Алексей Провоторов «Костяной»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези ) | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Есть места, где мертвые кости не хотят лежать спокойно, где они могут прийти к тебе, когда позовешь — или за тобой, если не звал. Но есть долг, и его нужно выполнить любой ценой, пусть даже придется пойти на сделку с силами, которые лучше ни о чем не просить. А в глухом лесу, где что враги, что помощники — одинаково нелюди, одна надежда — на себя да на коня. Впрочем, и с конем что-то тоже не так…
Аудиоверсия от Ворона: https://youtu.be/wByBIOgPCuk
Аудиоверсия от канала Халапса: https://youtu.be/3mew8bOYsFs
Входит в:
— антологию «13 ведьм», 2016 г.
— журнал «DARKER № 1'16 (58)», 2016 г.
— антологию «Русская фантастика 2019», 2019 г.
— сборник «Костяной», 2024 г.
Награды и премии:
лауреат |
Чёртова дюжина, 2015 // (1 место) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 27 июля 2024 г.
Хоррор. Мрачно, беспросветно, кровь, кости, смерть. И никакой справедливости, вообще никакой.
Главный герой вынужден обратиться к лесной ведьме за помощью. Зря. И дело вовсе не в ведьме.
У героя благие цели, а ведьма хоть и страшна, а своё слово держит. Но парадоксальным образом всё получает тот, кто менее всего этого заслуживает. И усилия оборачиваются тленом.
Всё это дополнено атмосферой страха и мёртвой жути, а также различными неаппетитными подробностями. Ибо колдовство — грязное дело, и за него приходится платить.
Мне не слишком нравятся истории с подобным финалом и итогом, но не могу не признать — эта история запоминается, и атмосфера здесь невероятно насыщенная.
lammik, 22 июля 2024 г.
Заглавный рассказ оказался именно таким, каким я ожидал увидеть весь сборник. «Кровь, кишки, рас...колбасило». Очень хорошо, что «Костяной» не стал первым рассказом Алексея, который я прочитал. Ибо на нём знакомство и завершилось бы. Мёртвый конь, паршивый пёс с человеческими глазами, вырезание глаза (не у пса если что). Не то чтобы я был какой-то особо чувствительный, но такое вот беспросветное нечто струн души и разума не задевает. Картину мог бы скрасить юмор, как было в «Эффекте дефекта», но его я здесь не обнаружил.
Гилли Ду, 9 июня 2024 г.
Шестнадцатый рассказ и дал название всему сборнику Провоторова — «Костяной». По моему разумению, он должен был явно выделяться, раз его именем назвали всю книгу, содержащую краткую форму фентези-хоррор прозы.
Прочитал залпом, погрузившись в мрачнейшую атмосферу. Надо сказать, мне было и жутко, и противно, и я очень переживал за главного героя. Уже эпилог-вступление настроило на соответствующий лад.
О сюжете говорить ничего не буду, хотя он неплох. Персонажи фактурные, даже обычный конь (опять конь! — любит их автор) приятно (т.е. очень-очень неприятно) удивил. Но главное тут — погружение в атмосферу нескончаемой ночи, которую мы с главным героем силимся пережить, оставшись в здравом рассудке.
Уж не знаю, что и думать. Для меня этот сборник — первый опыт чтения подобной литературы. Очень самобытно, но это явно приправлено некой неправильной изысканностью писательского декаданса в описании, а потом чтении таких кровавых и неприятных поступков, связанных с потусторонними силами.
Потреблять такое, я считаю, надо дозировано. Жанр уж очень специфический. У Провоторова это прям явно «кровавый Баба-Яга стайл».
Тем не менее, я впечатлен. Вызванные эмоции толкают меня к 10-ке. Но за отсутствие инновационной идеи снижу до 9-ки.
euthanazia, 11 января 2021 г.
