Боб Фишер «Молох из Балморала»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Культы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Глория Стэнфорд коллекционирует дорогие картины. Она приехала в небольшой городок Крэтл, чтобы заключить выгодную сделку, но, подписав бумаги, обнаруживает что это ловушка. Теперь она рабыня культа Молоха, культа, проповедующего сказочную жизнь, для достижения которой нужно лишь принести себя в жертву в кровавом ритуале.
Входит в:
— антологию «Фата-Моргана 5», 1992 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 15 ноября 2021 г.
Легкий детектив, эксплуатириующий любовь читателей к загадочному, мистическому. Богатенькая леди-коллекционер приезжает в шотландскую глушь, чтобы оценить стоимость трех картин, принадлежащих одному бедному местному лорду. Картины оказались подлинными, но любительница искусства вскоре поняла, что они были всего лишь искусной приманкой, ставящей своей целью лишить ее всего состояния и даже жизни... Если б такое произведение я прочел бы еще в школе, оно, определенно, показалось мне привлекательным: тут есть и жгучая тайна, и легкий триллер, и полицейское расследование, и даже намек на мистику. Впрочем, последний так и остался намеком, т.к. не подтвердился развитием сюжета. В основном, он связан с распространенным на Востоке культом Молоха — древнего божества народов семитской группы. Обычно его изображали с головой быка и протянутыми вперед руками. В эти самые руки поклоняющиеся вкладывали живых детей. Поскольку внутри идола разводили огонь, он сильно раскалялся, и дети погибали в жутких муках. Чтобы заглушить их крики, жертвоприношение сопровождалось громким пением и дикими плясками. Царь Израиля Соломон запрещал своему народу поклоняться этому божеству, но его жены-чужеземки могли свободно посещать все мистерии. Какое отношение к этому имеют индуисты, мне лично неизвестно — это утверждение полностью на совести автора. Наверно, ему просто хотелось усилить эффект от восточных чудес и тайн — вот и сгреб всё известное ему в одну кучу. Его понять можно: простой полицейский детектив о какой-то там безобидной секте публика точно отправила бы в самый дальний угол своего шкафа. А так вышло что-то загадочное, немного страшное и в меру эротическое. Западной публике так необходимо снять ежедневный стресс, что она будет хвататься за подобную тематику, невзирая на качество произведений. А вот меня автору поразить не удалось — отсюда и низкая оценка.
-----------
РЕЗЮМЕ: псевдомистический детектив о восточном культе в горах Шотландии. Если вам скучно, то он немного пощекочет ваши нервы.
Нескорений, 27 декабря 2017 г.
Таинственный культ, ритуальные жертвоприношения, бесследные исчезновения молодых и богатых красавиц — с таким исходным посылом можно было бы создать увлекательный мистический детектив, но у Б. Фишера получилось, мягко говоря, не очень. Если говорить коротко, то перед нами обычная бульварная повестушка, за которой можно скоротать вечерок, но вот нужно ли при наличии любой сколько-нибудь более приемлемой альтернативы, вот вопрос. В этом произведении всё чересчур поверхностно и предсказуемо, любители мистики не найдут для себя здесь ничего интересного, равно как и поклонники закрученных детективных сюжетов. Напряженно гадать о причине исчезновения девушек не придется, ведь автор в самом начале раскрыл всю интригу, а следить за расследованием в высшей мере скучно, ибо оно здесь только лишь для галочки.
Сюжет переносит нас в небольшой провинциальный шотландский городок, куда прибывает юная и обеспеченная поклонница искусства с целью приобрести пару редких полотен известных живописцев. Таинственный посетитель, который посреди ночи нанес визит в гостиничный номер девушки, предлагает ей посетить зловещий особняк с говорящим именованием Девилз Лодж, где можно непосредственно осмотреть шедевры, но в процессе осмотра девушку предсказуемо похищают и делают рабыней некого культа Молоха, который обещает райскую жизнь через отречение от богатства и самой земной жизни. Распутывать преступный клубок предстоит следователям Скотленд-Ярда из «отдела привидений» (судя по всему, в Лондоне есть свои «Секретные материалы», только вот детектив Макаллистер на агента Малдера ну никак не тянет)
Для небольшой по объему повести частая смена главных действующих лиц неприемлема, но здесь автор этим явно злоупотребляет — вот мы наблюдаем происходящее от лица Глории Стэнфорд, местной «девы в беде», затем переключаемся на одного из местных жителей, а вот уже нас заставляют влезть в шкуру одного из полисменов или какой-нибудь секретарши. Естественно, такая чехарда не добавляет сопереживания героям, через некоторое время начинаешь откровенно скучать и ждать когда же всё это кончится. Чтобы потянуть время, автор сделал стражей порядка слишком флегматичными и невозмутимыми — весь процедурал сводится к ленивому осмотру места преступления и опросу свидетелей, причем некоторые из них настолько тупы, что не могут сопоставить А и Б, иные же по прозорливости могут дать фору Великому сыщику, но при этом делиться своими догадками с полицией не спешат, а самостоятельно что-то предпринять для них по всей видимости слишком лениво — такая вот «это Англия, детка...»
Несмотря на то, что этот детектив относится к разряду лжемистических, автор при написании откровенно вдохновлялся классикой готического рассказа — зловещий особняк, четко персонифицированное Зло, выраженный назидательный характер повествования («не ходите, барышни, по ночам гулять!»). Что простительно для классики хоррора, в данном случае смотрится нелепо и неуместно архаично, атмосферу создать не удается, нагнетать тревожное напряжение автор даже не пытается. Об истоках и целях изуверского культа автор предпочитает умалчивать, ограничиваясь парой банальных отговорок. Подсознательно я, наверное, ожидал чего-то лавкрафтианского — набирающий силу темный властелин, готовящийся к инвокации богов первородного хаоса, зловещие ритуалы и отвратительные культисты, на поверку же получил дешевую оперетту.
Подводя краткий итог, могу сказать, что я не стал бы рекомендовать эту повесть, никаких особых плюсов здесь не обнаружилось, если не считать легкости чтения, хотя простой язык сбалансирован скучной подачей, поэтому чтение вполне может и затянуться. Произведение из серии «прочитал и забыл» — безликие герои, отсутствие интриги, ненужное ветвление сюжетной линии. Дойдя до финала попросту понимаешь, что время было потрачено зря. В мифологическом плане Молох отсылает нас к древнесемитским верованиям, но автор пытается строить ассоциации с индуистскими сектами. Такой непоследовательностью и поверхностностью пронизаны все компоненты произведения, которое вряд ли кому-то понравится, ну разве уж совсем невзыскательному читателю не читавшему ни одного мало-мальски приличного классического детектива.
alex1970, 7 июля 2011 г.
Средний мистический детектив, эксплуатирующий страхи перед пришельцами из Азии и тоталитарными сектами.
Пропали наследницы крупных состояний, все следы ведут в зловещий замок.
Не страшно и не убедительно.
Особенно промедление полиции, когда речь идет об очень влиятельных людях.
Приоизведение напомнило романы Вальтера Аппеля, которые переводились на русский в начале 90-х (издавались под именем Франк де Лорка)