Владислав Бахревский «Кипрей-Полыхань»
Настя Никитична Веточкина после окончания института распределена учителем младших классов в деревню Кипрей-Полыхань в российскую глубинку, где оказывается, что всё население умеет летать, дети летают по грибы в лес собирать мухоморы, умеют превращаться в рыб, управлять вещами и природой, в общем, обладают базовым навыками древнего чародейства и волшебства. Героиня фантастической сказки, несмотря на противодействие директора местного терема культуры товарища Федоровой, не только сама научилась летать, но и встретила Фениста — ясного сокола.
Входит в:
— сборник «Избранное», 1988 г.
— антологию «Январский эльф», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 13 января 2025 г.
Весьма необычная для 1980 года повесть. Даже не знаю, к какому жанру её отнести — не то магический реализм, не то представитель редчайшего жанра «советское фэнтези», не то просто сказка...
Весь сюжет сводится к тому, что по распределению в отдалённую сибирскую деревню Кипрей-Полыхань попадает молодая учительница Анастасия Никитична Веточкина, а деревня эта оказывается совсем не простой. Дело в том, что её обитатели обладают магическими способностями. Не какими-то там сверхъестественными, а именно магическими. Автор как-то вскользь касается способностей взрослого населения Кипрей-Полыхани, но дети, по крайней мере, способны на следующее: оживить чемоданы ударом прутика, летать, превращаться в рыб. Как на всё это реагирует Настя Никитична? Да как-то достаточно спокойно, надо отметить. Ну летают дети по мухоморы в лес и летают, делов-то! А тут ещё и романтический интерес нарисовался, в лице летающего, опять же, Финиста. Ага, того самого, который Ясный Сокол. События в повести развиваются не сказать, что особо стремительно — Настя бродит по деревне, общается с её обитателями, наблюдает за детьми, знакомится с работницей дома культуры товарищем Фёдоровой, которая все местные особенности воспринимает как дремучие предрассудки, начинает учебный год, сталкивается с проблемами в диапазоне от детей, которые разучились летать, до приезда проверки из вышестоящих инстанций... и, в общем-то, всё. Про Финиста я уже упоминал, но он тоже не фольклорный персонаж, просто парень из местных. А вот финальной сюжетной коллизии я, честно признаться, не понял.
За что ему крылья-то отсекли? В чём он провинился?
Как не понял и общего посыла сего произведения. Понятно, что симпатии автора на стороне Насти, которая влилась в жизнь деревни, не пытаясь что-то менять, вследствие чего в буквальном смысле обрела крылья, но совершенно непонятным осталось, как подобное поселение вообще может существовать, как его жители существуют в «большом мире», если можно так выразится, и чем объясняются их способности.
По итогу, поставил бы 7 баллов. Повествование, конечно, симпатичное, и прочитал я его не без удовольствия, но чего-то повести всё-таки не хватает. То ли банально объёма, то ли более внятного морального посыла, то ли ещё чего-то. Финальное стихотворение, впрочем, очень красивое, западающее в память, так что не грех балл и накинуть:
Тот радости не знал, тот не грустил,
Кто в небе был и небо упустил.
Не надломись былинкою в беде,
Ты жди и будешь в стае лебедей.