fantlab ru

Адриан Чайковски «Дети времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
611
Моя оценка:
-

подробнее

Дети времени

Children of Time

Роман, год; цикл «Дети времени»

Аннотация:

Доктор Аврана Керн проводит эксперимент по наделению животных разумом. Терраформированная планета должна стать домом для обезьян, с которыми спустя века Керн мечтает говорить как с равными. Но по Земле и ее колониям прокатывается война. Эксперимент и его наблюдатель отрезаны от всех. Через две тысячи лет на сигнал бедствия Керн прилетает корабль-ковчег с остатками человечества. Мир Керн его последняя надежда. Кажется, пропасть непонимания между последними людьми и экспериментальным видом непреодолима, ведь разум обрели не обезьяны, а совсем другой вид.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2016 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2018 // Лучшая книга года (Великобритания)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2019 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2019 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2019 // Зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2019 // Лучший зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2019 // Лучший роман (Великобритания)

номинант
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2019 // (Великобритания)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2022) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Дети времени
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Children of Time
2015 г.
(английский)
Children of Time
2016 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

В далёком будущем человеческая цивилизация достигла значительных технологических высот, но не обнаружила во вселенной братьев по разуму. Тогда учёные затеяли проект «Возвышение», в рамках которого планировалось терраформировать несколько планет, населить их обезьянами, заражёнными стимулирующим развитие интеллекта нановирусом, и таким образом создать ещё несколько островков разумной жизни.

Однако в результате действий фанатиков из движения Non Ultra Natura эксперимент был сорван. Орбитальную станцию возле одной из будущих колыбелей жизни взорвал террорист, и единственной выжившей оказалась руководительница проекта — доктор Аврана Керн. Она спаслась в капсуле, предназначавшейся для учёного, который должен был с орбиты контролировать ход эксперимента. Космический челнок с обезьянами также взорвался, и на поверхность планеты попал только нановирус. Создав в капсуле электронную копию своей личности, доктор Керн поручила ей послать к Земле сигнал тревоги и вывести себя из анабиоза, когда прибудет спасательная экспедиция.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но события начали развиваться по сценарию, о котором доктор Керн и не подозревала. Во-первых, попавший на планету нановирус обнаружил организмы, восприимчивые к его действию ничуть не хуже отсутствующих обезьян: ими оказались… пауки. Во-вторых, взрыв станции был частью куда более масштабного плана Non Ultra Natura, который должен был привести к отказу от противоестественных технологий, но в конечном итоге спровоцировал глобальную катастрофу, чьи последствия через 2 000 лет вызвали гибель цивилизации и сделали Землю непригодной для жизни.

И вот «Гильгамеш», корабль-ковчег с остатками человечества прибывает к планете доктора Керн, координаты которой были случайно обнаружены в одной из баз данных, сохранившихся со времён «Старой Империи». К этому моменту пауки достигли уровня первобытнообщинного строя. Ещё на подходе «Гильгамеш» будит спутник-Аврану, и так начинается эпическое противостояние двух цивилизаций, предметом которого становится «мир Керн» — единственная известная людям планета, пригодная для жизни.

«Дети времени» — необычайно масштабная книга, охватывающая взлёт и падение человеческой цивилизации, а также зарождение и эволюцию цивилизации пауков, занявшие века и тысячелетия. На фоне этих грандиозных событий разворачивается повествование о множестве судеб, побед и поражений, личных драм и великих открытий, озарений и безумств. В качестве героев многочисленных историй выступают как люди, так и пауки — и, вынуждена признаться, последние зачастую интереснее первых.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Судьбы людей мы видим глазами Холстена Мейсона, члена экипажа «Гильгамеша», который на момент прибытия ковчега к Миру Керн считался «самым старым человеком во вселенной» — то есть он был старше всех остальных людей на борту. Но по ходу повествования Холстен много раз погрузится в анабиоз, и семьсот лет, отделяющие эту историю от финала, пройдут для него относительно быстро. К роли невольного свидетеля испытаний, выпавших на долю человечества, примешивается личная драма: Холстена и инженера Ису Лейн связывают трогательные романтические отношения, но у них почти нет времени друг для друга, да к тому же события будут складываться таким образом, что Исе придётся просыпаться гораздо чаще Холстена — со всеми вытекающими последствиями…

