Владимир Торин, Олег Яковлев «Мистер Вечный Канун»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Кельтской ) | Приключенческое | С множеством интриг | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Двойники и раздвоение личности | Конфликт отцов и детей | Фантастические существа | Артефакты | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Туманный Уэлихолн, затерянный в графстве Эссекс. Получив таинственное письмо, Виктор Кэндл возвращается в город детства, где происходят мрачные и загадочные события, уходящие корнями далеко в прошлое. Старинный семейный особняк полнится заговорами. Все родственники ведут себя очень странно, а вокруг творятся необъяснимые вещи. В дом прибывают необычные гости, среди которых явно есть тот, чье присутствие все отрицают…
Входит в:
— цикл «Мистер Вечный Канун»
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Мистика и хоррор года |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книга года | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Лучшая отечественная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olga.sb, 30 сентября 2022 г.
Книга совершенно не зашла по целому набору причин.
В первую очередь из-за того, что постоянно творится какой-то сюр, по сравнению с которым Алиса в стране чудес покажется образцом пристойной логичности. Из-за стенок слышатся голоса, тетки сорятся из-за метлы, дядя таскает что-то по ночам на чердак… Как это связано с сюжетом становится ясно только ближе к концу, но я бы лично выбросила 2/3 книги и ничего бы это не изменило. Полная абсурдность происходящего не смешная и не интригующая, а безумно скучная.
Всё это преподнесено с точки зрения пары десятков мерзейших персонажей, часть из которых, отработав свою полезность, к тому же умирает с особо извращенной жестокостью. Ненавижу, когда повествование скачет, как блохи, и вдвойне ненавижу, когда обрывают вот так линии.
Тут же еще в дополнение ни за одного из рассказчиков совершенно не переживаешь: истеричные и склочные тетки-сестры, трусоватый нытик дядя Джозеф, пустоголовая болтушка сестра Кристина, вечно лезущий куда не просят брат-школьник Томми, сначала непонятно каким боком вообще туда относящаяся Клара Кроу с истеричной мамашей. С пяток совсем левых персонажей: почтальон, банкир, продавец, библиотекарь… Холодная и злобная мать главного героя Виктора.
И сам Виктор, конечно. Он, что называется, ненадежный рассказчик. То есть его словам, зрению, слуху, и пр. нельзя доверять. Он постоянно засыпает посреди происходящего и ничего не понимает, но пытается докопаться до сути. Ведь кто-то же его вызвал из Лондона в родовое поместье, где накануне Хэллоуина творится всякая чертовщина. Я с первой же главы раскусила прием, но надеялась, что ошибаюсь. Увы. Отвратительный прием, который всегда с моей точки зрения выглядит ненатуральным, нарочитым и неправдоподобным.
Сюжета здесь тоже по сути нет, только клубок фамильных секретов да криповая атмосфера, которая, признаюсь, удалась. Но ее маловато, чтобы вытащить книгу за уши. Туманная долина Арден – вот классический пример, когда атмосфера чудесно дополняет сюжет, а не склеивает трещащие по швам куски.
Как ни странно, книга мне напомнила не бертоновский мультфильм Кошмар перед Рождеством и не Коралину, хотя эстетика однозначно намекала, а Клауса (два враждующих клана, атмосфера всеобщей ненависти и недоверия), хоть и без душевности и теплоты всех упомянутых.
По итогу могу порекомендовать только тем, кто любит со смаком почитать про дисфункциональные семьи и таинственные замки вроде отеля Трансильвания для монстров, где каждый старается отличиться посильнее. А еще про вырванные, пронзенные, вытекшие глаза, заклеванные заживо птицами, отходящую от костей плоть и прочие радости жизни на Хэллоуин.
Кстати, Уэлихорн это 1 часть книги, поделенной произволом издателей надвое, поэтому если берете в бумаге, то сразу две, потому что концовки в первой части, само собой, просто нет.
Kavabanger, 8 февраля 2023 г.
Предостережение!
Если вы, подобно мне, частенько выбираете книгу на прочтение по отзывам на фантлабе — не ведитесь на восторженные 10ки и ««Мистер вечный Канун. Город полуночи» поделит ваш читательский опыт на «до» и «после»»
Не повторяйте моих ошибок, будьте осмотрительней. Прочитайте отзыв olga.sb, его достаточно. Книга, увы, избыточна и скучна.
Но если вы ищете что почитать «в дождливую осеннюю ночь под пледом, при свечах потягивая теплый глинтвейн» — это ваш вариант и господь вам судья.
P.S. Меня так умиляет, когда автор гордо ставит себе десятку. Есть в этом какой то полет!
Moloh-Vasilisk, 27 января 2024 г.
Мистер Вечный Канун. Уэлихолн. Владимир Торин, Олег Яковлев. 2022 год.
«Curiouser and curiouser!»
Уэлинхолн – маленький городок, затерянный где-то в Англии. Именно сюда в преддверии Хэллоуина из Лондона направляется Виктор Кэндл. Когда-то здесь был его дом, и до сих пор в этом месте сокрыто множество семейных тайн.
Ожидал увидеть роман, а увидел лишь растянутое вступление к произведению.
Что же можно встретить на страницах данной книги.
- Текст ради текста. Повествование растянуто, предложения чаще всего усложнены и пестрят излишними конструкциям. Погружает ли это глубже в атмосферу произведения? На мой взгляд, нет. Это лишь делает книгу менее читабельной.
- Диалоги ради диалогов. Большинство из них какие-то сюрреалистичные разговоры обитателей психиатрической больницы, не несущие никакой информации и увеличивающие объем произведения.
- Сюжет, а он здесь в каком-то зачаточном состоянии, движется в час по чайной ложке. Больше внимание уделено чрезмерному количеству тайн. К тому же абсолютно нелогичным для меня является решение разделить один роман на две книги.
- Нагромождение персонажей. Героев введено не мало, при чем от лица многих из них ведется повествование, растягивая и без того медленный темп истории в разные стороны. К тому же большинство персонажей откровенно странные. Не таинственные, а именно странные, как бывают странными местные сумасшедшие, которых пытаешься избегать. Возможно, от этого страдает и мир романа. Он не ощущается живым, складывается такое ощущения, что пока действует один герой, остальные замирают в ожидании.
- Избыточная таинственность и недосказанность. Новые вопросы появляются почти постоянно, но к концу книги ответов находится не так уж много. Здесь опять стоит вспомнить о непонятном разделении романа, но читать вторую часть совсем не тянет.
В итоге после прочтения остается лишь сожаление о потраченном времени. Оценка 2 из 10.
zverek_alyona, 3 августа 2024 г.
Я наконец-то домучила этот разбитый на два тома роман. Или он меня домучил. В общем, оба «хороши».
Две фразы буквально на предпоследней странице заставили меня насторожиться:
»- Что-то не сильно смахивает на счастливый конец, верно? — хмуро прервал молчание мальчик.
- Это вообще не смахивает на конец, — попытался улыбнуться старший брат.»
Заглянула на Фантлаб — и точно, у авторов в планах продолжение. «Ну уж дудки!», — подумала я, решив, что все возможные сиквелы, приквелы и вбоквелы этой истории уже без меня.
Попытаюсь объяснить, что мне не понравилось. Но начну с плюсов, за счёт которых и натянулась оценка 7 из 10. Надо отдать должное авторам, фантазия у них бурная и они умеют придумать сюжетные ходы, не сильно затёртые их коллегами по жанру. Язык книги мне тоже понравился. Не без огрехов там и сям, но они совсем мелкие и не считаются.
А теперь к минусам. Зайду немного издалека и не про литературу. Если вы смотрели боевики с погонями, не доводилось ли вам ловить себя на мысли, что вон сколько народу пострадало, пока хорошие парни / девчата догоняли плохих или наоборот, улепётывали от них по густо населённым городским улицам? Мы так проникаемся сложной судьбой главных героев, что на безымянных пострадавших (ох, как кувыркнулась вон та зелёная машина! а ведь в ней сидел как минимум один человек — водитель!) уже не остаётся эмоциональных сил. Увы.
В книгах бывает так же, хоть и не так часто — в тексте легче не «показывать» перевернувшиеся в ходе погони автомобили мирных жителей. Но авторы «Мистера Вечный Канун» не оставили безымянным третьестепенным персонажам вообще ни малейшего шанса получить долю читательского сочувствия. Ибо первые и вторые ряды персонажей забиты настолько плотно, что массовку за ними просто не разглядеть — толпа и толпа. А ведь во второй части в городе начали твориться воистину страшные вещи.
С количеством действующих лиц авторы супер переборщили. Многие семейные саги скорбно курят в сторонке, ибо куда им тягаться! Этакие «Война и Мир», сконцентрированные в одном псевдо-английском городке в период одной недели. И с каждым персонажем что-то не так! У каждого свои планы и задачи, которые раскрываются далеко не сразу. Дочитав до 150-й страницы уже не помнишь, что же там было на 10-й, ибо столько всего произошло (и половину можно было спокойно выбросить из текста). Нет, авторы не графоманы, но... чувство меры им изменило.
Ну и слишком много членовредительства, на мой вкус. Но я в принципе ужастиковые ужастики не жалую, потому эту претензию можно не засчитывать.
Green_Bear, 2 декабря 2022 г.
Загораются рыжие огни хэллоуинских фонарей, теплятся фитили свечей за прорезями в тыквах, вертятся хороводы предпраздничных очередей за подарками и украшениями и разгуливает по улицам пронизывающий осенний ветер, то назойливо приставая к прохожим, то с воем шарясь по чердакам. Город Уэлихолн готовится к Хэллоуину, но канун Дня Всех Святых ждут не только добропорядочные обыватели, но и потусторонние сущности, и обладатели колдовских сил. Их ждет День между двух лет, когда можно сбросить человеческие одежды, когда вся ложь утратит свою силу, а многолетние планы придут в действие.
Несмотря на то, что молодой репортера Виктор Кэндл возвращается к родной семье, но выступает он при этом в роли типичного странного чужеземца в странном чужеземье. Корделия, его мать, держит дистанцию и неприятно холодна, стервозные тетушки Рэммора и Мегана едва сдерживаются, чтобы не обглодать племянничку косточки, младший брат Томми шарахается в непритворном ужасе, а отец вообще запропастился в каких-то разъездах и делах, лишь сестра Кристина охотно обменивается с ним шуточными подколками и порой сопровождает в поездках по Уэлихолну. И даже город то и дело кажется Виктору преобразившимся. То ли из-за грядущего кануна Дня Всех Святых, то ли прежде наш герой попросту невнимательно смотрел по сторонам, упорно отрицая странности.
Начинаясь, как магический реализм с переплетением психологической прозы и необъяснимых странностей, роман плавно перетекает в насыщенное городское фэнтези, а потом и вовсе дробится, будто в осколках разбитого зеркала, на кровавый хоррор, драйвовые приключения и колдовское фэнтези. И если в бытописании авторы блещут далеко не всегда, максимум — от души сгущая свинцовую обреченность, то глинтвейн из уютных сумерек, темной магии и свежей крови им удается гораздо лучше. Некоторые подсказки и намеки авторы старательно раскладывают на видных местах, чтобы читатель точно не прошел мимо, однако другие интриги благополучно остаются скрытыми на изнанке, дабы внезапно выстрелить в кульминационный момент.
Стоит учитывать, что «Мистер Вечный Канун» — это история не только и даже не столько молодого журналиста и блудного сына, но разворачивающаяся в объемную сложную скульптуру хроника нескольких поколений семей Кэндлов, Кроу... а также иных существ — фейри, духов и чудовищ. История со множеством интерлюдий и второстепенных персонажей, чьи имена, фамилии и клички бурным потоком хлынут на читателя, по мере приближения Кануна. Это натуралистичный и жутковатый паноптикум человеческих душ, искалеченных жаждой колдовской силы и страхом ее утратить. Возведенный в абсолют эгоизм, годами оттачиваемое искусство интриг и коварства, настоянная на застарелых обидах жгучая ненависть. Это летопись утрат и разочарований, когда часовой механизм судьбы бесстрастно перемалывает очередную жертву со всеми ее надеждами.
Но с другой стороны, даже увлекаясь жесткостью, сарказмом и черным юмором, авторы не забывают и про светлые тона в своей истории. Да, равнодушие, обиды и страхи превратили жизнь героев в блуждания по мрачному лабиринту с неминуемой гибелью в финале. Однако высеченные в схватках с врагами искры способны разжечь не только черную ненависть, но и благородную ярость, воскресить жертвенность и казалось бы утраченную любовь.
Итог: колдовское варево из уютных зарисовок, свинцовых мерзостей бытия, интриг нечисти и ведьм.
Marisolb, 25 марта 2024 г.
Эпиграфом к «Мистеру Вечный Канун» я бы выбрала известный мем: «Страшно, очень страшно. Мы не знаем, что это такое, если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое!»
При этом страшно мне стало не от мурашечного саспенса сюжета, а от тягомотного нагнетания непонятного сюра и осознания в финале, что эта муть – еще не конец. Первая книга обрывается буквально ничем (зачем было делить повествование, при этом обеим частям давать отдельные подзаголовки?). Закрыв первую книгу, я подумала – слава богу, что не купила сразу вторую, ибо читать я ее точно не буду.
Вечная недосказанность, постоянное нагнетание без кульминации сделали чтение «Мистера Вечный Канун» похожим на невозможность почесать зудящую спину – пытаешься смириться, но зуд все равно бесит.
Персонажей в книге с избытком, но проникнуться их судьбами желания не возникло, как не возникло бы желания сопереживать шизофреникам в стадии психоза. В основном герои – это какие-то городские сумасшедшие, есть еще маман-атаман, о которой ГГ каждый раз с придыханием говорит ОНА, и сам главный герой – апатичная амеба с жизненным кредо – в любой непонятной ситуации ложись спать.
Я пыталась проникнуться атмосферой кануна Хэллоуина, представить себе дождливый октябрь и на его фоне погрузиться в тайну дома Кэндлов… не получилось. Знаете, нагнетать тоже надо уметь. Ротфусс в своем «Имени ветра» тоже ничего конкретного не рассказал и первые 700 страниц посвятил учебе ГГ, и тем не менее многомиллионная толпа фанатов, ждущая третьей книги, намекает нам, что это было интересно и хочется узнать, в чем же все-таки дело. Того же, увы, нельзя сказать о «Мистере Вечный Канун» — в чем там дело, неинтересно вовсе.
negativecharge, 26 октября 2024 г.
