Рэй Брэдбери «Дж.Б.Ш., модель 5»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Космический корабль летит на Плутон, лететь ему туда долгих 2 года, почти все члены команды бесцельно тратят время на сексуальные игры, только один человек предпочитает вместо этого говорить с роботом, который копирует Бернарда Шоу. Его поведение вызывает недовольство остальной команды.
Первая публикация на русском под названием «Дж.Б.Ш., модель V»
Рэй Брэдбери. Дж.Б.Ш., модель V: Рассказ /Пер. Р. Рыбкина; Прим. ред.; Рис. В. Казинцева // Литературная газета (М.), 1981, № 30 (22/07). – стр. 15.
Входит в:
— сборник «Далеко за полночь», 1976 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
- /языки:
- русский (10), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), самиздат (1)
- /перевод:
- О. Акимова (7), М. Щавурская (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 8 декабря 2024 г.
Почти что притча. Развратники и падшие люди наказаны, а единственный праведник вознаграждён и оставлен в живых. Не вижу ничего особо плохого в разврате, если он никому не вредит, но и признаю нравоучительный посыл этого рассказа, который скорей не о похоти и сексе, а о потребительском отношении ко всему. Вот есть живые ИИ — можно их использовать для саморазвития и бесед с мудростью, а можно и для более низьменных целей. Ну вот так же получается с нашими смартфонами — мы можем их использовать для доступа ко всем знаниям человечества, а можем для просмотра смешных видосов и сисек.
martinthegod9, 6 января 2018 г.
Не устану твердить, что Рэй Брэдбери — поэт. И в этом рассказе мне видится следующая аллегория. Каждый человек, и соответственно человечество в целом, живет в основном животными, низменными потребностями, и занимается такой же деятельностью. Но есть то, что отличает нас от животных, — культура. Не в смысле этикет, а в смысле культурное наследие. Все мы проживаем свою жизнь, в разных пропорциях замешивая рецепт животных потребностей и взаимодействия с культурой. Главный герой — чистой воды творец. Механический Бернард Шоу — как олицетворение всей культуры. И наш одиночка либо наслаждается плодами предшественников, либо же создает нечто своё. Мораль дядюшки Рэя очевидна — тот, кто занимается сугубо человеческой деятельностью, то есть тем, что отличает нас от куска мяса, переживёт других, и возможно, останется в веках. Плоть не вечна, вечна культура.
vam-1970, 30 мая 2019 г.
Евангелие от Марка, глава V ( основное название рассказа) повествует об изгнании бесов из человека сначала в свиней(имя им легион), а затем и из свиней в море. Автор выбрал название неспроста — люди в длительном космическом полете одержимы общением с секс-игрушками, роботом Бернардом Шоу, но нет настоящего человеческого общения. Одержимость чужим сознанием опасна!
Сказочник, 24 декабря 2016 г.
Если тебя окружают животные в человеческом обличии, вполне возможно, что ты предпочтешь человека в железной оболочке. Думаю, тут выбор очевиден. Интересно другое: зачем в космонавты стали набирать дегенератов без каких-либо жизненных ценностей?
Iricia, 17 марта 2012 г.
Я вижу в этом рассказе некую аллегорию современности. Достижения цивилизации предлагают нам многое, очень многое — но многое ли из этого полезно и нужно? Вместе с тем, за время своего существование человечество успело накопить столько знаний, опыта, мудрости — и многим ли оно нужно? Мне кажется, использованные образы говорят сами за себя: сложные устройства, созданные для любовных утех, развлекающих (если не сказать, развращающих) членов команды, которые пользуются популярностью, и мудрый робот-старик, который никому не нужен. Потребности тела и — потребности разума.
Говоря о финале рассказа... на первый взгляд, кажется, что все случившееся — случайность, как смерть членов команды, так и спасение героя. Но знаете, мне кажется, такой поворот событий тоже достаточно символичен. Что удерживает Уиллиса, почему он оказывается у лестницы.
Не знаю, может это и синдром поиска глубинного смысла, но события в рассказе не кажутся мне случайными: пожалуй, от этого бы исчез весь смысл.
Возможно ли, что главного героя на корабле удерживают его знания? И возможно та самая лестница — тоже символ?
В любом случае, мне нравится так думать.
Anastasia2012, 16 августа 2012 г.
Рассказ понравился, вызвал двоякие чувства: брезгливости и почтения. В жизни есть многох вещей, которые стоят того, чтобы их выбрали. Но между удовлетворением тела или духа, с автором солидарна, духовный рост заманчивее, благодатнее, гармоничнее. Духовное и интеллектуальное наследине Бернарда Шоу — достойный «собеседник». Это личное предпочтение Рэя Брэдбери. У других — свои идеалы. Но само стремление к познанию — вот достойный выбор.
Alexandre, 26 октября 2009 г.
Плохо, когда человек одинок, не намного лучше, когда он должен общаться лишь с теми, кто ему навязан в соседи.
Жену себе мужчина волен выбрать сам, так же как и женщина мужа. Но от спутников в космическом корабле никуда не деться. И не выбрать того, кто тебе по душе — ведь все они не по душе. Поэтому робот — а по сути такой же компьютер, которые есть у нас и даже лучше — чем не собеседник? И Уиллису повезло, а остальным? Остальные завидуют. И самым радостным становится испортить, уничтожить то счастье общения, которое есть у одного, и которого нет у других.
Как хорошо, что современные экипажи космических кораблей подбирают по психологической совместимости. Чтобы не пришло в голову ни одному члену экипажа не предупредить капитана о приближающемся метеорном рое...
god54, 21 сентября 2009 г.
Писатели очень часто обращаются к теме одиночества человека среди окружающей его толпы людей. Вспомните хотя бы Карлсона, да и других... А здесь человек нашел себе в друзья робота, который выдавал себя за писателя. Итог закономерен: одиночество среди людей превращается в истинное одиночество среди Мироздания, когда уже «никто не захочет узнать, а что с ними было дальше». Да им это и не надо.
Yazewa, 19 января 2008 г.
«Фантазии козла, но задатки святого». Каково. а?
Робот, классифицирующий себя как «другую форму жизненной силы». А также хранилище идей и вместилище книг. Да я сама с удовольствием предпочту эту железяку 90 процентам окружающих людей!
viv, 18 января 2008 г.
Странный рассказ. Как-то не понял, о чем, собственно, он: о человеке, которому интереснее с роботом, запрограммированным быть душой Бернарда Шоу?
ozor, 15 ноября 2007 г.
Два года полета, и ему захотелось заглянуть в Бездну и посмотреть, к чему пришел Господь за те десять миллиардов лет с тех пор, как Он вошел в противоречие с Самим Собой и породил Бесконечность. А вам не захочется?
Vendorf, 28 июня 2007 г.
Хочется верить, что всетаки предостережение автора не сбудется и свобода выбора станет дествительно свободой, а не фиктивным правом...