В «паучьей линии» протагонисты постоянно меняются, поскольку мы видим эту необычную цивилизацию в развитии, от упомянутого выше первобытнообщинного строя до выхода в космос — да-да, причём весьма необычным образом. К описанию жизненных перипетий разумных членистоногих довольно тяжело привыкнуть, в особенности если вы арахнофоб :) Они не просто по-другому мыслят и общаются тактильным способом, они ещё и развиваются в условиях, которые делают невозможными многие вещи, привычные людям. К примеру, как могут пауки обрабатывать металл? Практически никак, да к тому же напомню, что планета не развивалась естественным образом, а была терраформирована, и потому с полезными ископаемыми не всё гладко. Эдриан Чайковски предлагает интересный выход из затруднительной ситуации: открытия, позволяющие паукам развиваться, имеют, в основном, биохимическую природу. (К примеру, «компьютер» пауки соорудят, используя муравьёв.)

Но и о социальном устройстве автор не забывает. Паучихи крупнее пауков, и потому всё начинается с матриархата — причём самцы долгое время остаются очень и очень тупыми. Однако всё изменится в результате ряда исторических событий, и мы узнаем даже историю «борца за права», которому нельзя не посочувствовать.

Отдельного упоминания заслуживают отношения между пауками и Авраной Керн, которую они называют Посланницей: эта линия в повествовании отражает религиозный аспект развития цивилизации, и Чайковски удалось продемонстрировать немалые изменения в мировоззрении пауков — связав их с развитием общества и технологии — именно на примере того, как они воспринимали Посланницу в разные периоды времени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что касается людей, то за время, пока пауки продвигались от первобытнообщинного строя к более высокоразвитым формам цивилизации, они успели скатиться к дикарству и, ценой немалых усилий и жертв, вновь вернуть себе «человеческий облик».

Если верить автору, причина всех бед человечества — агрессия по отношению к «другим», инстинктивное недоверие к тем, кто мыслит и выглядит иначе. Обличье у этой агрессии может меняться: иногда она выражается через религиозный фанатизм, иногда — через косные научные взгляды. И если уж люди жестоки по отношению к инакомыслящим собратьям, что говорить про разумных пауков… Ближе к финалу кажется, что у этого масштабного конфликта попросту нет решения, которое позволило бы обеим цивилизациям выжить и дальше существовать вместе, но Чайковски предлагает виртуозный и вместе с тем логичный выход из сложной ситуации.

Если сумеете свыкнуться с сухим, лаконичным стилем и преодолеть первые сто страниц (из шестисот), на протяжении которых очень сложно симпатизировать кому-то из героев, а основная интрига ещё только завязывается, вы ознакомитесь с удивительной историей о людях и членистоногих, о Творце и Творении, о безграничной вселенной и о возможностях разума, а также узнаете, сумеет ли человечество найди для себя новый дом, не прибегнув к геноциду.

А ещё, возможно, измените отношение к паукам.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что делать, если страшно хочется стать титулованным фантастом, а своих идей для этого нет? Ответ прост: надо выбрать какое-нибудь не сильно известное современной публике произведение, которое уже получило несколько престижных премий, и переписать его, как говорят школьные учителя, «своими словами». И ещё запастись некоторым количеством денег, чтобы занести обзорщикам и рецензентам, которые расскажут, что это совершенно необычное, уникальное, ни на что непохожее, совершенное творение, и они никогда такого прежде не видели.

А дальше сеть сама обо всём позаботится и потащит в массы уже без авторского участия.

Речь, конечно, идёт про «Глубину в небе» Винджа, и я даже при очень большом желании не смогла найти ни одного внятного различия между романами, зато весь сюжет, все философские идеи и все персонажи прям вышли из одного творческого котла.

Просто, что говорится, следим за руками.