Удивительное сочетание оригинальных сюжетных поворотов и напыщенного текста с нелепыми образными сравнениями и действиями в последний момент и из последних сил. Герои неправдоподобно всемогущи и топчут своих врагов, чтобы с удивительной легкостью пасть от рук других таких же всемогущих героев и так до самого финала. В итоге ощущение какой-то истеричности от прочтения.
majj-s, 19 декабря 2024 г.
Кануническое
Если вы подумали, что речь о грядущем кануне Рождества, то вы ошиблись, это о другом, интерес к которому обратно пропорционален настойчивости, с какой официоз рекомендует игнорировать «этот чуждый нам праздник». Лондонский журналист Виктор Кэндл в канун Дня Всех Святых возвращается в родной городок, где не был семь лет — с тех пор, как сбежал отсюда: от своей шумной, обильной и, прямо скажем, странноватой родни; от непонимания, как дальше жить и что делать после разрыва с любимой девушкой Сашей; от матери, которая демонстративно его не любит. Он бы и теперь не приехал, но получил загадочное письмо, отправительница которого сообщает, что в Самайн в его доме случится что-то страшное, умоляет приехать и помешать, а в конце признается, что подписалась вымышленным именем из опасения мести его семьи. Это заставляет его репортерское чутье сделать стойку. Ну или сам молодой человек уверяет себя в том. На деле же, причина в том, что каждому из нас важна возможность ощутить себя частью семьи и в каждом живет надежда, что все может перемениться к лучшему.
Напрасная в случае Виктора: мать по-прежнему игнорирует его, младший братишка Томми, похоже боится до полусмерти (неизвестно за кого принимая), отец не счел нужным покинуть свой кабинет, чтобы поздороваться и обнять сына — из-за запертой двери отвечает, что занят и просит оставить его в покое. Кристина, младшая сестренка, которая была забавным лягушонком, когда Виктор сбегал отсюда, а теперь превратилась в привлекательную юную девушку — похоже единственная в семье рада ему, хотя и с ней все не так просто. Что до Уэлихолна, городка, где Хэллоуин считается главным праздником года и отмечается с куда большим размахом, чем Пасха или Рождество — это место тоже довольно странное. Например черные коты: отчего-то в свой главный праздник горожане считают долгом убить или покалечить каждого хвостатого этой масти. В нынешнем году Томми с другом Чарли заранее отловили дюжину и еще одного, заперев в клетках в подвале заброшенного дома. Прибегают кормить после школы.
Я проглядела читательские рецензии на роман Торина и Яковлева, и если кто восхищается, то в стиле «мое сердечко остановилось», а если кто ругает — то за отсутствие семейной и вообще какой бы то ни было любви и общую непонятность. Насчет сердечка не скажу, мое билось ровно все время чтения, а что до нелюбви — это часть концепта, отличающего «Мистер Вечный Канун» от других-прочих жанровых книг, которых в сегодняшнем пространстве без счета. Да, это история, в которой любовь вынесена за скобки, даже самая незыблемая, материнская и сыновняя с дочерней. Матери в романе так же легко предают детей, как в обыденной жизни это делают сбегающие от тягот семейной жизни отцы. Отказываются от них, обрекают на несчастье и даже смерть ради следования пресловутому «своему пути», каким для женщин из клана Кэндл (а также почти уничтоженного ими клана Кроу) является ведьмовство.
Соавторам удается удивительным образом воссоздать в условной английской глубинке середины прошлого века (условной, потому что к реальной Англии того времени это относится примерно никак), атмосферу плантаторского Юга из «Унесенных ветром». Наряды, беззаботность, вечные склоки между тетушками Меганой и Рэмморой, семейное авто по прозвищу «драндулет», которое слушается одной только Кристины. Однако одновременно это и очень кельтское по настрою, ирландско-шотландское чтение, с городской легендой о пропойце Джеке-тыкве, обхитрившем самого дьявола и в целом отсутствием сантиментов. Такое оксюморонное сочетание несочетаемого. Север и Юг в нашем понимании меньшие антагонисты, чем Запад и Восток, но сплавить их воедино удается далеко не каждому, Яковлеву и Торину удалось.
Книга получилась крутая, с жестким финальным панчлайном, и я уже читаю вторую часть. Потому что это реально того стоит.
majj-s, 19 декабря 2024 г.
Жить вы будете плохо. Но недолго
«Город Полуночи», вторую книгу «Мистера Вечного Кануна» вернее было бы назвать второй частью одной книги. Уверена, что так и есть, издатели просто разделили роман на два тома, потому что вряд ли найдется много желающих купить тысячестраничный кирпич от неизвестных авторов, да и с технической точки зрения, верстка должна быть непростой. А потенциал у истории богатый, и прочитавший «Уэлихолн» непременно захочет продолжить знакомство — количество рецензий на Лайвлибе тому в подтверждение.
