Александр Шакилов «Домик студента Чо»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 9 июля 2015 г.
«Курсовой проект Фена»
Мини-рецензия на «Домик студента Чо» Александра Шакилова
По прочтении рассказа вспомнился один анекдот, про абитуриента, поступающего в пищевой институт, чтобы накормить выведенные им избушки на курьих ножках. И, что приятно, настроение после «Домика студента Чо» такое же приподнятое.
Отличительная черта произведений Александра Шакилова — их почти безумная необычность. Мир, выписанный в рассказе, выглядит совершенно нелепо, но в то же время в нём есть какая-то неуловимая изюминка, притягивающая внимание до самого конца. Особенно приятно, что автор умело жонглирует эпитетами и метафорами, наполняя свой текст литературной красотой.
Здесь две линии, и обе они от разного лица. Основная — от первого, привычного читателю, другая же — от второго. Собственно, на «Домик…» я набрёл именно по давнему совету автора (давнему, ибо руки всё не доходили), когда я признался, что хотел бы почитать чего-нибудь от второго лица. Что характерно, обычно повествование от первого лица ведётся в прошедшем времени, а от второго — скорее в настоящем. Здесь всё наоборот, но интерактивность второго лица как будто замедляет ход повествования, вкладывает частичку почти мистической необычности. Ведь читателю прямо говорят: ты попал в этот мир, хотел ты этого или нет. А теперь смотри, что с тобой происходит.
«Домик студента Чо», как и следует из названия, посвящён студентам. Так как я сам студент, правда, у нас первый курсач только на третьем, то есть следующем, курсе ожидается, читать было вдвойне интересно. Иронию автора по поводу странных предметов, «твой диагноз — студент» принял позитивно. Действительно, «студент» — тоже болезнь, с шестилетним циклом. Хотя у некоторых на год-два он меньше.
Кстати, о болезнях. Вот читаешь, читаешь текст и думаешь: да ведь такое любой может написать! А вот нет. Именно так — только сам Александр Шакилов сможет. Потому что сколь ни был антураж мира клоунским, за ним стоит серьёзная работа по его литературному совершенствованию, с одной стороны, и буквально научная основа, с другой. Потому что одно дело назвать одну-две болезни на слуху, а другое — перечислить множество малопонятных, но с симптомами, а также ввести предмет (вот этот совсим, если название не перепутал) и сопроводить его выдержками из лекций и конспектов и даже курсовым проектом.
Короче говоря, несмотря на всю странность изображённого мира, рассказ мне весьма понравился.