Вера Кетлинская «Мужество»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Производственное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— антологию «Русская советская проза», 1977 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ArtTrapeza, 14 октября 2021 г.
«Всё, о чём нам врали большевики, оказалось правдой.»
Художественная книга о первых строителях Комсомольска-на-Амуре в 1930-х годах. Не знаю, когда роман был впервые издан, но в конце текста указано, что он создавался в 1934—1938 годах. И да, книга оказалась лучше, чем я ожидал. Отсутствие упоминаний Сталина (а были ли они когда-нибудь?) меня не напрягало. Конечно, за большим количеством персонажей следить трудновато. Но я им завидую — они прилагают все силы ради ясной цели, чувствуя, что вся страна трудится вместе с ними.
Ладно, может быть и другое толкование. Например, мой восторг вызван тем, что я наивный лопух с промытыми мозгами и не вижу ФАЛЬШИ. Но я хотел бы видеть именно ту сторону жизни.
P. S. Забавный факт, на страницах книги попадается инженер по фамилии... Путин.
Podebrad, 17 декабря 2020 г.
Первое впечатление – слишком фальшиво. Второе – человек старался писать правду. Старался.
Вроде бы, показано всё так, как было. Энтузиазм юных строителей Комсомольска. Отсутствие личного пространства, даже в душе. Запрет покидать стройку. Неимоверные трудности. Трудности проще всего списать на вредителей, и все их ищут. Труд заключённых тоже присутствует. Впрочем, многие заключённые захвачены общим энтузиазмом и создают ударные бригады. То есть, автор добросовестно изучила всё, что смогла увидеть, и постаралась передать эти впечатления так, как считалось правильным с официальной точки зрения. Надо полагать, сама её разделяла.
Ребята из романа, совершившие трудовой подвиг, симпатичны. И те, кто готовы положить жизнь за новый город, и те, кто стараются от этого уклониться. Ребята показаны очень разными. Но при этом возникает ощущение толпы, в которой трудно выделить лица. Почти все их мысли и слова об общей цели. Нет, они, конечно, дружат, влюбляются, сходятся, расходятся. Но даже в личных отношениях руководствуются общей задачей. Тот, кто захотел хоть как-то уклониться, враг и дезертир, недостойный внимания. Забыть навсегда. Никаких полутонов тут быть не может. Отклонения от магистральной линии недопустимы. Это превращение людей в толпу загубило книгу, которая могла бы стать очень неплохой.
Больше всего удивило отсутствие упоминаний о Сталине, хотя Киров присутствует даже лично. Думаю, его просто изъяли из изданий времён Хрущёва, с согласия автора или без согласия. Заменили на ведущую роль партии. Сталин как раз был бы уместен в данном случае, а многословно-слащавые парткомы показались самым фальшивым, искусственно вставленным элементом романа. Хотя они реально делали дело, но тут в них не веришь.
Можно сказать, что время такое. Многие классические романы 30х-50х имеют те же особенности. Пафос, энтузиазм, сосредоточенность на производственной теме, чёрно-белая картина мира, вредители, роль партии. Но ведь сколько среди них по-настоящему хороших книг. Хотя бы «Талант» Бека. Тоже работа, энтузиазм, и даже враг промелькнёт. Но это книга о живых людях, которые живут полной жизнью и занимаются живым трудом, получая от него удовольствие. И читается «Талант» с удовольствием даже теперь, через столько десятилетий. Никакого ощущения фальши. А у Кетлинской от него не отделаться.