Преимущество такого разделения для рецензента — о событиях предыстории можно говорить, рассказывая о продолжении, без боязни заспойлерить, потому что, собираясь читать первую часть, никто не идет знакомиться с рецензиями на вторую. Итак, к началу «Города Полуночи» мы уже знаем, что в Уэлихолне заправляют всем ведьмы, что прежде силу и власть здесь делили два ковена: Кэндлов и Кроу, но стараниями первых, вторые разорились и пришли в совершенное запустение. Знаем, что у Клары — ведьмы клана Кроу, которая кажется городской сумасшедшей, но она еще и ведет уроки в своей молодой ипостаси учительницы Мисс Мэри — что у нее 23 года назад выкрали новорожденную дочь, которую в нынешнем Самайне хотят принести в жертву — попросту отдать на съедение могущественному магу, разделившему свою личность, на манер Волан-де-Морта с его крестражами, между неодушевленными предметами: метелкой, котлом, ключом, фонарем, зеркалом — прежде бывшими людьми. Это существо поставит мать Виктора, Корделию Кэндл, во главе всех вообще британских ведьм, сместив с поста прежнюю королеву. А кроме того, поспособствует проведению ритуала, который сольет воедино силу трех поколений ведьм Кэндл и посвятит в ведьмовство милую малышку Кристину.
Кристина и Виктор в финале первой книги спасли захваченного Корделией в плен короля гоблинов, в награду получив увечье (сестра) и смерть (брат) — да, это очень жестокая и совсем не благостная история. Однако в начале второй мы встречаем Виктора живым и почти невредимым. Объяснение есть и оно логически непротиворечиво — «Мистер Канун» вообще замечательно продуманная история, в которой причины и следствия конгениальны, а развешанные ружья стреляют (и не всегда пуля огибает симпатичного читателю персонажа). Так вот, почему Виктор не в могиле, а вполне себе бодр — причина та же, по которой маман притянула его на этот праздник: он вместилище, живой контейнер для того самого мага, который, см.выше. Ему наш парень обязан выздоровлением и кое-какими сверхспособностями, которые проявляются у него, правда, лишь когда сам он выпадает из реальности.
История очень непростая, хотя внятно пересказать ее можно, задавшись такой целью. Но пересказывать без надобности, зачем портить вам удовольствие от чтения? Это сложно структурно, довольно необычно с идеологической точки зрения (я сейчас об общем пафосе и морально-этической составляющей); у этого странные отношения с эмоциональной привязкой — ты боишься проникаться к герою симпатией из опасения в следующем эпизоде узнать о нем что-то чудовищное, но против воли проникаешься даже к негодяям. И это тоже такая нестандартная особенность — насколько проще было бы позволить читателю полюбить персонажа, самоотождествиться с ним, но соавторы не искали легких путей — респект им.
Много экшена, хотя лично я не принадлежу к ценителям. Главным образом потому, что когда в книге нескончаемым потоком несутся ледяные иглы, срываясь с ладоней одних персонажей, огненные протуберанцы — других, шипастые лианы вырастают из ничего по мановению третьих — я не могу не думать о том, что это нехорошо с точки зрения закона сохранении энергии, и о том, почему такие могущественные создания до сих пор не захватили власть над миром, а ведут баталии за свое мутное болотце. Ну не получается у меня мозг отключать при чтении, простите.
В остальном крутейшая книга, и я понимаю. почему у нее так много поклонников.
intravert1983, 13 декабря 2024 г.
Очень странная (в хорошем смысле) ведьмовская «Санта-Барбара»
И так, у нас тут маленький захолустный английский городок, с присущими маленьким городками признаками: все друг друга знают, имеются некоторые симпатии, но гораздо более ярко выраженные антипатии большинства, основная часть которых направлена на одно весьма не простое семейство. А уж что это за семейство... Заклятый клубок родственников разной степени коварности, которые постоянно собачатся, плетут ведьмовские интриги друг против друга, готовят и осуществляют странные и довольно жестокие, и даже кровавые ритуалы, которые для значительной части персонажей кончатся весьма трагично.
И естественно куда же в Хеллоуин без чертовщины и странностей. О, этого «добра» тут с избытком, особенно по началу, читаешь и думаешь: «А что вообще тут происходит?!» Но не переживайте, авторы размеренно, но без провисаний проведут вас по сюжету, сведут все сюжетные линии воедино и раскроют всех многочисленных персонажей, все сыграют свои роли. А уж экшна под конец выдадут аж с избытком.
Написано вполне хорошим и простым стилем. Автору удалось передать Английскую «атмосферу», ну по крайней мере как я её понимаю и воспринимаю. И в тоже время с другой стороны, сильно веет атмосферой фильмов Тима Бёртона.
