный стиль.
Ну и итоги для героев — вполне в духе Аберкромби. Неопределенно, трудно, отчасти хорошо, отчасти не очень. Наглядная иллюстрация того, что мало кто «получает то, что заслуживает». Хотя нет, некоторые все же получают, просто это не совсем те герои, которых можно было бы ожидать. А зачастую история вообще движется циклично, и герои в некотором роде приходят к тому же, с чего начинали. В любом случае мне нравится, что у автора нет мрачности ради мрачности, и в его непростой картине мира хватает места для множества оттенков.
Aleks_MacLeod, 2 мая 2011 г.
Ой не даром «Первый закон» проходит в библиографии Джо Аберкромби как «роман-эпопея». По сути, все три немаленьких томика являются составляющими частями одного большого романа, и только прочитав все части можно в полной мере оценить авторский замысел. В первых книгах Джо мастерски водил читателей за нос, запускал обманные следы, дарил несбыточные надежды и при этом умело развешивал по стенам ружья, которым суждено было выстрелить в финальном акте. И только сейчас, в «Последнем доводе королей» автор раскрыл все карты, сбросил все маски и ответил на все вопросы.
И теперь можно со всей уверенностью сказать, что не зря именно Аберкромби называют «наследником Мартина». И речь сейчас идет не о схожих авторских стилях, описаниях, созданных мирах, нет, я сейчас говорю о поставленных целях, и методах, используемых для их достижения. Мартин в своем недавнем интервью упоминал, что стремился объединить фэнтези с реалиями нашего мира и как-то обыграть заезженные жанровые клише, Аберкромби в «Первом законе» делает то же самое. С первых страниц возникает впечатление, что главные герои трилогии сотканы из всех мыслимых штампов. Благородный молодой офицер, немного жестокий, надменный и горделивый, но с большим потенциалом; варвар-рубака с далекого севера, простой как валенок; мудрый маг, живущий в башне на берегу озера. Маг встречается с варваром, они вместе пускаются в путешествие, знакомятся с молодым офицером, которому будто бы суждено преодолеть все препятствия и вернуться домой морально переменившимся и с гордо поднятой головой... Как бы не так. Джо старательно копирует все основные жанровые клише, но результат зачастую получается совсем не тот, которого вправе ожидать знатоки жанра. У Аберкромби золушка не станет в одночасье мудрой королевой, убийца не сможет измениться к лучшему при помощи одного лишь своего желания, а мудрый старый маг вовсе не обязан быть добрым дядюшкой или крестной феей.
Образ Байяза вообще получился идеальным. Именно таким и должен быть могущественный волшебник, не одно столетие живущий на свете, преследующий свои цели и ведущий постоянную борьбу с идейными врагами. Более того, именно первый из магов в точности соответствует характеристике, составленной для этого типа персонажей у Мартина. Только если у Джорджа чародеи должны стремиться к власти, то у Аберкромби Байяз и так уже все контролирует, только не публично, а этаким серым кардиналом дергая за веревочки и нажимая на рычаги. И, поскольку магия постепенно утекает из мира, первый из магов учится полагаться и на другие, более современные, но не менее действенные механизмы.
Кроме того, Байяз уникален еще и тем, что он единственный персонаж трилогии, который остался в конце точно таким же, каким был в начале. Менялось отношение к нему других персонажей, сменялись маски, которые первый из магов надевал на публике, излагались новые точки зрения на казавшиеся давно известными события, но сам Байяз остался таким же, как и был. А вот все остальные персонажи на протяжении трилогии неоднократно изменялись, эволюционировали, развивались и пришли к финалу совсем другими людьми.
И именно развитие характеров персонажей можно назвать одним из главных преимуществ прозы Джо. Герои постоянно эволюционируют, меняются под влиянием совершенных поступков, эволюционируют под грузом появившихся обстоятельств. К сожалению, мало кто меняется в лучшую сторону, но ведь мы сейчас обсуждаем темное фэнтези, правда? Кроме того, персонажей Аберкромби регулярно называют мерзавцами, подлецами, негодяями и прочими нехорошими словами, но по сути очень мало кто из его героев однобок настолько, что бы к нему можно было прилепить тот или иной ярлык. У всех действующих лиц есть свои достоинства и недостатки, в шкафу припрятано по несколько скелетов, каждый хотел бы что-то исправить в своей жизни, положить хоть что-то на правую сторону весов, каждому есть о чем жалеть, но ни одного нельзя однозначно назвать героем или негодяем. И, на мой взгляд, это именно заслуга автора, ведь его персонажи получились многогранными, серыми, неоднозначными, другим словом, живыми.
