Хао Цзинфан «Складывающийся Пекин»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Лао Дао живет на Третьем уровне Пекина. Вся его жизнь проходит в промежутке между десятью вечера и шестью утра каждых вторых суток, когда он сортирует мусор на перерабатывающем заводе. Остальное время Лао Дао, как и все жители Третьего уровня, погружен в искусственный сон, а на месте Третьего уровня вырастают из земли по очереди Второй и Первый. Какова жизнь там, Лао Дао не знает даже понаслышке. Но вот ему выпадает случай увидеть высшие уровни своими глазами...
Входит в:
— цикл «北京折叠»
— журнал «Uncanny Magazine, Issue #2. January-February 2015», 2015 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year, Volume 1», 2016 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction and Fantasy 2016», 2016 г.
— антологию «Невидимые планеты. Новейшая китайская фантастика», 2016 г.
— антологию «Utopiales 2017», 2017 г.
— антологию «The Best of Uncanny», 2019 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2016 // Короткая повесть (перевод с китайского Кена Лю) | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第49回 (2018) // Переводной рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2016 // Лучшее произведение малой формы (перевод с китайского Кена Лю) | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2016 // Короткая повесть (перевод с китайского Кена Лю) | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
- /языки:
- русский (2), английский (6), французский (1)
- /тип:
- книги (7), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Валлет (1), М. Головкин (2), К. Лю (6)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 21 августа 2022 г.
Повесть с интересным фантастическим допущением и восточным спокойствием принятия несправедливого порядка вещей.
Недалекое будущее, перенаселение, всё менее выгодный ручной труд на фоне развивающихся технологий. И решение — в чем-то жестокое, в чем-то логичное и рациональное. Впрочем если это и жестокость, то обезличенная, законы рынка и выгоды.
Итак, огромный мегаполис, жизнь и жители которого поделены на три части, которые никогда не пересекаются. Социальное расслоение во всей красе, доведённое до абсолюта благодаря технологиям. И главный герой, типичный «маленький человек», на чью долю выпала возможность не совсем легально посетить более высокие уровни и заодно познакомить с миром читателя.
Повесть немного грустная, не дающая ответов, не призывающая к изменениям. Герои видят несправедливость, но у них нет идей и сил, чтобы что-то изменить в глобальном масштабе. Остаётся только маленький личный уровень, который можно попытаться сделать лучше. К чему главный герой и стремится.
UnrealQW, 23 августа 2016 г.
6/10 Цзинфан Хао «Folding Beijing» -- научно-фантастический рассказ. (Читал на английском, рассказ выложен в свободный доступ на сайте журнала «Uncanny».) Довольно длинный рассказ-повесть повествует о жизни в гигантском мегаполисе -- Пекине недалекого будущего, в котором проживает 75 миллионов людей и царит жесткая сегрегация. Люди низшего класса (а их 50 миллионов) живут в трущобах, работают на фабриках по сортировке мусора, голодают, толкаются в переполненном метро и прочие «радости» антиутопии, разве что полностью отсутствуют высокотехнологичные устройства, средства коммуникации, интернет и тотальное слежение за гражданами, что мне показалось странным. Люди «первого сорта», конечно, пользуются всеми благами цивилизации, что на контрасте показано в произведении.
Не смотря на то, что рассказ получил премию Хьюго, он не показался мне откровением. Типичная антиутопия про перенаселенность и экономическое расслоение общества подана довольно прямолинейно, и у меня не вызвала сильного эмоционального участия. Ключевые технические и социальные новшества, на которых сфокусирован сюжет, по-моему, экономически разорительны, технически фантастичны, социально конфликтны и, вообще, описаны для создания визуальных эффектов. Это мне кажется особенно странным, учитывая, что автор имеет 3 высших образования: физическое, экономическое и управленческое. Будучи по образованию инженером-конструктором, я не могу согласиться с реализуемостью столь сложных технических устройств, работающими в таких масштабах.
Литературно написано хорошо, и явно чувствуется женская рука: подробные описания меблировки комнат, небольшая любовная линия, отсутствие ярко выраженных личностных конфликтов. Все меланхолично и несколько затянуто, как мне показалось (объем рассказа более 70 000 знаков без пробелов). Основная моя претензия к произведению -- вторичность. Я не увидел новых идей, которые я бы не встречал ранее -- в Европе и Америке эта тема поднималась давно (на вскидку: «Всем стоять на Занзибаре» 1968 года или «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» 1966-го). Конечно, радует, что в Китае фантастика начинает выходить из зачаточного состояния, писатели-фантасты отходят от сказочно-мистического китайского контекста, но судя по всему, им предстоит еще долгий путь.
Резюме: вторичный фантастический рассказ на темы перенаселения Земли и расслоения общества в китайском антураже
dimslav, 8 января 2018 г.
Впервые на английском опубликовано во 2 выпуске журнала Uncanny Magazine в январе 2015 года. В повести рисуется такое будущее: в Пекине три группы населения: 5 миллионов — элита, 25 — средний класс, и еще 50 миллионов — низший. Высший класс бодрствует сутки с 6.00 до 6.00, потом с 6.00 до 22.00 средний класс, а низшему классу остается лишь 8 часов, 6 из которых они тратят на работу, и 20 из этих миллионов работают на перерабатывающих мусор станциях, как и главный герой. Ему удается побывать, выполняя поручение, в мирах элиты и среднего класса, и заработать немного денег для воспитания приемной дочери. Убрать китайский антураж — и вполне такая себе американская антиутопия, где всех все устраивает.