Люди, оказавшиеся перед лицом безжалостного космоса без инструментов и технологических запасов, и их единственная надежда — мир пауков. Пауки, которые освоили собственные технологии и построили совершенно отличную цивилизацию, но именуются «для удобства» человеческими именами, потому что такова задумка. Главный герой — «транскриптор», переводчик или классицист, который способен коммуницировать с обеими культурами. Биологические компьютеры из живых существ, приравненных к насекомым, только здесь в самом деле насекомые, а там были люди, полностью отъехавшие от этой реальности. Вирус, который уничтожает остатки человечества и порабощает их во имя местного диктатора. Внезапный сплав человеческого и паучьего сообщества во имя светлого будущего.

Божечки-кошечки, да Чайковски даже финал скопипастил со своим «Вояджером», только вместо винджевского Нювена у него в новый полёт к бескрайним холодным просторам с мотивацией «потому что тянет» отправляется какая-то праправнучка первых недоколонистов.

Новшеством, вероятно, можно считать то, что диктатором здесь выступает не мужчина, а женщина, некая истеричная бабища с манией величия, которая почему-то должна представляться читателю гениальным учёным. По факту она и оказывается не более, чем истеричной бабищей, у которой мозг давно заморозился (если когда-то был, потому что по сценам из пролога чёткое ощущение, что его всегда заменяло ЧСВ), к тому же, предательницей интересов собственного биологического вида.

Но сейчас модно продвигать повесточку «агрессивное поведение приматов — вина всех бед человечества, и вот если от него избавиться, то всё станет хорошо и наступит коммунизм», не думая о том, куда именно заведёт при столкновении с другим видом, эволюционировавшим из хищника, отсутствие агрессии. Однозначно, к миру и процветанию. Это ж всегда так работает. Вот жрёт тебя голодный крокодил — и мирно процветает.

Мир прописан кое-как. Как работает нановирус, например, который и стал завязкой всей этой так себе истории, чем он там разум стимулирует? Или почему этот долбанный искусственный спутник с Керн просто не сбили, разогнав парочку астероидов и навсегда прикрыв эту богадельню, которая с какого-то чёрта уверовала, что в праве решать за всё человечество? И любая мало-мальски важная техническая подробность лора не описана, зато нытьё истеричной Керн, которую ущемили в её божественности, размазывается на десять листов. Ой, да какая разница, книга ведь не о том. (тм)

А о чём книга? О том, какое неудачное человечество, и как обязательно надо его генетически модифицировать, чтобы оно стало аморфной массой, которая булькает восторгом от пауков? Спасибо, очень свежо.

Что имеем по итогу: плохой плагиат хороших идей, фанфик на «Глубину в небе» Винджа, в который ещё насыпали прямых цитат из «Возвышения» Брина. Будь это хотя бы хороший фанфик, я бы поставила оценку повыше.

Но нет. Он убог, потому что для переработки чужих идей тоже надо усилия прикладывать, чтобы можно было сказать «не украл, а вдохновился». И это не тот случай: усилия автора закончились на том, что он глубокомысленно задвинул в предисловии, что это «чрезвычайно личная» история.

Да что вы говорите.

Единственный выхлоп, который я смогла получить — вспомнила, что не прочитала третий тон «Зоны мыслей», хотя он уже у меня есть, чем, пожалуй, теперь и займусь. А Чайковски искренне желаю, чтобы его, так сказать, роман целиком украл какой-нибудь Netflix или Disney+, поменял персонажам цвет кожи и снял «оригинальный сериал», не выплатив ему ни цента роялти. Будет абсолютно справедливо.

Оценка: 2
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу роман действительно производит впечатление твердой научной фантастики с некоторым оговорками. Корабль-ковчег, эксперименты по выведению разумных видов. Но это ощущение «научности» очень быстро испаряется. Сюжет держится на умопомрачительном количестве допущений, условностей и попросту абсурдных вещей, которые противоречат логике, и идут вразрез текущему развитию человечества. Какой-то магический вирус, чудесным образом способный убить все внеземные колонии. Как он работает? Ну, вот как-то так. Автору так надо.