Крепкое произведение которое держит внимание, не провисает, и которое хочется дочитать до конца. Если вам хочется мистики и чертовщины — то это оно, рекомендуется читать под упомянутый «праздник».
Lilian, 20 ноября 2022 г.
«Хэллоуинская история о Хэллоуине, произошедшая в Хэллоуин и незадолго до него». Довольно точное определение. Потому что все в этой истории работает на атмосферу, порой настолько сильно, что и события, и герои, и антураж маленького городка кажутся просто декорациями разворачивающегося жестокого спектакля.
Некоторая избыточность имеет место. И в бесконечных описаниях странностей, и в неспешности первой половины истории, и в количестве хитроумных коварных планов на единицу текста, и в силе взаимной ненависти и склочности некоторых героев. И порой в уровне жестокости, но об этом позже.
При всем при этом надо признать, что эта книга крайне удачно вышла и оказалась на слуху этой осенью. Всё в ней работало на октябрьский мистический образ — начиная со стилизованных обложек двухтомника и заканчивая появляющимися отзывами, обещающими настоящую хэллоуиновскую атмосферу.
И в этой истории действительно всё пронизано атмосферой. Пугающей, полной странностей и колдовства, множества загадок и зловещих планов. И та самая избыточность, которую вполне можно отнести к недостаткам, она всё же работает. И помогает создавать уникальный стиль книги. Кстати, в полной мере интересный для прочтения и по прошествии октября месяца.
Ещё одной отличительной чертой книги можно назвать удивительное самомнение и равнодушие к мнению других людей со стороны большей части персонажей. Все проблемы можно было бы решить намного проще, если бы герои просто остановились и прислушались к тому, что им говорят. Но раздутое самомнение в подавляющем большинстве случаев просто не оставило никаких шансов избежать трагедии.
И ещё здесь есть жестокость. Рейтинг 18+ оправдан в первую очередь за счёт натуралистично описанных смертей, изобретательных и безжалостных проявлений колдовства, а также того уровня жестокости, который царит в отношениях между самыми близкими людьми. Так уж получается в этой истории, что во всем многообразии персонажей самые ужасные и непростительные поступки совершают обычно самые родные друг другу по крови люди. Родители и дети, бабушка и внуки, родные сёстры и братья. Порой читаешь и диву даёшься — ну как так-то, как можно быть настолько недальновидными, жестокими и равнодушными.
Это особенно странно смотрится с учетом того, что в самом обобщенном смысле сюжет этой книги можно обозначить как последствия давней вражды между несколькими колдовскими семьями, борьбу за власть и влияние. И в этой ситуации было бы логично держаться за свою семью, усиливать и поддерживать её. Но персонажи обычно слишком презирают всех вокруг, а сострадание почитают глупостью.
С другой стороны, нельзя не отметить, что эта история не ограничивается жестокой колдовской враждой. Тут будет место обычным мальчишеским шалостям, изобретательной магии, путешествиям по зазеркалью, умело вплетенным в повествование легендам и детским страшилкам (одна Кровавая Мэри чего стоит), попыткам расследовать загадочные события, фокусам и совместной работе. А наравне с обычными людьми и ведьмами будут действовать различные волшебные существа и Вещи. В конце концов, один из центральных трикстеров, Человек в Зелёном — определенно не человек и родственен скорее существам из-под холмов.
Так что трудно однозначно определить жанр и настроение этой истории. Милые зарисовки и некоторая детская условность в сюжетной линии самых младших персонажей тут соседствует с коварными планами, трагедиями и притягательной осенней мистической атмосферой. Я отношу всё это к заслугам авторов в создании собственного уникального стиля и оригинальной истории.
Похвалить можно и за разнообразие персонажей. Вопреки всей встречающейся жестокости, здесь есть место и куда более привычным и человеческим отношениям — обычно среди младшего поколения, ещё не испорченного грузом семейных тайн и ненавистью. Ну и в любом случае образы у авторов получаются яркие, запоминающиеся и явно не одномерные.
Кого выделю? Условных хороших, не замеченных в самых отвратительных семейных разборках. Виктор — формальный главный герой, пускай его линия далеко не единственная и не всегда центральная. Он — во многих отношениях зануда, неуверенный в себе молодой человек, который вечно на пару шагов позади окружающих его интриг и который отчаянно цепляется за идею журналистского расследования, чтобы хоть как-то справиться с окружающим его хаосом. Но в самый отчаянный момент он не сдался. Кристина — яркая, взбалмошная, полная жизни и задора девушка, уже заражённая толикой семейного самомнения. Увы, порой от семейного проклятья не уйти, но она до последнего пыталась разрушить порочный круг. Томми — обычный непоседливый мальчишка, рассуждающий и ведущий себя сообразно возраста, ещё не успевший испортиться под влиянием своей родни. Очень смелый. Клара — городская сумасшедшая, в прошлом которой скрыта ужасная трагедия (а ещё это далеко не единственный её образ), способная на отчаянную борьбу ради близких. И мой фаворит — Зеркало. Даром, что не человек, а Вещь. Даром, что убийца и монстр. В первую очередь он галантный романтик и верный соратник, готовый пожертвовать собой ради того, во что по-настоящему верит, и ради тех, кого любит.
