Ирина Скидневская «Сны в начале тумана»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое )
- Общие характеристики: С использованием мифологии | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Полярные регионы )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Страшная беда пришла в стойбище айнов — злая ведьма Кэлена заманивает девушек в тундру и они умирают. Шаман племени Токо и его приёмный сын Ойво вступают в трудную битву с ведьмой.
Входит в:
— антологию «Фэнтези-2005», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 6 марта 2024 г.
Сон в начале тумана — долгий грустный сон о несбывшемся.
Но этот рассказ не про сны. Он о холодном севере, о племени, столкнувшемся с непобедимым чудовищем тэрыкы, об угрозе гибели, о жертвенности и о мести.
И всё же не он здесь главный герой. Главные — это женщина, у которой не было выбора, кроме как принести свою жизнь (и всё самое дорогое в ней) в жертву племени. И молодой шаман, вынужденный взвалить на свои плечи тяжелую ношу и ожесточить своё сердце.
Суровая земля, огромная проблема, близкое кружение смерти. У племени тоже почти не было выбора — погибнуть либо выжить любой ценой. И месть, это блюдо подают холодным — особенно на залитых северным сиянием просторах.
Получилась легенда, сказание севера о великом герое и о его самой главной битве. Сказание вполне в духе скандинавских саг, но всё же со своими этническими мотивами.
Красиво, атмосферно, непредсказуемо, трагично. Но в первую очередь всё же красиво.
elninjo_3, 19 июня 2023 г.
Интересный и необычный рассказ, который на всем своем протяжении видоизменяется и никак не дает к себе привыкнуть или предсказать то, что будет происходить. Поначалу он напоминает те редкие вещи детективного жанра, в которых действие происходит в далеком прошлом. Таких историй, на самом деле, не так уж и много. Но действие несется вперед, и вскоре виновник трагедии становится понятен, а рассказ начинает походить на страшную легенду, которую мог бы рассказать Глен Кук. Почему Глен Кук? Потому что Ирина Скидневская использует еще один необычный способ повествования: она рассказывает историю, в которой поведение и психология героев описана только через поступки. Тоже редко встречающаяся вещь (Сердце Ангела, Черный Отряд), которая в короткой форме дает драйв, напряжение и ощущение, что читаешь что-то необычное. Ну и, безусловно, сам мир и его обитатели, их абсолютно чуждая нам логика, порой жестокие поступки. Честно говоря, продуманность проклятия, ведьмы, демона, борьба с ними получилась даже поинтересней, чем у уже упоминавшегося Симмонса. Чтобы написать этот рассказ была проделана большая работа, которая, наверное, могла бы и вылится в роман. Хотелось бы побольше прочитать про корабль с каннибалами, узнать, что стало с айнами, оставшимися на льдах. Линий могло бы быть много. Но, с другой стороны, тогда бы не получился такой странный рассказ, который просто напрашивается на экранизацию.
В общем, я рекомендую. Прочитал за один присест, что со мной бывает очень редко.
krakhno1, 21 августа 2023 г.
Прочёл в подаренной антологии«Фэнтези-2005», жутковато, но понравилось. Рассказ сильный, с проникновением в чуждую, неевропейскую психологию, атмосферу обречённости, в которой все человеческие чувства приносятся в жертву коллективу и тем, кто вершит приговор и распоряжается судьбами отдельных людей от его имени и во имя его выживания.
Его недаром поставили в сборнике первым — как яркий, сильный и необычный. Воообще показательно и почти аксиоматично, что знакомство с мифологией разных этносов резко повышает качество и, главное, оригинальность литературных произведений, потому что лишь из этнографии и трудов по истории можно почерпнуть понимание того, что люди разных культур мыслят иначе.
Ny, 2 января 2018 г.
Что-то автор дала маху — к тексту накопилось много вопросов.
Сюжет похож на сборную солянку. Сначала в племени гибнут девушки. Шаман, так и не разобравшись в причине проклятья, вдруг начинает бороться с каким-то пришлым чудовищем, убивающем мужчин. Где связь? Самый ловкий охотник побережья не может отыскать следов племени, которое пообещало невесту и обмануло, и ничего не предпринимает для поисков жены и сына долгих 14 лет? Почему победитель чудовища сам превращается в него, а все другие охотники, выходившие на бой прежде, просто канули в Лету?
Замысел рассказа интересен, любопытна и обстановка произведения — редко кто пишет мистические боевики о народах Севера, но И. Скидневской не хватает умения и последовательности.
Seidhe, 6 марта 2017 г.