Буду, наверное, первой, кто не растекается елеем и мёдом по этому рассказу. Для меня этот опус оказался ничем иным как чавкающим, мерзким сгустком слизи, крови, мёртвых ошмётков и блевотины. Главный герой — невнятный истукан с крайне притянутой за уши мотивацией тащить трупец к страшной бабке в лес. Яга в рассказе неплоха, если б не сумбур творящийся с её участием. Ой, тут не получилось, ой это не то, ой тут не так. Я тут глазик колупну, ты не против? А Иванушка прям как в русских народных — сходи-принеси-подай-иди-на-***-не-мешай. Иванушка выполняет её недоквесты, убивает трупы лошадей (нет, это не речевая ошибка, это сюжетный ход), блюёт, воняет и щеголяет в слизи. Всё это смакуется на 20 страницах. А потом хоба! И наступает «неожиданная» развязка. Если бы это был отрывок полноценной книги, возможно в рассказе был бы смыл. А так 3/10 за попытку из буханки хлеба при помощи нехитрых приспособлений смастерить троллейбус.
axelkon, 9 июля 2024 г.
Прочитал во время работы ККФ.
«Ну, что вы за люди такие! Как вам не стыдно! Вам по сорок лет, большая половина жизни уже прожита. Что у вас позади? Что в настоящем? Что впереди? Мрак, грязь, страх и ничего человеческого! Опомнитесь, опомнитесь, пока не поздно! Вот вам мой совет.» Такая цитата и приходит мне на ум после прочтения «Костяного». С сожалением замечу, опомниться тут уже некому — все либо мертвые, либо доедаемые, либо в принципе чудовище-нежить, так что безысходность полнейшая. Вновь прибывшим в это место приходится оставить любую надежду, потому что он обречен на муки. Муки вечные либо мучительная смерть. Мощная история, спасибо.
zazai, 29 ноября 2024 г.
А Баба Яга против (с)
Гламурный сборник дилетантских рассказов. Автор пытается в атмосферность и саспиенс, но, банально, не владеет ни навыком саспиенса, ни умением писать в целом — получается убого, криво и совершенно безрадостно с читательской точки зрения. Может быть автор еще выпишется, но, учитывая то количество елея, которым его залили, думается мне, что выгребет на чистое он не скоро, не в этом десятилетии..
Можно, конечно, сказать, что это я такой бука, злюка и, вообще, неприятный тип, «сам дурак», но, ведь, есть с чем сравнить. «Книга осенних демонов», к примеру — там автор также строит свои пугающие рассказы на эстетике Осени. Не надо даже сравнивать как авторы раскрывают эту эстетику, достаточно просто посмотреть как Ярослав Гжендович переходит от повествования «от 1-го лица» к повествованию «от 3-го» и как это криворуко делает Проворотов, а ведь это базисное умение для писателя, или нет!? Саспиенсом, правда, пан Ярослав не балует — концовка очевидна и предсказуема, а читатель с растущим ужасом наблюдает как герои сами, в силу своего эгоцентризма, слабоволия или других привычных пороков души, неотвратимо к ней движутся, ведь она очень неприглядна и совсем не желательна. Психологизма и моральных коллизий «хоть отбавляй», а не эти вот неумелые попытки замылить, сбить читателя с мысли — только мысли-то и нет, проще дотерпеть до конца, где все и прояснится.
Но сравнение с Гжендовичем это, скорее, комплимент, честнее будет сравнить с дебютом Гурского — насколько хороши, хоть литературно и неидеальны, получились рассказы в 'Законе ордена» (в той же эстетике, но с интересной неоднозначной фабулой и психологизмом).
****
Ужастик от Hallmark. Можете себе такое представить? Если вас устраивает качество холлмаркских сюжетов и их реализация, то эта книга вас не смутит, во всех прочих случаях крайне не рекомендуется пользовать ее по прямому назначению.
Deliann, 21 января 2016 г.