Что ещё... Авторы умеют удивлять, впечатлять и переключаться между различными настроениями. А ещё это законченная цельная история с хорошим, но немного грустным финалом. Впрочем, учитывая все опасности, подстерегавшие героев, финал вполне можно назвать счастливым.
Бумажное издание красивое, разделение на два тома обусловлено исключительно объемом произведения.
Torque1812, 4 декабря 2023 г.
В книжке немало воды, большая часть персонажей откровенно гадкая и отрицательная, положительных почти нету. ГГ не мерзкий, но скорее рохля и любитель поспать
в самый ненужный момент. «Не знаешь чего делать — ляг поспи» — его девиз по жизни и коронный прием. Очень большое кол-во желчных диалогов и перебранок, книжку
также не назвать шибко оригинальной. И вообще, такое чтиво не совсем мое....
НО. Думал что попробую одну-две главы и брошу — и не заметил как проглотил четверть за один присест. Ни смотря ни на что книжка именно что «читабельная» и не скучная, а это очень важно. Поставил бы 7,5 но на сайте так нельзя. 8 уже многовато, поэтому крепкая 7+.
Deliann, 8 февраля 2024 г.
Жизнь текла размеренно. Отправляясь в очередную командировку, я и представить не мог, что по пути успею пережить самое захватывающее приключение этой зимы.
В поезде я познакомился с Виктором Кэндлом, репортером из Лондона. Он был вынужден ехать в Уэлихолн к родне, так как намедни получил оттуда загадочное письмо. И пока вокруг Виктора сгущалась атмосфера таинственности и недосказанности, я обнаружил, что зима за окном сменилась осенью, а у нас в купе, словно из ниоткуда, возникла неожиданная попутчица. Пожилая женщина, назвавшаяся мисс Хэтти, добавила загадок на долю Виктора, после чего я понял, что не могу оставить своего нового знакомого одного блуждать в поисках ответов.
В Уэлихолне нас встретила сестра Виктора Кристина и отвезла домой в поместье Крик-Холл. Здесь я ощутил какой-то чудовищный джетлаг: вокруг октябрь яростно срывал листья с деревьев, а мой внутренний календарь уверенно заявлял, что сейчас февраль. В Крик-Холле, тем временем, жизнь била ключом. Потихоньку приезжали другие гости, отовсюду слышались смех и разговоры, в каждой комнате происходило что-то интересное.
Не такая уж большая гостиная периодически расширялась в несколько раз, дабы без проблем вместить в себя всех желающих. Кухня временами идентифицировала себя болотом, погружая шкафы с посудой в туман и бульканье. По коридору и лестницам всё время кто-то куда бегал, иногда просто так, иногда спасая свою жизнь. Тётушки Виктора регулярно разжигали ругань между собой, а Кристина с удовольствием подкладывала им дровишек. Дядюшка постоянно изображал бурную деятельность, не забывая показывать, какой он больной и несчастный. Впрочем, вскоре выяснилось, что главные его болезни – это воспаление хитрости и отёк совести. Из окна временами можно было видеть вылетающего из своей комнаты Виктора. Иногда он спускался цивилизованно по плющу, а иногда падал прямо в кусты роз, растущие под окном. Младший брат Виктора, Томми, на редкость непоседлив, с неизгладимой тягой проводить расследования и влипать в приключения. В общем, семейка прелюбопытная. Жаль только, с отцом Виктора познакомиться не удалось: то он вышел пару минут назад, то болен, то заперся в кабинете поработать. Почему-то Кэндлы в своей причудливости показались мне похожими на негативный снимок семейки Адамс: там, где одни стоят друг за друга горой, вторые строят каверзы, и наоборот.
Уютная мистическая атмосфера начинает развеиваться после неожиданного убийства. Предпраздничная суматоха становилась всё менее весёлой и всё более жуткой. Виктор и Томми всё глубже погружались в свои расследования, я всё больше переживал за них, а события принимали всё более опасный оборот…
Пришёл в себя я в поезде, обнаружив, что пора выходить. С трудом вспомнив, куда мне нужно, я покинул вагон, окунувшись в февральскую ночь. Всё закончилось, ответы были получены, но мои мысли нет-нет, да возвращались к событиям в Уэлихолне. Я даже пообещал себе наведаться в этот городок ещё раз, только уже когда положено: за неделю до конца октября.
wonder.stasy, 21 января 2024 г.
История в первую очередь завораживает своим слогом и атмосферой. Герой садится в поезд, описывает виды из окна и свои внутренние тревоги, а я в этот момент наслаждаюсь дорожной романтикой и осенним настроением. Загадочные попутчики и семейные тайны, древние сущности, предательства и опасные желания переплетаются в котле накануне самого мрачного праздника.
В процессе чтения я строила теории, но не все из них выстрелили. На отдельных сценах был шок и радостные возгласы. Роман вызвал бурю эмоций. Конец показался немного странным, учитывая отношения некоторых персонажей, но понравились финальные строки от лица Томми.
Эту книгу стоит приобрести в домашнюю библиотеку, чтобы перечитывать раз в год промозглым осенним вечером за чашкой чая.
А теперь впечатления со спойлерами:
До последнего не верила, что Скарлет сожрал подменыш. Она же верховной ведьмой не просто так была. Когда она ещё подарки всем дарила я подумала, что эта мадам знает очень многое. Даже Чарли получил книгу о птицах, а он был, на минуточку, Кларой Кроу — Вороной. Как говорится, совпадение? Не думаю Да и Виктору часы она подарила с каким-то явным намёком — а в итоге в финале это сыграло ключевую роль.
Знатно офигела вместе с Томми, когда выяснилось кто такой Чарли
В финале надеялась, что Клара наконец будет счастлива, но ее почему-то оставили в Уэлихолне совсем одну... Не понимаю решения Виктора уехать вместе с Корделией — она мало ему и Саше гадостей сделала? Чуть не убила, от Гарри избавилась (хорошо, что он выжил — «мальчик-муж, который выжил»). Могли бы забрать ее с собой, всё таки Саша хотела остаться с матерью, Томми расстроился из-за отъезда. Не понимаю я этого и то, что Клара «сошла с ума и оплакивала Зеркало» — она же не камень всё таки, и так всех потеряла... Ещё и дочь ее оставила — ну вот как?! Мне жаль эту героиню.
Очень понравился твист в конце с отражением! Я до последнего надеялась на что-то подобное и вскрикнула от радости, когда Мистер Ив подмигнул Томми))) вот старый пройдоха!
Начинается история, когда Виктор садится в поезд, и заканчивается она точно так же. Люблю подобные авторские решения. От них веет ностальгией о прочитанном романе. Сидишь, обмозговываешь яркие моменты книги, ловишь теплую грусть от завершения очередного шедевра и слушаешь плейлист по мотивам, чтобы остаться с героями чуточку дольше.
valeripen, 2 октября 2022 г.
Атмосфера: маленький город, Хэллоуин, загадки, ведьмы, проклятия, тыквы, туманы, древние духи,кельская (шотландская, ирландская мифология)
Боюсь, все, что я хочу рассказать вам об этой книге, не влезет в один отзыв. Боюсь, что мне может не хватит слов, чтобы описать свои чувства. Можно я просто скажу: «Черт возьми, это гениально»? Очень давно мне не попадались книги настолько полные загадок и интриг, где бы эти загадки были прописаны так тщательно, что читатель бы ломал голову, и все равно бы авторы провели бы его, провели бы даже самого знатного детектива.
Начну с того, что книга эта для вдумчивого чтения, для того, чтобы задаваться вопросами и пытаться осмыслить каждую деталь, которую авторы так скрупулёзно вшили в текст, прямо «катушками ниток из причесок Клары и Рэмморы». Туманные намеки, «ключи» к ответам, «шепот за стеной» — вот, что будут давать вам авторы. Это самая хэллоуинская книга из всех, и она стала теперь одной из моих самых любимых.
Но о чем же она? Таинственное письмо пришло Виктору Кэндлу, сбежавшему из Уэлихолна и от своей семьи много лет назад. Что-то непонятное творится перед Хэллоиуном, некто Иероним появился в доме Виктора, но все делают вид, что его не существует. Что же задумали домочадцы семьи Кэндл? Чей шепот слышится за стенкой? Кто все эти «люди», что зовутся «вещами»? И куда, в конце концов, исчез отец Виктора, когда все говорят, что он только что был тут? Но самый важный и главный вопрос – кто же «ОНА» — та, которой боится Виктор, перед кем трепещут домочадцы?
Персонажи: их много и все они великолепно прописаны. Некоторые из них представлены в гротескной манере Тима Бертона, но у каждого своя индивидуальность, своя мотивация, будь то Виктор, мальчик Томми, злобные тетушки, которые еще удивят, хилый дядюшка, который хорошо играет роли.
Авторы умело вплели мифологических персонажей в повествование, что зачастую сначала непонятно, кто же они, а потом кааааааак понятно становится. Знатокам мифологии особенно будет приятно это читать.
Особая атмосфера книги погрузит вас в вечную туманную прелесть октября, самое время, ведь скоро Хэллоуин.
В общем, я в любви. Я ее рекомендую всем. Всем тем, кто умеет думать, всем тем, кто обожает Хэллоуин, всем тем…кто любит и ждет.