fantlab ru

Владимир Солоухин «Смех за левым плечом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Смех за левым плечом

Повесть, год

Входит в:

— антологию «Повесть 89», 1990 г.

— журнал «Роман-газета, 1991, № 10», 1991 г.



Издания: ВСЕ (3)

Смех за левым плечом
1989 г.
Повесть 89
1990 г.

Периодика:

Роман-газета № 10, май 1991 г.
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой маленькой повести писатель рассказывает о своём детстве, пришедшемся на очень тяжёлые для российского крестьянства годы — конец двадцатых, начало тридцатых. Что из себя представляло среднее крестьянское хозяйство до раскулачивания, из наших современников не знает уже никто, кроме профессиональных историков. Солоухин рассказывает о своей семье ( о дедушке, отце, матери, сёстрах и брате) и о семье своей матери. Каких прекрасных людей уничтожила как класс Советская власть. Какие золотые руки у них были! И сколько пользы они могли бы принести государству и тому же рабочему классу, именем которого творились описываемые Автором безобразия. В эти годы в стране понемногу становилось повседневной практикой стукачество и об этом в повести тоже немало сказано.

Очень интересны страницы, где Автор рассказывает о том, как устроено было производство воска на принадлежавшей деду маленькой воскобойне. Не менее интересен и рассказ о мельнице тестя Автора. Конечным продуктом этой мельницы было льняное масло. Производство этого ценнейшего продукта, полностью уничтоженное большевиками вместе с разведением льна, сейчас (через 90 лет) только начинает возрождаться.

А яблоневый сад при доме, в котором прошло детство писателя, очень похож на тот, в котором я в эти последние дни лета собираю упавшие яблоки и отношу их почти все на помойку, потому что у всех соседей небывалый урожай. Только яблонь у нас чуть поменьше, чем у дедушки Солоухина.

Не могу не упрекнуть уважаемого мной писателя только в одном грехе (причём, в грехе в полном и точном смысле). Не должен он был доверять своей памяти совсем уж на сто процентов. Тем более в таком важном вопросе, как покровительство того или иного святого тому или иному ремеслу или живому существу. Возможно, в доме деда и находилась икона со св. Власием, покровителем животных (лошадей, коров, овец и т.п.), поскольку всё это зверьё в хозяйстве было. Была у деда и пасека, но к пчеловодству и пчёлам св. Власий отношения не имел, тут Солоухин ошибся. А я, не проверив, ввёл в свою очередь в заблуждение другого человека. Сейчас это устанавливается за несколько минут с помощью интернета, но в девяностые годы читатель мог остаться обманутым надолго. В действительности покровителями пчеловодства в России считаются святые Зосима и Савватий* и сейчас у меня уже есть икона с их изображением. Такие ошибки непростительны, ведь авторитет Владимира Алексеевича очень высок среди читателей, любящих историю, природу, искусство и вообще настоящих патриотов России. И вот этот св. Власий — покровитель пчёл так и останется навсегда в его в остальном отличной пронзительно-ностальгической повести как крупная дезинформация. Короче говоря, хоть святых выноси! Не услышал он смеха (да, пожалуй что даже хохота) за своим левым плечом, когда писал эти строки.

*) У католиков по этой части числится св. Амвросий, епископ Медиолана (нынешнего Милана).

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх