Тим Пауэрс «Последний выдох»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Жизнь после смерти | Фантастические существа (Призраки, привидения )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Героем данного романа является мальчик Кьют Парганс, живущий в современном Лос-Анджелесе. Он хочет быть обычным подростком, но его семья обладает магией. Прихватив маленький стеклянный пузырек с духом Томаса Эдисона, он бежит из дома. Так начинаются его странствия по темной магической стороне жизни современного мира.
Студия Freakshow Films рассматривала вопрос об экранизации этой книги.
Входит в:
— цикл «Трилогия Сдвигов»
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1996 // Роман ужасов / Тёмное фэнтези |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1996 // Роман | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1997 // Роман, переведённый на французский | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1996 // Роман |
- /языки:
- русский (1), английский (4)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- А. Гришин (1), Е. Рябцева (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
buy07, 27 февраля 2023 г.
После великолепного, остросюжетного, сверхнеобычного и с тонким юмором романа «Последняя ставка», продолжение трилогии в виде «Последнего выдоха», откровенно разочаровало. Местами интересно, но не затягивает и порой прям скучно. Еле прочитал. Но «Последние дни» буду читать обязательно, верю я в Пауэрса.
Deliann, 5 марта 2020 г.
«Взгляни вокруг, оглянись назад,
Духи с тобою связаться хотят,
Мир не таков, каким кажется он,
Чудесами каждый окружён.»
«Последний выдох» — это, конечно, не «Shaman King», однако строчки из приведенной выше песни подходят и к роману Тима Пауэрса тоже. Представьте себе мир, где призраки рядом с вами. Большинство из них безобидны, просто сгустки особой субстанции, незаметной для обычных людей. Но есть и такие, кто получил себе подобие материального тела, пожирая песок, камни и всякий мусор. Они притворяются людьми, выглядят городскими сумасшедшими но, в целом, вреда от них почти нет. А еще бывают люди, чья духовная сила настолько велика, что привлекает к ним внимание еще при жизни, а уж после смерти они становятся очень сильными призраками и выглядят как гигантские маяки для духов поменьше и всяких темных личностей. Да, здесь нет охотников за привидениями, которые приходят на вызовы с протонным бластером наперевес. Здесь и призраки то особо не вредят обывателям. Зато людей, желающих поживиться неупокоенными душами, «вдохнуть» их (то есть, все равно что поглотить их), довольно много.
«Последний выдох» начинается со знакомства читателя с мальчиком Кутом Хуми Парганасом, или попросту Кути. Кути был вполне обычным ребенком в семье приверженцев индуистских эзотерических учений, пока однажды не решил сбежать из дома. Перед побегом мальчик находит таинственный стеклянный флакон и с этого момента его жизнь сильно осложняется. Примерно в это же время Питер Салливан получает звонок от своей сестры-близняшки с предупреждением о грозящей им обоим опасности. Питер понимает, что прошлое вот-вот настигнет его и надо действовать, причем быстро.
Если решили читать «Последний выдох» после «Последней ставки», то следует быть готовым к двум моментам: книги между собой практически не связаны и первые страниц двести будет мало что понятно, а сюжет будет несколько буксовать. Наберитесь терпения. Затем автор все очень толково объяснит, а сюжет наберет оборотов. Роман, так же как и его предшественник, очень замысловато преподносит магию, облекая ее в полунаучную форму, смешивая с физикой, но, не забывая об обрядовости и метафоричности. Именно эта особая атмосфера мистики, эзотерических учений и магического реализма и роднит между собой первые две книги «Трилогии Сдвигов». Привязки к картам Таро больше нет, весь упор сделан на призраков, посмертие, и, как ни странно, «Алису в Стране Чудес».
Персонажи у Пауэрса вновь на высоте. Очень живые и хорошо прописанные. Среди них легко можно найти, кому сопереживать, а их поведение вполне укладывается в рамки заданных психологических портретов. Более того, все основные персонажи здесь нужны и важны, и безболезненно исключить кого-то из истории не возможно.
Увлекательная история о призраках и людях, о чувстве вины перед уже ушедшими на ту сторону, а также об отношениях отцов и детей, да и много чем еще. Прочитать ее стоит всем любителям хорошей и необычной литературы, даже если вы не читали «Последнюю ставку».
Manowar76, 6 декабря 2021 г.
Вторая часть «Трилогия сдвигов». Роман — лауреат Локуса в номинации Хоррор/Темное фэнтези и номинант на такие серьёзные премии, как:
* Небьюла (Пауэрс наряду с «Алмазным веком» Стивенсона уступили до сих пор не переведённому на русский роману «Slow river» некоего Николы Гриффита);
* Большая премия Воображения («Выдоху» Пауэрса и «Имаджике» Баркера французы предпочли «Лавину» Стивенсона;
* и Всемирная премия фэнтези («Выдох» и ещё четыре романа уступили первое место «Престижу» Приста, в последствии шикарно экранизированному).
Если «Последняя ставка» в подробностях знакомила нас с Лас-Вегасом, то в «Последнем выдохе» нас подробно знакомят с голливудским Лос-Анджелесом девяностых. Если отслеживать по карте путь всех персонажей, гугля знаковые места, можно идти работать гидом по истории города.
А ещё роман — аутентичный слепок начала девяностых, написанный современником по горячим следам. Пауэрс ненавязчиво, но мастерски погружает нас в эпоху.
В романе три главных и ещё полдюжины второстепенных линий.
Кути — осиротевший подросток-индус из обеспеченной семьи; Пит Салливан — электрик, брат своей сестры-близняшки и экстрасенс; доктор Анжелика Элизелд — латиноамериканка, с катастрофическими последствиями использовавшая спиритуализм в психотерапевтической практике.