Абсолютно не был готов к такой истории. Перед нами мир, в котором соседство с нечистой силой — в порядке вещей и никого особо не удивляет. Пугает – да, беспокоит – конечно, но не удивляет. Главный герой по имени Лют является охотником на плохих людей. Эта профессия – что-то типа ведьмачества Сапковского, с поправкой на человеческий объект охоты. Хотя в былые времена люди вроде Люта охотились и на нечисть тоже. Но сейчас это занимает мысли главного героя меньше всего. Потому что в данный момент Лют бредет через лесную чащу, ведя за собой коня, нагруженного трупом женщины. Конь несколько странный, а к трупу у охотника есть несколько вопросов, задать которые может помочь только ведьма, живущая где-то в глубине леса…
Атмосфера – просто выше всяких похвал, читать реально жутко и мороз по коже пробегает не раз. Мрачный зимний лес, логово ведьмы прописаны ярко и по-хорошему отвратно. Персонажи не картонки, каждый цепляет своей индивидуальностью и вызывает именно те чувства, на которые рассчитывал автор.
К небольшим минусам рассказа я бы приписал предсказуемость концовки (как только понимаешь правила мира, сразу осознаешь, чем дело кончится) да легкий перебор с кровищей.
В целом, я впечатлен и рассказ настоятельно рекомендую всем любителям отличного хоррора.
Doraner22, 28 ноября 2024 г.
«Костяной»
Шестнадцатый рассказ, который и дал название сборнику, поведает нам историю о Люте. Охранителе, который тащит труп ведьмы на допрос с помощью другой ведьмы. Атмосфера на высшем уровне, везде так и веет безнадегой. Главный герой, который молод, но уже слишком устал и слишком стар для этого дерьма. А дерьма только за этот рассказ он повидает немало. Тут уже всё по-взрослому. Мало кто доживет до конца, да и мало кто останется тем, кем был. Краткая рецензия на один из самых крутых рассказов. Так как спойлерить его совсем не хочется, советую прочесть его самим. Скажу лишь то, что в рассказе прослеживается линия не одного дела, а трех, но финал нам расскажут только у двух. Конь и лес так же присутствуют, как и неожиданный финал. 10 кишок из 10.
Manowar76, 25 июля 2024 г.
А вот тут лёгкое недоумение.
Понятно, что название короткое, броское и подходит для сборника. Ибо других каких-то достоинств у рассказа перед другими вещами автора нет.
Всё те же, вид сбоку — Ведьма, Ловец, конь, душегубка, монстр.
Это не хоррор. Даже впечатлительного меня сцены свежевания не очень смутили.
Твист в рассказе в отсутствии твиста.
Сам же «Костяныч» тоже не впечатлил — как мы знаем, авторская фантазия способно на много большее.
А вот пёс понравился.
Да и ведьма — одна из лучших, в смысле жутких, в сборнике.
Хорошо, что я не стал, как некоторые, знакомится с заглавным рассказом без очереди — пыл бы мог убавиться.
6(НЕПЛОХО)
Karnosaur123, 12 октября 2016 г.
Я очень неохотно читаю в электронке, так что мое знакомство с большинством авторов начинается исключительно с бумажных публикаций. И потому для меня как-то неожиданно, ровно из ниоткуда, возник молодой автор Алексей Провоторов с отличным рассказом «Форумные тролли» в сборнике «Темная сторона Сети». Затем были превосходные «Мужики» и «Веерное отключение», а также любопытный рассказец в стиле дарк-техно фэнтези «Эффект дефекта» (который произвел на меня меньший эффект, простите за каламбур). И вот — «Костяной», который без преувеличения можно назвать шедевром автора, одной из жемчужин серии «Самая Страшная Книга» и российского хоррора вообще. Рассказ резко выделяется из всего, что я уже прочел у Провоторова: если во всех прочих рассказах ужас неразрывно сочетался с юмором (чего стоит тихая старушка, сожравшая своего пса в «Мужиках», лось, просящий закурить, в «Эффекте дефекта», и буквальное прочтение народного выражения «Не корми троллей» в «Форумных троллях»), то в «Костяном» юмора нет вообще — только липкий ужас, обволакивающий и стылый, как осенний туман. И, как ни странно, отсутствие одной из традиционных составляющих творчества Провоторова пошло рассказу только на пользу. В этом колдовском мире места юмору нет и быть не может. Великолепный язык, и по-настоящему гнетущая атмосфера — уже за наличие «Костяного» сборник «13 ведьм» заслуживает десятки, а Алексей Провоторов уверенно претендует на звание одного из мастеров жанра.
