Ефим Зозуля «"Никогда не забыть этого знакомства..."»
Многомоторный самолёт везёт на съезд делегатов. Несколько одноместных бомбовозов экскортируют гигант. Они летят так близко, что видно лицо пилота.
Входит в:
— цикл «Тысяча»
— сборник «Пятьдесят новелл из цикла "Тысяча"», 1935 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 29 декабря 2015 г.
Казалось бы рядовой фанфарно-барабанный рассказ о достижениях страны Советов. А оказывается, не так-то он прост.
Содержание рассказа: Многоместный многомоторный самолёт везёт куда-то делегатов съезда. В качестве почётного эскорта рядом с воздушный гигантом летит несколько одноместных бомбовозов. Они совершают фигуры высшего пилотажа и пролетают так близко от большого самолёта, что герой рассказа видит лицо пилота. И это знакомство на высоте тысячи метров он никогда не забудет.
Теперь краткая предыстория. В конце 1932 года по инициативе группы писателей, в число которых входил и Ефим Зозуля было начато строительство сверхтяжёлого самолёта «Максим Горький». Ефим Зозуля написал даже две брошюры: одну о строительстве самолёта, другую о его испытаниях. Самолёт в рассказе никак не назван, но узнаётся с полувзгляда.
Через несколько недель, если не дней после выхода сборника с рассказом «Никогда не забыть мне этого знакомства...» самолёт «Максим Горький совершал показательный полёт в сопровождении двух истребителей. Никаких фигур высшего пилотажа пилоты сопровождения не должны были делать, однако лётчик Благин принялся совершать маневры в опасной близости от большого самолёта. Была ли это его личная инициатива или кто-то отдал устный приказ, теперь не установить, также как не установить, какую роль сыграл в трагедии только что вышедший рассказ. В те времена книги читались и оказывали прямое влияние на читателей.
В результате столкновения оба самолёта рухнули на землю. Погибли 47 человек. Для своего времени это была самая масштабная авиакатастрофа. Неудивительно, что больше рассказ Ефима Зозули не издавался.