Говоря о том, что единственный персонаж, не менявшийся на протяжении всего романа, это Байяз, я, возможно, слегка покривил душой. В конце романа мы понимаем, что Логен Девятипалый остался все таким же наводящим ужас одиночкой, не имеющим ни друзей, ни особых перспектив в жизни. Девять смертей остался все той же идеальной машиной для убийства, но нельзя сказать, что Логен не пытался измениться. Всеми силами он старался поменяться в лучшую сторону, стремился к лучшему, цеплялся за тех людей, которые могли помочь ему стать другим человеком, но, в конце концов не все в жизни зависит только от одного желания и не каждый получает то, к чему стремится. И ведь нельзя сказать, что автор не давал Логену шансов начать новую жизнь, напротив, практически каждому персонажу был предоставлен шанс что-то изменить, начать все сначала, сделать по-другому. Кто-то этим шансом воспользовался, кто-то его не увидел, кому-то удалось, кому-то нет. Впрочем, история Логена — это вообще отдельная тема. Если с большинством персонажей мы знакомимся, когда они впервые принимают участие в развитии событий, и прощаемся, когда их участие подходит к концу, то история Логена, совершив полный оборот, подходит к тому же, с чего все и начиналось. Даже название финальной главы как в зеркале отражает название первой главы первой книги, ну а последние абзацы...
Если смотреть на структуру построения трилогии, то практически все шансы выпали героям на второй том. В первой книге мы знакомились с героями в привычной им среде обитания или встречали их, когда они, грубо из нее вырванные, стояли на распутье, не имея за душой ничего, кроме старого походного котелка. Во второй части персонажи получают шанс что-то изменить, начать жизнь заново в краю, где никто не вздрагивает от ужаса, услышав твое имя, стать героем без страха и упрека, каким рисует молва или же представить, как могла бы развиться военная карьера одного бравого полковника, не случись с ним одного несчастья. В третьей же, грубо говоря, Джо занимается раздачей призов, и никто не получает того, что заслуживал.
Однако сказать, что финал получился незакономерным или нелогичным, у меня язык не повернется. На протяжении всех трех томов Джо старательно закладывал основы того, что должно было получиться в финале. Некоторые сюжетные ходы, естественно, просчитывались заранее, но никогда нельзя было угадать последствие тех или иных эпизодов — уж слишком старательно Джо маскировал истинную природу вещей. И когда автор в начале третьего тома привел в движение весь механизм, который он так тщательно выстраивал на протяжении всей трилогии, читателям оставалось только вздохнуть и броситься следом за лавиной, поглотившей героев и стремительно несущийся к финишу.
Концовка получилась просто ударной, и хотя после финального противостояния до конца книги остается еще порядка полусотни страниц, темпы повествования замедляются, а уцелевшие персонажи погружаются в беседы о том, как же все так получилось, кто в этом виноват и как всем дальше жить, читается вся книга все равно на одном дыхании.
Резюме: Блистательное завершение отличного цикла. Джо Аберкромби сполна показал, за что же его так хвалят и почему поют такие дифирамбы. К сожалению, трилогия придется по вкусу далеко не всем. Кого-то могут отпугнуть изменения, произошедшие с любимыми персонажами, кому-то рассказываемая история покажется слишком мрачной, а кто-то упрекнет автора в излишней скудости и простоте созданного им мира, но всем остальным романы Джо обязательно придутся по нраву. Ведь изначально поставленной перед собой цели он достиг, ну а выбранные им методы полностью оправдываются жанром, в котором он творит. Всем поклонникам темного фэнтези читать обязательно!
Artem_Nochkin, 13 сентября 2019 г.
«Последний довод королей» — завершающая книга эпичной трилогии «Первый Закон». Джо Аберкромби обещал выложился здесь на максимум, а многие фанаты в ответ справедливо ожидали полноценной развязки и громогласного завершения истории полюбившихся персонажей. Жаль только, что этого максимума отдельным людям не хватило, а некоторые так и вовсе встретили финал трилогии достаточно прохладно. Я, собственно, как раз из последних.
Сюжет во избежании спойлеров мы постараемся особо не задевать. Скажу лишь, что он стартует сразу после финала предыдущей книги и в необходимой для понимания мере раскрывается в издательской аннотации:
Далее строго по пунктам, на которых нужно остановится поподробнее:
1. Даже первая книга в свое время не была особо прорывной в плане идей и новизны сюжетных ходов. То тут, то там встречались набившие оскомину клише и такие махровые фэнтезийные стереотипы, что от них начинало сводить скулы даже у бородатых толкинистов. Третья же книга не изменяет многовековым традициям и также вовсю юзает всевозможные сюжетные ходы из произведений старших коллег по жанру. Другое дело, что ходы эти хоть и использовались не один десяток раз, но тем не менее по-прежнему интересны, многогранны и не потеряли актуальности даже сейчас. Так что здесь «плюс на минус».
2. В «Последнем доводе королей» у Логена какие-то до ужаса неровные скачки в настроении. Вот он сначала добрый и открытый рубаха-парень, а чуть погодя уже злющий берсерк, который рвет своих и чужих без особого повода. В остальном же Логен — такой же лапочка, как и всегда. Любимый персонаж трилогии.
3. Глокта же со своей желчью еще начал надоедать мне в конце первой книги, но к третьему тому его однотипные комментарии, когда он все вокруг себя сравнивает с дерьмом, блевотиной и гноем, реально задрали. Я, конечно, понимаю, что спрос рождает предложение. Но неужели есть те, кому это нравится?
4. Очень. Много. Бессмысленной. Резни. Я, как и многие здесь, люблю зрелищные битвы в средневековом антураже, но ведь не когда они занимают 90% экранного времени. Меру тоже знать нужно!
5. К одному из знаковых противостояний есть пара вопросов. Крутой военачальник Бетод занял местный аналог Хельмовой Пади и вроде бы выбить его оттуда невозможно, но нашим все равно поручают этот замок освободить. В итоге войска союза занимают соседнее укрепление, а Бетод по мановению волшебной палочки автора решает сняться с укрепленной позиции и всем своим стадом ринуться в атаку на ворота мясобойни. И, возможно, я здесь что-то упустил, но по моему такая тактика от бывалого вояки крайне сомнительна.
6. Как и сказал Вадим Панов в своем отзыве, все финальные глупости великого и ужасного Кхалюлья объясняются банальным требованием сюжета и ничем более. Т.е. пока автору было выгодно — пророк был умным и чертовски сообразительным, но как только дело подошло к полноценному финалу, то умник начал резко тупить и совершать детские ошибки. Из-за этого впечатления от неплохого финала оказались не то чтобы полностью слиты, но уж точно заметно подпорчены.
В итоге: «Последний довод королей» ровно такая же средненькая книга в жанре фэнтези, как и две предыдущие. Не плохая и не хорошая. Со своими оригинальными плюсами и не слишком оригинальными минусами.
Рекомендации: Если наслушаться рекламщиков и начать полноценно сравнивать Аберкромби с Мартином, то работы первого, естественно, не выдержат никакой критики. Но если подойти к этому делу здраво и не предъявлять книге завышенных требований, то она вполне может вам понравится. А для поклонников творчества Аберкромби, «Последний довод королей» — это и вовсе долгожданный финал эпической трилогии и однозначный Must Have, который ни в коем случае нельзя пропустить.
tolstyi1010, 7 февраля 2022 г.
«Путник, заблудившийся в пустыне, берет воду у того кто ее предложит»
Заключительная книга трилогии «Первый закон» написанная Джо Аберкромби, которая дает ответы, на многие вопросы, заложенные в первых двух книгах.
