Алекс Брандт «Багровый молот»
Германия, 1626 год. Княжество-епископство Бамберг, одно из самых богатых и благополучных в германских землях, охвачено манией охоты на ведьм. Для розыска и ареста «слуг дьявола» создана специальная следственная комиссия во главе с викарным епископом Фридрихом Фёрнером. При помощи пыток, ложных свидетельств и выдуманных улик следователи вымогают признания и десятками отправляют людей на костер. Этому безумию пытается противостоять канцлер Георг Хаан, один из наиболее высокопоставленных и влиятельных сановников княжества. Но вскоре он узнает, что кто-то из его приближенных тайно доносит о каждом его шаге охотникам на ведьм. Канцлер пытается выяснить, кто из его людей предал его, понимая, что и он сам, и вся его семья находятся теперь в смертельной опасности…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 4 апреля 2021 г.
Время сжигать ведьм
***
Исторические романы бывают разные. Какие-то сугубо военный («Азенкур» Корнуэлла), какие-то приключенческие (Робин Янг «Тайное братство»). Бывают с привлечением фэнтези (особняком стоит трилогия Сапковского «Сага о Рейневане»). А вот «Багровый молот» — роман о политике.
…XVI век, Германия. Время, когда свирепствовала инквизиция. Ведьмы сжигались чуть ли не ежедневно. Из этого устраивались целые представления. При этом доносы сыпались будто из Рога изобилия. Это же касается и признаний, которые выбивались, вырывались с силой. Центром действия романа становится Бамберг. Канцлер Хаан противостоит епископу Фёрнеру – фанатику, который обожает казнить ведьм. Собственно, в этом противостоянии и состоит сюжет романа.
Что касается плюсов романа, то тут в первую очередь выделяется тематика. Много ли романов об инквизиции? Не так уж. Исторических и того меньше. Ну а про столкновение мнений касательно инквизиции – совсем мало. Еще один плюс – объем произведения. Книга действительно короткая, в ней нет места воде как таковой. Но тут нужно перейти к минусам, чтобы сделать пояснения.
Минусы «Багрового молота». Книга, как было сказано выше, короткая, но действия в ней совсем мало. Лишь в начале и в конце есть какой-то экшен, всё остальное – диалоги. Это не совсем вода, диалоги помогают увидеть некоторые важные моменты. Это скорее специфика романа. Еще один минус – смазанный финал. Его практически нет. Это просто «эпилог», который втиснут, чтобы закрыть (для галочки) сюжетные линии. Персонажи – еще один минус «Багрового молота». Они достаточно безликие, серые. И это при том, что это исторические личности! Еще один момент – сноски. Их много. Буквально каждый исторический персонаж сопровождается сноской. Сперва это выглядит любопытным, но со временем надоедает.
Заключение: к «Багровому молоту» нужно подойти с правильным настроем. Не нужно настраиваться на экшен, на закулисные интриги уровня «Игры престолов». И не стоит ждать многочисленных подробностей пыток. Они здесь условные. Если все это знать заранее, то, возможно, получится абстрагироваться от минусов.
7 багровых молотов из 10.
i_am_sansanich, 31 декабря 2018 г.
Очень неоднозначное произведение. Сложно предположить, что хотел создать автор. Получился же 100-процентный винегрет, состоящий из незначительной художественной составляющей, огромного количества исторических фактов, названий, имен и несметного количества сравнительных оборотов.
Скажу сразу, что ценю я, и думаю, многие другие читатели не обременённые доскональными знаниями истории. Это — ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ произведения с историческим антуражем. Я не хочу и не имею возможности запоминать все имена, названия и события из реальной истории. Мне достаточно духа того времени, описания характеров персонажей и хоть какого-нибудь, пусть придуманного, действия.
Что касается духа времени, то он описан весьма скромно, а ведь какое поле деятельности — разгар охоты на ведьм, интереснейшая тема. Казалось бы, возьми автор и опиши всю безысходность, страдания невинных и на этом фоне вознеси до небес тех, кто пытался этому противостоять, чтобы читатель оценил все нюансы того времени. Ан нет, не смог, не дотянул, получилось суховато: ...дала показания добровольно и её отпустили; ...после трёх дней дознания его сожгли и т.д. Делаю акцент на слово «суховато», поскольку дух времени всё-таки ощущается.
Присуща произведению и хроническая нехватка действия. Динамика практически нулевая. Отмечу, что моменты, в которых действие всё же есть описаны замечательно. На что я и повёлся смело купив бумажную книгу за большие деньги после прочтения ознакомительного момента в интернете. К сожалению слово «динамика» применимо только к первой и последней главам. Всё остальное — безуспешные потуги канцлера дипломатическими методами противостоять «Багровому молоту» и куча «сухих» исторических фактов.
А вот со сравнительными оборотами вышел явный перебор. Среди них есть как удачные, так и не очень. Например, «круглые чернильные буквы обрушились на неё, словно груда камней» или «жирный коричневый ил поднимался со дна его светлых зрачков». И такое чуть-ли не на каждой странице. Очень напоминает стремление блеснуть эрудицией или чем-то подобным.
Из положительных моментов следует отметить поднятие тем, актуальных во все времена. Например, о бессмысленности противостояния законной власти и о людях не согласных с этим, пытающихся что-то изменить разными методами: одни дипломатически, другие через собственноручное наказание виновных. Но к сожалению страдают и те и другие. И в этом вся суровая правда жизни.
Также хорошо автору удалось описание отношений как между сторонниками и противниками «молота», так и внутри двух противоборствующих лагерей. Персонажи и те и другие получились думающими, со своими взглядами и мотивацией, одним словом — некартонными, что я очень ценю в литературе. А вот количество имён, названий и событий, упомянутых вскользь следовало бы немного проредить или хотя бы не помещать их в конец книги — это очень, на мой взгляд, не удобно.
В завершение скажу, что книга вышла не то чтобы плохой, желания бросить читать не возникало. Просто, из-за своей неоднозначности: отсутствия акцента либо на художественность, либо историчность; либо на действие, либо на психологию, она вряд-ли способна кого-либо полностью удовлетворить.