Завязка основана на странном пути развития человечества: не успели создать ни одной независимой колонии, ни одной терраформированой планеты, а уже какие-то ненормальные побежали создавать новые разумные виды. Ну, невтерпеж им было. Действительно зачем тратить ресурсы на независимые колонии для людей? Нужно же вбухать все в терраформирование планеты, а потом заселить ее неведомыми зверушками. А потом же эти самые ненормальные развязали войну против всего остального человечества, которое пыталось остановить безумцев. Упоминается, что большая часть людей была против подобных экспериментов, но некая «элитная» часть решила, что их сумасбродные абстрактные идеи превыше даже существования самого человечества. Автор неоднократно подчеркивает, что он на стороне «ненормальных». Это его политическая позиция, по странному совпадению очень схожая с риторикой экоактивистов, которые страстно хотят уничтожить человечество и оставить Землю животным.

Без сомнения, лавры самой отмороженной человеконенавистницы уходят доктору Авране Керн. Это просто концентрат дикой злобы и истерики. Последние остатки человечества просят разрешения поселиться на планете, которая и так принадлежит им по праву, но нет! Доктор Керн принадлежит к «элите», негоже каким-то бомжам осквернять ее эксперимент. Людей она не любит, она занята выведением своей некой идеальной расы в соответствии с ее понятиями. Но, извините, что хорошего может получиться у самовлюбленной истерички? Доктор Керн вообще ничьего мнения, кроме своего, не признает. Для нее все остальные люди просто мусор, даже ее собственные соратники. Не испытывает даже малейшего уважения к тем, кто проектировал корабли, создавал технологии для осуществления ее плана. Они все просто грязь и чернь, которые должные служить ее «прогрессивному» плану. Она диктатор, одержимый полным контролем. Такое понятие, как свобода слова она вообще не признает. Следит, чтобы никто не сказал ничего лишнего, иначе готова мгновенно заткнуть рот вольнодумцу одним нажатием кнопки. Причем автор неоднократно подчеркивает: вот она, «прогрессивная» Керн — права, а вы консервативные людишки — нет.

Как этот весь абсурд оправдывает автор, а очень просто. Неоднократно звучит избитая чушь про злобных по натуре людей, которые якобы только дерутся и геноцидят друг дружку. Один вопрос: плохие по сравнению с кем? Откуда эта уверенность, что люди плохие? Может есть какие-то другие инопланетные расы? «Элита» в лице доктора Керн рисует у себя в голове абстрактный идеал, а потом решает, что человечество плохое и должно умереть.

Движущей силой сюжета являются глупость, абсурд и истерика. В ключевые моменты романа герои выдают совершенно абсурдные решения. Но автору ведь надо было как-то потянуть время, пока на планете развивается новая «идеальная» раса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что мешало Гильгамешу еще при первом прибытии отойти подальше, спрятаться за другими планетами, а потом раздолбать чертов спутник разогнанными астероидами? Можно было бы даже просто направлять каменные глыбы к планете. Спутнику пришлось бы защищать пауков и тратить невосполнимую энергию. Судя по описанию Гильгамеша, они могли так сделать, и это 100% сработало бы.

А эта попытка описать развитие нечеловеческой расы. Буквально все под копирку списано с человеческой истории.

Концовка просто отвратительна, мерзость которую только можно себе представить. Автор еще раз подчеркивает, что люди злые неисправимые обезьяны, а вот новая раса, выведенная «прогрессивным» доктором Керн — совсем не такая.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Люди фактически стали рабами пауков. С помощью предательницы рода человеческого был создан вирус, изменяющий восприятие человека. Они насильно ввели его людям, после чего те стали видеть в жутких тварях своих прекрасных детишек (не в буквальном смысле).

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занимательный мир рода Portia и бесконечное путешествие рода человеческого.

Начинается роман с эксперимента по терраформированию планеты, которую должны заселить приматы с нановирусом для обеспечения развития цивилизации. Как водится, эксперимент пошел не по плану и в результате мы имеем разумных пауков, которые шаг за шагом начинают строить свой мир. Наблюдать за пауками интересно, рассказы, которые сшивают не отличаются какой-то оригинальностью, но вместе создают интересную канву развития арахнидов.

Культура и быт пауков самобытен, но всё же отдаёт человечностью ощутимо. Особо позабивало движение за равенство полов, вроде всё предсказуемо, но написано так, что становится интересно как революция будет происходить в деталях.

Религия цивилизации пошла по заданному экспериментатором вектору, по сути, это даже религией назвать сложно, ведь богом для пауков стал их создатель, который обладал очень ограниченными возможностями.

Параллельно с миром Portia мы наблюдаем за космическим «ковчегом» призванным найти новый дом для человечества. Этот путь занимает долгое время и на протяжении своего путешествия герои корабля сталкиваются с различными трудностями, чтобы в конце концов встретиться с расой чужих для них арахнидов. Не считаю это спойлером, т.к данный сюжетный финт понятен читателю с самого начала. Наблюдать за людьми на корабле менее интересно чем за пауками, т.к. проблемы человека стары и они просто перенесены в неизвестную точку пространства. Местами происходят вспышки интересной активности, но на наиболее интересны они всё же во взаимодействии с другими обитателями космоса.

«Глубину в небе» не читал, возможно, поэтому мне роман показался самобытным и интересным, во многом за счёт детального описания паучьей культуры. Сам сюжет удовлетворительный, но написано увлекательно, что несколько компенсирует недостаток глубины произведения. Местами поднимаются этические, философские проблемы, которые приглашают читателя к рассуждению, что для меня является плюсом работы. В итоге роман вышел явно на любителя, к которым я себя причисляю.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

С самого появлении информации о этой книге себе запланировал ее прочтение на ближайшее время.

Но все пошло как-то не так.

Как уже писали в предыдущих отзывах — «все это уже было!» Но это не так страшно.

Да, все это уже было, не раз и в лучших интерпретациях.

Немного покоробило другое — паучий мужской феминизм. Видно западные тенденции феминизма прорастают даже такими моментами..))

В целом произведение — ниже среднего для меня. Попытки анализировать социум чужого разумного общества изнутри опять получается слишком очеловеченным. На каждой странице хочется кричать — «Не верю! Это люди в паучьих масках!»

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дети времени» Адриан Чайковски, 560 страниц

Доктор Керн проводит эксперимент, где на специально подготовленной планете должны быть выпущены обезьяны и нановирус, способный сделать их разумными. Но многое идёт не так, обезьяны гибнут и разумными становятся совсем иные существа.

Тем временем Земля умирает и последний ковчег движется по космическому простору в поисках нового дома.

Такого рода научную фантастику я просто обожаю. Знаю, что многие посчитали ее тяжёлой и слишком заумной, но у меня ни разу не возникло такого ощущения. А ещё мне никогда не было скучно, ни в какой из моментов.

Две сюжетные линии — одна в космосе, на корабле людей, а вторая уже на планете у новой разумной жизни. Как же много тут конфликтов и интересов, и так здорово сделан финал.

Очень было интересно наблюдать за жизнью на планете, такой непохожей на нашу, со своими законами, устройствами и открытиями. И не менее интересно смотреть на людей на ковчеге, особенно когда счёт на корабле перевалил не то, что за десятилетия, а за добрую сотню лет.

Из обидного — это цикл, но продолжения у нас пока не вышло. Но в целом и без него книга довольно самостоятельная, так что прожить только с первым томом возможно.

Если такая вся научная фантастика, то отсыпьте мне ещё. А в целом у меня следующая на примете лежит «Ложная слепота», посмотрим, впечатлит она меня также или окажется намного сложнее для восприятия.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гимн толерантности во всех смыслах.

Людишки недостойны. Надо дать дорогу паукам, да все равно кому, только не людишкам, противным, грешным, недостойным. Наука и космос — картонные задники. Написано гладко и профессионально. Технофентези.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялся почитать по рекомендации и знатно офигел. Такого плагиата ещё не видел.