Король умер, необходимо срочно избрать нового правителя, и Занд дан Глокта участвует в предвыборной компании, добывая голоса, необходимые архилектору Сульту. Логен Дявитипалый возвращается на Север, чтобы отомстить Бетоду. Байяз, первый из магов, ищет способ поквитаться с Кхалюлем, нарушившего Второй закон.
Третья книга получилась захватывающей, насыщенной событиями и неожиданными поворотами. Именно такой и должна быть заключительная книга трилогии. Даны ответы на все вопросы, все сюжетные линии закончены, а все герои получили по заслугам (в той или иной мере).
Герои (как главные, так и второстепенные) на протяжении первых двух книг получают развитие и это хорошо заметно в третьей книге. У каждого героя свои страхи и взгляды на жизнь, и автору достаточно правдоподобно удалось их показать. В третьей книге очень много внимания уделено Логену Девятипалому (что лично для меня минус, так как мне этот персонаж не интересен). Северянин возвращается на Север. И мы видим, какое к нему отношение тамошнего народа. У него нет друзей, одни враги. Его все боятся. Хочешь сказать про Логена Девятипалого, скажи, что живется ему нелегко. Остальным персонажам так же уделено внимание (кому-то больше кому-то меньше) и все они получат свои законченные сюжетные линии, а с некоторыми мы даже увидимся на страницах следующих книг автора.
Мир с каждой книгой раскрывается все лучше. Север, Гуркхул, Союз. Везде свои особенности, свой климат и свои люди их населяющие. Объединяет их одно — оказаться там я бы не желал. Суровый Север, жаркий Гуркхул и лицемерный Союз.
Заключительную книгу (как и всю трилогию) читать обязательно. Одно из лучших фэнтези последних лет. Такое пропустить попросту нельзя.
Salafan, 14 сентября 2020 г.
Приветствую, друзья!
Как и было обещано, прочел я залпом трилогию Джо Аберкромби «Первый закон». И не побоюсь сказать, что этот цикл однозначно войдет в топ прочитанного за год, да что там это лучшее, что я читал в своей жизни! И речь сегодня пойдёт о заключительной книге трилогии — «Последний довод королей».
«А ведь в жизни часто так случается: ждешь чего-то, а в результате все оборачивается жестоким разочарованием.»
Сказать, что сюжет захватывающий и динамичный — это значит не сказать ничего. Он несется на всех порах к своей кульминации, происходит столько всего, что книга не дает тебе заскучать. Нехватка боевых сцен и баталий, а как по мне в предыдущих томах их было маловато, сполна компенсируется. Как я уже не раз отмечал: сражения поражают своей зрелищностью и эпичностью. Да и боевка выше всяких похвал! История же приподносит немало сюрпризов в виде неожиданных поворотов, ведь лично у меня не получалось предугадать заранее ход событий. Когда роман подходит к завершению, витает в голове вопрос: А сможет ли автор достойно завершить трилогию не слив при этом сюжетные линии? Тут я не смогу дать однозначный ответ. Вроде и истории завершены более чем достойно, но вот после прочтения остается осадок. Он в том, что линию с Логеном завершили как-то скомкано, толком непонятно почему все это произошло.
«И то правда...если самому ничего не менять, то жизнь, понятное дело, никогда не изменится.»
О героях же много говорить не приходится. По прошествии некоторых событий полюбившиеся персонажи становятся теми, кем ты вообще не предполагал их увидеть. Такого поворота в судьбах я, мягко говоря, не ждал! По ходу трилогии прослеживается изменение героев в плане характеров. Это несказанно радует, ведь порой в книгах персонажи даже после всего произошедшего с ними остаются такими же какими и были в начале. Что называется, ничему их жизнь не учит. Если хочешь сказать про героев «Первого закона» — скажи, что будешь по ним скучать.
«Смелость приходит неожиданно, никогда не знаешь, когда обретешь ее, и вчерашний трус может стать героем, когда настанет время.»
Подводя итог этому сумбурному потоку эмоций скажу, что «Последний довод королей» — достойное завершение трилогии, поражающее эпичностью происходящего и зрелищными сражениями.
В тексте рецензии использованы цитаты из книги Джо Аберкромби «Последний довод королей».