Александр Бачило «Выдумки чистой воды. Том 1»
Двухтомник составлен по материалам семинара фантастики, работавшего в рамках IX Всесоюзного совещания молодых писателей (Москва, 1989)
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Румбы фантастики», 1988 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
beskarss78, 21 мая 2011 г.
Один из первых сборников фантастики, которые я перечитал от корки до корки — как раз в 1990-м. Тогда, в 12-ть лет, был чрезвычайно впечатлен.
За это сборнику моя вечная признательность...
Но тем поучительнее перечитывать этот сборник спустя десять и двадцать лет.
Действительно, вылезает много графомани.
Вылезает политика, («Гори,звезда» А. Копти), причем задним числом понимаешь, что многие такие рассказчики, которые против палачаей, потом нарядились в костюмы националистов-отморозков.
Но есть в текстах до сих пор не угасший для меня романтизм, свет зари. Те направления, которые потом превратились и в сюрреализм, и в альтернативку, в постядерку — они здесь как бы в зародыше.
Обязательно перечитаю сборник в 2020 :beer:
aldanare, 11 июня 2010 г.
По большому счету, у этого сборника нет никакой ценности, кроме сугубо артефактной: все лучшие рассказы из него можно найти в других вариантах публикаций, в том числе в сольных сборниках авторов. Считать это «срезом» отечественной фантастики конца 80-х вряд ли возможно, да и, положа руку на сердце, нисколько этой самой фантастике не льстит.
Если и есть у текстов «Выдумок...» что-то общее, то это, пожалуй, безудержность фантазии авторов в выдумывании любопытного антуража, «заваливании» пространства текста вещами и деталями. К сожалению, часто это делается в ущерб идее, которую поди еще разбери под всей этой выставкой достижений.
Вот, скажем, рассказ Александра Бачило «Помочь можно живым»: с любовью выстроенный постапокалиптический мир, симпатичный главный герой — и потрясающая в своей оригинальности идея «война — это плохо, особенно ядерная». Или рассказ Елены Грушко, давший название сборнику: сюрреалистическая мешанина разнородных деталей, с прозрачными аллюзиями на нашу реальность начала 90-х, каковыми аллюзиями смысл и исчерпывается. Или «Побег» Виталия Забирко: опять затейливый мир «планеты-концлагеря», медузообразные инопланетяне, питающиеся человеческими эмоциями, напряженный сюжет — но он уходит в пустоту, ни одной загадки мироустройства в рассказе не разгадано.
Лучшие тексты сборника — те, которые используют антураж для раскрытия идеи. Это, в первую очередь, «Сага воды и огня» Льва Вершинина — о том, чего на самом деле стоили «арийские ценности» фашистов и как бы к ним отнеслись настоящие викинги, случись им попасть во времена Второй мировой. Это «Вторжение» и «Остановка в пути» Леонида Кудрявцева: первое — сюрреалистическая притча, материализующая метафору «с войны никто не возвращается», второе — история одного неудачного эксперимента, превратившая мир в страшный сон Сальвадора Дали, немного напомнившая мне «У меня нет рта, но я должен кричать» Харлана Эллисона. Это рассказы Евгения Дрозда «Тень над городом» и «В раю мы жили на суше»: небольшие, изящные и прозрачные истории в духе старых мастеров НФ, дающие немалую пищу для ума. И еще, пожалуй, занятные сказки-притчи Сергея Булыги, напоминающие «Тысяча и одну ночь» и кучу других легенд, европейских и не только.
И самая большая ложка дегтя в сборнике — стихи Елены Крюковой, перемежающие рассказы прочих авторов. Стихи эти — графомань чистой воды, попавшая в книгу, видимо, только потому, что написана в фантастическом антураже...