Читал я в далёких и бородатых книгу Вернора Винджа Глубина в небе. Сначала подумал: нет, кажется, не может быть. А потом гляжу, я не один такой, увидевший дублирование многих моментов истории. И в чём разница: снова молодое распиаренное произведение и старенькая зачуханная фантастика, о которой знают единицы, ибо тогда, я так понимаю, это так не пиарилось. Один блоХер сказал, что это шедевр, и все побежали читать.

Немного из дублей повествования: снова у нас люди попадают в «неприятное положение», и вот мы имеем крутую расу пауков на планете. Тут и войны подъехали, непростые герои. Глав герой в одной книге переводчик, в другой — переводчица выступает мотиватором одного из главных героев. Ну и ещё там полно моментов, всех уже не вспомню (компьютеры из насекомых, компьютеры из людей), но ощущение дежавю при смаковании новой истории с языка уходить не хотело.

Концовочки тоже по мне так похожи. Да, понимаю, что оригинальный сюжет, когда так много всего написано, придумать, наверно, сложно (я не писатель, понятия не имею, как это происходит), но всё же, осадочек остался. Хотя, как знать, может автор Детей даже не в курсе, что задублировал кучу эпизодов, а может, вдохновился. В общем, за вторичность оценку снимаю.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дичайший плагиат на «Глубину в небе» Вернора Винджа, более писать не о чем.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далёкое будущее. ИИ, который руководил всеми земными общинами на планетах и спутниках, и на самой Земле, — в результате то ли сбоя, то ли вируса, то ли атаки одной из вражеских группировок, начал уничтожать поселения людей. А война на Земле довела до оледенения и планета стала непригодной для жизни. Однако сохранились (или были восстановлены) знания далёких предков, где на космических просторах вселенной остались планеты, терраформированные ими для эксперимента «создай разум». Для эксперимента был создан нановирус, внедрение которого стимулировало бы ускоренное развитие одного из земных биологических видов животного.

Туда и отправляется ковчег «Гильгамеш» с надеждой восстановить человечество.

2000 лет полёта в анабиозе, и уже на подлёте к заветной планете, экипаж корабля сталкивается опять с древним ИИ, который запрещает спуск на планету. Возникает бунт. И протестанты решают ослушаться запрета.

Между тем, реализация операции «создай разум» оказалась успешной, с одним НО, — разум хотели создать у обезьян, но получились арахниды...

Несмотря на многие клише (апокалипсис, ковчег, ИИ), произведение получилось интересным. А тема разумности арахнидов, и взаимоотношений человека и пауков не так уж и освещена.

Читать всем АРАХНОФОБАМ! ;-)

Кстати, после прочтения «Эхопраксии» я интересовалась этим видом пауков PORTIA (они у нас тоже водятся). Они и правда занятные, — шустренькие, умненькие, наблюдательные. Но представить их размером с большую собаку...брррр!!!! Ужас!!! Человек не смог избавиться от этого древнего ужаса перед членистоногими...

Заканчивается повествование триумфом арахнидов, но это победа и всех разумных видов, — арахниды освоили формулу: «мы одной крови, мы — это вы, не убий»

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читалась книга легко, 3/4 проглотила за один вечер. Но потом что-то случилось, чем ближе сюжет подбирался к финалу, тем мне становилось все скучнее и скучнее.

Сюжет романа очень интересен. Перед внезапной гибелью цивилизации земляне открыли программу тераформирования и на одной из планет в 20 световых годах от Земли запустили проект «Возвышение». На терраформированную планету Керн должны бил висадить обезьян и некий нановирус, который значительно форсировал эволюцию приматов. Что-то пошло не так. Проект отклонился от цели. Эволюционировали не обезьяны, как жирно намекает аннотация. А через некоторое время к планете прилетел космический ковчем «Гильгамеш» с тем, что осталось от человечества. Собрав по крупицам древнюю технологию, новые люди, пережившие на Земле ледниковый период, отправились прочь с гибнущей Земли в поисках нового дома. Терраформированная планета Керн идеально подошла «Гильгамешу», но спутник на орбите, наблюдавший за протеканием эксперимента, весьма агрессивно отказывает кораблю в нарушении карантинной зоны Керна.

