Глеб Анфилов «В конце пути»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На пути к дому звездолёт «Диана» попадает в аварию. Надежды на удачное возвращение практически нет, но чудом выживший космонавт Алексей Аверин продолжает вести искалеченный корабль к Земле.
Публиковался также:Глеб Анфилов. В конце пути: Научно-фантастический рассказ / Рис. Н.Звирбулиса // Наука и техника (Рига), 1961, №1 – с.40-44.
Входит в:
— журнал «Знание-сила 1959'12», 1959 г.
— антологию «Альфа Эридана», 1960 г.
— антологию «Napříč nekonečnem», 1963 г.
— сборник «В конце пути», 2012 г.
- /языки:
- русский (2), чешский (1), румынский (1)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- И. Константин (1), Р. Тудор (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ученик Дьявола, 21 марта 2023 г.
Этот рассказ я могу назвать самым большим открытием во всей антологии «Альфа Эридана». Нет, лучшим в книге я его не назвал бы – есть и еще лучше, хотя бы «Испытание СКР» или «Частные предположения». Но Стругацкие – это как знак качества, эту фамилию я знаю с детства, так что в случае с ними открытия не было, а были просто оправданные ожидания. А вот имя Глеба Анфилова я увидел впервые именно в «Альфе Эридана». Должен сознаться, сразу сработала ассоциативная цепочка: раз впервые, то автор, видимо, мало известный ныне представитель «романтической эпохи» советской фантастики пятидесятых, а значит, опять будут красивые слова, героические до идиотизма персонажи и минимум смысла и логики в поступках. Читали уже, знаем – под той же обложкой имеются образчики подобного творчества: «Астронавт», «Пришелец», «Альфа Эридана». Так что скепсиса поначалу было хоть отбавляй. Однако я ошибся, да еще как!
Нет, на первый-то взгляд тут все то же самое: дальний космический полет, катастрофа, подвиг… И я вижу, что кое-кто из писавших здесь отзывы так, собственно, все и воспринял. Только нет тут никакого казенного пафоса и официоза, нет их. Шла бы речь о трех упомянутых выше рассказах, я бы согласился полностью и безоговорочно. Там – да: отважные космонавты-первопроходцы сначала вдохновенно, картинно, с красивыми словами бросаются навстречу неизведанному, совершенно не трудясь подключать к делу мозги, создают себе уйму трудностей, а потом эти трудности мужественно преодолевают. Здесь, несмотря на внешнее сходство, дело обстоит иначе. Можно, конечно, посмеяться над наивностью авторских представлений: старт межзвездной экспедиции происходит в 1989 году, космонавты за несколько часов до старта выходят утром из собственного дома и качаются на качелях… Но насмешка – только потому, что мы смотрим из своего циничного времени. Да и в общем-то это мелочи: сместить дату лет на триста вперед и убрать эпизод с качелями – и не останется никаких поводов для насмешек, в то время как журавлевский Зарубин или колпаковский Варен и при таком раскладе будут изумлять читателя своей несокрушимой глупостью.
Так в чем же разница? Во-первых, в обстоятельствах: то, что случилось со звездолетом «Диана», не есть результат непрофессионализма его экипажа. (Кстати, представление о барионной асимметрии Вселенной на момент написания рассказа еще не устоялось, и даже крупные ученые в пятидесятые годы вполне допускали наличие больших скоплений антивещества не только где-нибудь далеко, но и в нашей Галактике – так что основное фантастическое допущение для своего времени вполне научно.) А потому ставить Алексея Аверина на одну доску с тем же Зарубиным нет никаких оснований – это человек, внезапно оставшийся один на один с большой бедой, а потом – даже и с двумя. Во-вторых, обратите внимание, как ведет себя этот человек, у которого погибла жена, а сам он ослеп и мучается жестокими болями. Он не бьет себя в грудь кулаками и не твердит громкие фразы типа «Через невозможное – вперед!», чем грешат персонажи Журавлевой или Колпакова. Аверин – не такой вот светлоликий герой, он обыкновенный человек, а потому может поддаться слабости и потерпеть временное поражение, и писатель не скупится на слова, чтобы дать нам это понять. И подвиг здесь тоже под стать совершающему его: просто тяжело подняться с пола, сделать два вялых шага к пульту управления и нажать на кнопку. Но и это, поверьте, очень немало. Особенно если учесть, что именно дало Аверину силы сделать эти два шага –
olpo70, 17 июля 2018 г.
Такие рассказы не стареют. Такие рассказы написаны не о технике будущего, а о людях. Это фантастика не для холодного расчетливого ума, это фантастика для сердца. Она не о крутых суперменах побеждающих кучу космической нечисти и завоёвывающих целые галактики. Она о сильных духом людях. Которые были и я надеюсь есть и сейчас. И этот рассказ не в коем случае не советский официоз. Он безгранично человечен. И не хочу никого обидеть, но ребята которым не понравился этот рассказ у вас одна из двух проблем. Вы или закостенели в обилии прочитаного( в народе зажрались). Или ваш читательский уровень восприятия дествительно хорошей фантастики очень низок( пытался быть как можно мягче). Мне жалко что мимо вас проходит много великолепной фантастики.
ASPArhat, 13 июня 2011 г.
Кому не интересен этот рассказ? Тем кто привык к фантастическим боевикам или сюжетам о магах-недоучках — да! А здесь рассказ о Человеке! О его любви, о его цели, о его тяге к жизни! А фантастический сюжет это всего лишь фон.
elent, 13 июня 2012 г.
Много пафоса в духе 60-х. Но тогда очень многие верили в победу коммунизма. И вот этот романтизм и самоотверженность и дала нам прорывы во многих областях. Сейчас этого практически нет. Общество потребителей.
тессилуч, 2 августа 2010 г.
А я этот рассказ прочитал как раз вовремя. Поэтому он показался мне достаточно занимательным и дата старта тогда не резала глаза. Это сейчас можно изображать высоколобость и пресыщенность фантастикой. В 60-х годах большинство н-ф произведений были такими.
god54, 3 января 2010 г.
Стандартный рассказ из советской фантастики, который был интересен во время его написания, так как всё-равно другой фантастики в то время мы не видели. Сегодня он полностью устарел и неинтересен.
Sawwin, 26 марта 2008 г.
Как всё это наивно, как устарело! Ведь старт межзвёздного корабля «состоялся» 20 июня 1989 года!
Глеб Анфилов грамотный человек, в рассказе не так много ляпов. Он умеет писать, в рассказе, наряду с обязательным официозом, встречаются живые сценки и образы. И тем не менее, жёсткая заданность научно-фантастического сюжета убивает рассказ, художественная ценность которого со временем сошла на нет.