И все они бегут, скрываются от тех или иных преследователей.
Система магии Лос-Анджелеса и «Последнего выдоха» почему-то кардинально отличается от магоустройства ласвегасовской «Последней ставки». Если в «Ставке» всё было завязано на Юнге, архетипах, Таро и карточных играх, то в «Выдохе» всё дело в призраках:
"— Что вы знаете о призраках?
...
– Люди едят их, – начал он наугад. – Их можно извлекать из стен, или кроватей, или пустого воздуха, делать заметными, воспроизводя музыку того времени и выставляя приманки вроде, например, киноафиш; когда они из-за этого приходят в возбуждение, то начинают притягивать к себе стрелки магнитных компасов, и окружающий воздух делается холоднее, потому что они забирают из него энергию. Им нравятся сладости и спиртное, хотя они не могут переварить ни того ни другого, а если пробуждаются и блуждают на свободе, то едят главным образом такие вещи, как битое стекло, сухие прутья и камни.»
Литературные источники вдохновения тоже отличаются: вместо «Бесплодной земли» Эллиота и Легенды о Короле-Рыбаке на этот раз Пауэрс вдохновлялся биографией Эдисона и дилогией Кэррола про Алису («Сьюки часто повторяла, что книги об Алисе – это Ветхий и Новый Завет для призраков...»). Иногда складывается ощущение, что не эпиграфы глав подбирались к сюжету, а наоборот. А уж как мастерски Пауэрс может в конспирологическом и криптоисторическом ключе объяснять всем известные события из истории Америки и её выдающихся людей, мы знаем ещё по первой части трилогии.
Непротиворечиво объяснены многие странности биографии Эдисона: и работа газетчиком в поезде, и обустройство лаборатории в том же поезде и дикая привычка кидать своим детям петарды под ноги и многое другое. Много придумывать не пришлось, ведь, как нам сообщает вики: «Последние 10 лет жизни Томас Эдисон особо интересовался тем, что принято называть «оккультизмом», и загробной жизнью и проводил соответствующие эксперименты. Вместе с коллегой Уильямом Динуиди пытался записывать голоса умерших и заключил с ним «электрический пакт», по которому оба клятвенно обещали, что первый умерший из них попытается послать другому сообщение из мира ушедших. Когда коллега Динуиди умер в октябре 1920 года, 73-летний Эдисон дал интервью журналисту Форбсу, в котором уведомил публику о своих трудах по созданию аппарата для общения с умершими — «некрофона».» Да, это тоже всё есть в романе!
В финале цепочка погонь и перестрелок сводят всех персонажей (беглецов, преследователей и сопутствующих им призраков) на палубах навечно пришвартованного в лагуне Лос-Анджелеса лайнера «Queen Mary» в ночь Хэллоуина. Корабль «Королева Мария» входит в «топ-10 населённых призраками мест Америки».
Роман об чувстве вины и её искуплении. У всех трёх главных героев за плечами та или иная трагедия, за которую они, в основном беспочвенно, чувствуют вину.
«Выдох» собирались экранизировать. Может и хорошо, что не получилось. Масштабный финал с призраками и искажениями реальности в духе Алисы очень кинематографичен. Но то, что прекрасно и жутко смотрится в книге, на экране могло бы выглядеть нелепым трэшем категории Б.
Книга абсолютно заслуженно получила все премии и номинации. Серьёзный, взрослый, глубокий, атмосферный магический реализм. Такой же прекрасный, как и «Последняя ставка».
Удивлён разочарованному отзыву на роман. Хочется, как всегда отметить: каждой книге своё время и некоторые вещи требуют от читателя определённого багажа и эрудированности. Читайте и составляйте своё мнение!
С каждым прочитанным романом Пауэрс всё больше и больше выбивается в мои любимые писатели.
Перед «Последними днями» сделаю перерыв, но однозначно не годичный, как в случае с прочтением первого и второго романов.
10(ПОТРЯСАЮЩЕ)
elninjo_3, 12 ноября 2020 г.
Плохо. Еще хуже, чем «Последняя ставка».
Этот роман напоминает духов, которые в нем описаны. Они при определенных обстоятельствах могут принимать живой материальный облик, но в основном выгледят просто как дым, который вдыхают живые персонажи. Так и этот роман. Он периодически выглядит живым, но по большей части представляет собой какую-то неопределенную туманную субстанцию, в которой барахтаются герои, идеи и сам читатель.
Героев по-прежнему очень много. Они периодически исчезают из этого «эфира», порой надолго. Злодеи стали еще более нелепыми. Соврешенно перестало быть понятно, зачем их вообще бояться. Магия осталось прежней: туманной, понятной только на интуитивном уровне.
В книге вроде бы что-то и происходит, но что происходит и почему это должно быть интересно — совершенно непонятно. Весь роман главные герои куда-то бегут. То ли к кому-то, то ли от кого-то. Один из них по-прежнему ящиками пьет пиво. Другой получает бесконечные порезы и ранения. Все вроде бы по мифологии «Сдвигов». Но не интересно!
Конечно, я понимаю, что Пауэрс очень сильный писатель, и даже в этой мутной воде он вылавливает интересные ходы и странные фантазии. Но есть ощущение, что все это через силу. Я совершенно не понимаю зачем тут «Локус», да еще и за роман ужасов. Это какой-то набросок, почти чистая мысль, которая так и не приобрела интересную форму.
Я, пожалуй, закончу со всем этим. Сдаюсь.