Вот даже не знаю... То ли автору стоило подсократить блуждания «Гильгамеша» в космосе, то ли оставить все как есть, но более упорно поработать над персонажами. Персонажей-людей в книге немного, они малораскрыты, многие сюжетные линии можно было бы вообще выбросить, от чего сюжет стал бы более структурированым. Про персонажей-пауков я могу только тяжело вздохнуть. Минимум две с половиной тысячи лет эволюции «галопом по Европам» наличию тщательно выписаных персонажей не способствует.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я бы выбросила путешествие к «грибной» планете и линию Гюина. Она написана неплохо, но... Что она добавила к сюжету? Больше блужданий? Больше страниц? Финальное противостояние выстраивается еще при первом контакте «Гильгамеша» и Авраны Керн.

Очевидные ляпы в сюжете:

1. Когда проект «Возвышение» торжественно запустили на планете Керн, то на планету отправили не только нановирус, но и... обезьян. Почему? Разве обезьяны не являются частью экосистемы терраформированной планеты? Не логичнее было бы вначале поселить на планете обезьян, подождать пока они аклиматизируются, приживуться, а потом уже добавлять в этот кипящий эволюционный котел нановирус? Зачем это сделано именно так? Вы ведь уже догадались — обезьяны по замыслу автора ни в коем случае не должны были попасть на планету и эволюционировать.

2. Нановирус разработан так, чтобы не срабатывать на других позвоночных кроме обезьян. Вопрос: почему такое ограничение не наложено на членистоногих? Вы ведь уже догадались? По замыслу автора эволюционировать должны были пауки...

3. Как совершенно верно высказался beskarss78, нановирус должен форсировать развитие обезьян до выполнения определенных условий, а потом он перестает действовать. Но ставшие разумными пауки, по словам автора, не способны выполнить требования, удовлетворяющие данным условиям. Получается форсированная эволюция пауков нон-стоп с одной стороны, да помноженная на порабощение другого (своеобразно)разумного вида (муравьев), а с другой у нас обычныое человечество, развивающееся в обычном темпе. Вот давайте угадаем, сколько времени пауки будут считать человечество партнерами, а в какой момент люди станут просто биороботами, запрограмированными на выполнение четких целей?

4. Самый простой и доступный способ изучать что-то — наблюдение. Спутник, призванный следить за течением эксперимента «Возвышение» на Керне, не способен установить визуальный контакт с пауками. Это как? Нафига он на орбите вертится? Наблюдает эксперимент? На ощупь? П-ф-ф-ф-ф...

5. Скорость «Гильгамеша» — это моя головная боль. Вот раньше человечество летало со скоростью 2/3 скорости света, от Земли до Керна путь длился 30 лет (20 световых лет) и криокамеры, очевидно, были рассчитаны на где-то такой срок непрерывной работы. После ледникового периода человечество нашло массу целых древних космических кораблей на орбите Земли. Но «Гильгамеш» летит те же 20 световых лет... 2 тысячи лет. Вот только криокамеры на его борту работают по 2 тыс лет! Т.е. нормальный двигатель они не нашли, а вот супер-криокамеру, которая была востребована чуть не в единичном экземляре в революционном проекте «Возвышение» — запросто!

?!

6. Все человечество погибло благодаря 1 (прописью, — одному) компьютерному вирусу. Ну-у-у-у, может быть, но что-то не верится...

В целом, роман довольно увлекателен. Но сюжет мне показался сыроватым. Как автор относится к насилию? Как видит взаимовыгодное сотрудничество? Не является ли «принуждение к миру», продемонстрированное автором, некой формой «химической кастрации»? Очень жизненный и жестокий конфликт «на выживание» решен автором, на мой взгляд, недопустимым с точки зрения морали образом. А доктора Аврина Керн, предубежденная, эгоистичная, страдающая манией величия, торжествует в финале, только утверждая собственный статус человеконенавистника.