Не знаю как вы, а я от традиционного фэнтези устал ещё в середине нулевых. Традиционного — это в значении «основанного на европейском средневековье», с замками/рыцарями/драконами/эльфами/гномами, чтобы было понятно. За прошедшее с того времени десятилетие ознакомился я и с модным нынче dark fantasy, и «ориентальным» фэнтези одно время спасался, и в смежные жанры вроде магического реализма и мистики забредал, но душа всё-равно требует произведений, пусть и написанных в пограничных с фэнтези жанрах, основанных на экзотических, непривычных для европейца, традициях и мифологических системах. Прошлый год выдался для меня на этот счёт достаточно урожайным — познакомился с двумя замечательными романами А.Григоренко, прочёл «Кадын» И.Богатырёвой, начал читать основанный на якутских олонхо фэнтези-цикл А.Борисовой «Земля удаганок», да и Олди порадовали обращением к якутскому фольклору в дилогии «Сильные»...
К чему такое длинное вступление? Да к тому, что совершенно неожиданно попался мне замечательный рассказ Ирины Скидневской «Сны в начале тумана», написанный в далёком уже 2004 году. Причём с первых абзацев стало понятно, что основан он на фольклорном наследии народностей Дальнего Востока. Продолжил читать — это просто праздник какой-то! Буквально не смог оторваться, пока последнюю страницу не перевернул. В чём прелесть? Для меня — в самой рассказанной истории, которая получилась весьма непривычной для европейского сознания. И дело даже не в том, что весьма экзотичными получились сами «северные» декорации, чудовище тэрыкы и методы подготовки будущего героя для решающего сражения с ним. Основная прелесть рассказа — в качественно переданной разнице в самом мировосприятии героев, которые живут и действуют в совершенно иной системе координат. Их поступки продиктованы не представимой современному человеку логикой, вследствие чего сюжет о борьбе племени айнов с чудовищем и злым колдовством становится совершенно непредсказуемым.
Можно, конечно, к рассказу и придраться немного. Я, например, так и не понял, почему племя называлось айнами. Быт и традиции больше подошли бы каким-нибудь чукчам, нивхам или эскимосам, чем к айнам. Да и тэрыкы, справедливости ради, персонаж именно чукотского фольклора. Но это уже — именно что придирки. Мы же, в конце концов, фэнтези читаем и оцениваем! Если рассматривать с этих позиций — рассказ, для меня лично, очень близок к идеалу. Экзотично, интересно, непредсказуемо, в меру жёстко и кроваво, а главное — не штамповано. Одним словом — рекомендую. Любителям «северных» мотивов — обязательно к прочтению. Остальным стоит ознакомиться, если устали от псевдосредневековья и хотите фэнтези на малоизвестном материале.
Daw, 15 сентября 2014 г.
Фантастику люблю с детства и неплохо в ней разбираюсь, поэтому считаю себя достаточно квалифицированным читателем. «Сны в начале тумана» — это, бесспорно, шедевр! Никаких стилистических огрехов в нём нет, это абсолютно выверенный филигранный текст, если говорить о форме. Содержание же далеко выходит за рамки жанра, «редкая птица» из нынешнего мейнстрима долетает до таких философских глубин, поданных так художественно безупречно. Главное же, на мой взгляд, достоинство этой вещи — истинный гуманизм, который был и остаётся неотъемлемой чертой произведений классической русской литературы всех времён. Оценка: 10
Morfindel, 2 октября 2012 г.
На Рытхэу похоже, но очень отдаленно. С «Террором» тоже сравнивать тяжело, слишком уж разные объемы текста и герои. У моряков «Террора» логика европейская и, по крайней мере у большинства, христианская. У Скидневской же действуют язычники с присущей им безжалостной логикой растворения индивида в коллективе и т.п. Получилось очень атмосферно и впечатляюще.
sham, 27 апреля 2012 г.
Рытхэу не читал, поэтому судить сложно о степени похожести, но то что написанно необычно — это точно! Любопытный, не похожий ни на что рассказ. Читая постоянно вспоминал «Террор» Симмонса — льды, тюлени, корренные народы Севера, погбишие мореплаватели, чудовище... В общем, мне понравилось...
kkk72, 29 марта 2008 г.
Вот это да! Рассказ совершенно неизвестной мне писательницы произвел на меня очень сильное впечатление. В принципе, чтобы охарактеризовать его можно ограничиться двумя словами «Русский «Террор» или, что еще страшнее, — «Продолжение истории «Террора», но постараюсь описать свои впечатления подробней.
Мастерски описано противостояние племени морских охотников и чудовища, пытающегося уничтожить племя. Страх, отчаяние, надежда героев просто физически чувствуются читателем. Отлично изображены образы шаманов. А уж способ, который помог победить тварь, и вовсе потряс мое воображение. Если бы не некоторые мелкие огрехи стиля, поставил бы высший балл. И все же рекомендую прочесть этот рассказ. Думаю, он не оставит вас равнодушными.
mastino, 16 марта 2008 г.
Рассказ, посвящённый очень мной уважаемому писателю Юрию Рытхэу. Рассказ не только практически повторяет название лучшего, на мой взгляд его романа «Сон в начале тумана» но и как то напоминает этот роман стилистически. Неплохой получился рассказ. На мой взгляд, пожалуй лучшее произведение в сборнике.
Nog, 27 февраля 2008 г.
Ничего особенного, этническое фэнтези без каких-либо изысков. Но почитать можно.