Ny, 18 октября 2018 г.
Не люблю ужасы. Не ценю атмосферу хоррора, не вижу в них почти ничего интересного, большинство считаю недостаточно страшными.
Поэтому редко получаю хорошие впечатления от прочтения подобных произведений. И за подборку рассказов Алексея Провоторова, посмотреть которую мне неоднократно рекомендовали, брался с долей скепсиса — изрядное число молодых авторов хвалят зазря. А тут ещё и ужасы...
Поначалу попались чисто мистические и приключенческие вещи. Ничего особенного в них не было, а специфический отрывистый авторский стиль показался основательным недостатком. Затем, за один вечер подряд были прочитаны несколько «страшилок» в антураже постапокалипсиса и фэнтези. Эти понравились значительно больше. Особенно запомнились рассказы «Костяной», «Эффект дефекта».
С одной стороны, нельзя не отметить скованность, характерную для всех прочитанных рассказов. Автор ухитряется от истории к истории использовать всего 3-4 сюжетных варианта, неизменно во многих рассказах фокусируется на нескольких определённых деталях (осень, лес, луна, сумерки, холод), постоянно ограничивается переходящими чертами, впечатлениями, описаниями, но не желает или не может показать происходящее более полно. События обычно начинается с середины, начало опущено. Это создаёт впечатление недосказанности, неоконченности — рассказы выглядят зарисовками, фрагментами, которые нужно и можно расписать шире.
С другой стороны, автор умеет увлечь действием, блеснуть неожиданной деталью, втянуть читателя в произведение словами. Самыми же сильными писательскими достоинствами я бы назвал умение создать образ и мастерскую передачу ощущений героев, атмосферы событий. В рассказе «Костяной», на мой взгляд, автор смог развернуть свой талант в полную силу.
Рассказ тяжёлый: нечистый, тоскливый, странный. Но буквально с первых абзацев я забыл, что читаю ужасы, сюжет перестал быть важен. Настолько мощно затопило волной живых, прямо-таки личных переживаний, пропало понимание определённости и желание анализировать текст. Захотелось просто чувствовать: и серость уходящего дня, и усталость персонажа, и его неуверенность, и горький, противный привкус дыма, и шелест раздвигаемой сухой травы. Вот-вот пойдёт снег, опустится ночь. И дальше… Деловое равнодушие ведьмы. Неуют прогнившего хутора. Обманчивое тепло неприятного жилья. Нежелание выходить в темень, что-то делать. Попытка отмыть пальцы в ледяной воде от жира и сукровицы. Утрата страха перед страшным, бессильное ожидание хоть какого-то конца. Всё это зримо, выпукло, очень чётко. На уровне тактильных ощущений.
Конец прорывается внезапной, немного ошеломляющей развязкой – поставлена жирная точка. Но даже после неё продолжает чувствоваться умелая чересполосица впечатлений, на которой построен текст: чувство долга и томительная невозможность достичь цели, отчуждённая потерянность и давящее соседство с опасностью, слабость добра и сила зла. Словно опять «Сказку странствий» посмотрел.
Интересно, необычно. Можно простить недостатки и даже общую шаблонность истории. По стилю чем-то напоминает Ш. Врочека, по замыслу – Леонида Алёхина (вот у кого бы поучиться гладкости текста), по необычным образам – Кирилла Бенедиктова.
Хочется пожелать автору развиваться дальше, не зацикливаться на короткой форме, больше экспериментировать.
Wolf94, 22 октября 2020 г.
– Ну ешь, ешь, – сказала Маэв где-то за краем видимого мира. – Потом поедем кататься.
Лес стоял мертвый и окостеневший, бесцветный, как пеплом присыпанный. Тревожно и мерно свистели птицы, утонувшее в пасмурном небе солнце едва светило сквозь ветви. Оно казалось размытым, бесформенным, словно медленно растворялось в густых холодных тучах, подтекая водянистой розоватой кровью.
Осень, чем вам не повод, хотя бы на время, перейти на темную сторону и пощекотать нервы? Не знаете с чего начать? Почему бы для начала не отправиться в лес? Идите тихо, но остерегайтесь, где-то там прячется Костяной...
Как и в первый раз, я не могу сказать, что история схватила в цепкие объятия и не отпускала до самого конца. Мистическая сторона, особенно в начале, когда герой только идет к ведьме – да, здесь воображение играет всеми красками, но во многом благодаря самой атмосфере темного, осеннего леса. Когда же дело дошло до главного, то тут уже все зависит от читательского вкуса.
В целом – хорошо, но чуток мрачности Маэв, не помешало бы.
Звук разлегся в холодном воздухе, потерялся меж стволов. Как будто дурной гигант шлялся по лесу. По спине пошли мурашки.
Хельг, 8 октября 2016 г.
На моей памяти — самое мощное открытие сборника серии «Самая страшная книга». Сразу задает тон и настраивает на нужный лад — будет жутко. Будет злое колдовство, и рыжеволосые зеленоглазки, продавшие души Дьяволу, и чудовищная расплата за содеянное. Миры Провоторова насыщенны, детализированы и очень реальны. Иногда эта насыщенность затмевает собой сюжет, когда мир на фоне получается гораздо интереснее приключений героев, но не в этом случае. Сравнения с циклом Сапковского неизбежны, и я уже неоднократно их встречал. Трудно сказать, в чем похожесть, но она определенно есть. Именно похожесть, не путать со вторичностью! Я не часто сталкиваюсь с отечественным темным фэнтези, но когда меня просят привести пример качественного, темного, нашего, я без колебаний указываю на этот рассказ, справедливо победивший в третьем заходе «Чертовой дюжины». Ну и да, Буга, е-мое! У тебя ж еще столько пар железных башмаков не сношено!
noodleboy, 27 октября 2016 г.
Мощнейшее начало 13 ведьм и, кажется, крутейшее, что я читал у Провоторова, а он вообще автор годный. Мертвый придавленный осенью лес, охотник за головами, которому нужно допросить труп женщины в красном платье, жуткий конь, жуткий и жалкий пес, жуткая безглазая ведьма и сам Костяной. Темнейшее фэнтези. Очень сочный язык, образы мрачные, живописные, врезающиеся в память. Звуки, цвета, запахи — текст забивает собой все ощущения, не дает продохнуть, постоянно движется, накапливая и без того высокое напряжение с каждой страницей, абзацем, словом. Я не большой любитель фэнтези, но это потрясающий рассказ.
пан Туман, 8 ноября 2017 г.
Долго не мог понять, что не так с этим рассказом. Атмосфера — есть, непроглядная и густая, словно ведьмино варево или топи Бартоломеевой Жижы. Сама ведьма — такая, что никто в сборнике с Бугой не сравнится, и близко не приблизится. Имеется и совершенно незаметная, но очень важная деталька из тех, что с трудом фиксируются при чтении, но своим наличием или отсутствием очень многое добавляют — или убавляют, тут уж как повезет — к рассказу. Я о «в красном казнят убийц и отравителей» (пассаж на первый взгляд совершенно необязательный, но добавляет нужное количество необходимой для фэнтези вычурности).
На первый взгляд, всё на месте, читай и ужасайся... Но нет. Для такой жути людолов Лют оказался недостаточно лют. Недодал ему автор харизмы, решительности и просто крепкого желудка. Оттого не вышло из Люта ни отчаявшегося искателя, который уже на всё готов, ни дуболома, который просто свою смерть вообразить не в силах, так что смазал главный герой впечатления, да причем солидно смазал.