В общем, книга — крепкий среднячок, без новых идей, впечатляющих технических решений, прописанных героев, с не до конца продуманным сюжетом и лично для меня — неоднозначным с точки зрения морали и здравого смысла финалом. Но я так люблю попридираться...! Жуть просто!

Неплохая книга, способная подарить 1-2 приятных вечера. Но вряд ли достойная повторного чтения или репутации некоего явления в мире научной фантастики.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу заприметил давно, ещё когда она только готовилась к выходу. Но когда она появилась, не сразу взялся за чтение. С одной стороны, роман позиционировался как научная фантастика, а по ней, по хорошей, я уже соскучился — редко в последнее время попадается что-то грамотное, стоящее и в то же время приятное для души. Подкупала ещё тема дальнего космического полета, исследования иных миров, встреча с... Вот тут сложно написать, чтобы не проспойлерить, но как раз то, о чём сейчас рассказывать не хочу, меня и останавливало от чтения, заставляло откладывать книгу. Напрасно прочитал раньше времени читательские отзывы и комментарии, которые как раз и содержали в себе некоторые спойлеры. Но в итоге я всё же решился, прочитал и не пожалел об этом. «Дети времени» Адриана Чайковски — хороший роман.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно говоря, разочарован.

В процесе чтения не веришь ни единому размышлению\идее автора о разумной расе пауков, настолько она человечна. Огромное количество допущений и нелогичности. Концовка в целом настолько предсказуема и глупа, что возникло ощущение, что прочел сценарий очередного фильма Марвел.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наслушавшись-начитавшись восторженных отзывов в рунете купил сразу на бумаге и пожалел потраченных средств. Тут много философских рассуждений об этом романе. Я же оцениваю только увлекательность чтения, а оно, к сожалению не на высоте. Местами так много ненужного текста, что порой таки пропускал некоторые обзацы. Идея интересная, реализация нудноватая.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга – настоящая научная фантастика – причем увлекательно и интересно написанная. А еще это редкий случай романа-эпопеи в одном томе. За судьбами цивилизаций тут следить ничуть не менее (а то и более) интересно, чем за судьбами и приключениями героев. Взлет и падение человеческой цивилизации, зарождение и перипетии развития иного, нечеловеческого социума, космическая экспансия, терраформирование планет, «корабль поколений», гибридизация человеческого и искусственного интеллектов, становление цивилизации арахнидов, противоборство базовых инстинктов и социальных норм, чудеса биохимии, биотехнологии и биокомпьютеры, их взаимодействие и сращивание с традиционными земными технологиями, проблемы взаимопонимания – вот лишь неполный перечень тем и вопросов, которые поднимаются в этой книге.

Научный поиск и боевые столкновения, исследования космоса и планет, проблемы выживания целых разумных видов и непростые личные взаимоотношения героев, бунты и восстания, сходящие с ума лидеры, чьи действия несут угрозу – или, напротив, спасение? – всем, кого они ведут к вожделенной цели... При всей своей наукообразности и эпичности, «Дети времени» весьма увлекательно написаны. Неудивительно, что именно благодаря этой книге Адриан Чайковски приобрел мировую известность. Книга была удостоена литературной премии им. Артура Кларка.

Язык книги несколько суховат, но по мере приближения к финалу, когда напряжение действия все нарастает и выходит на кульминацию – язык также становится более образным и эмоциональным, словно и сам он развивается вместе с героями и ситуацией.

А еще эта книга очень порадовала своей верой в человеческий (и не только человеческий!) разум, в возможность сотрудничества и взаимопонимания даже там и тогда, где и когда это кажется невозможным, когда остатки цивилизации уже стоят на краю гибели, все потеряно и спасения ждать неоткуда. И нет, это не чудо и не «бог из машины» – напротив, вся не вполне явная до поры логика развития цивилизации и сюжета книги приводит в финале к неожиданному, но единственно возможному для истинно разумных существ решению.

Очень масштабная, умная, увлекательная и оптимистичная книга.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх